Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида "Родничок №51"
Малышевского городского округа
ПРОЕКТ
«Развитие элементов логического мышления
у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
посредствам дидактических игр и упражнений».
АВТОР ПРОЕКТА:
ПАРНИЩЕВА С.А
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА.
№ | Параметры | Содержание |
1 | Тема | « «Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений» |
2 | Вид проекта | Долгосрочный |
3 | Тип проекта | Практико-ориентировочный, информационный |
4 | Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста группы ЗПР, тьютор (Парнищева С.А), воспитатели(Халимендик М В, Кулабухова Н.В) |
5 | Сроки проекта | Октябрь-май |
6 | Актуальность | Проблемы изучения детей с задержкой психического развития поднимались в работах Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой и др. Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. У данной категории детей нарушены все виды мышления, в особенности словесно-логическое. Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л.Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно: перед ними интеллектуальной задачи. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается. Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логическим мышлением. Такое значительное отставание в развитии словесно-логического мышления убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления. |
| | |
| | |
| | |
| | проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно: в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности; в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем проб в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается. Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логическим мышлением. Такое значительное отставание в развитии словесно-логического мышления убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления. |
| | Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логическим мышлением. Такое значительное отставание в развитии словесно-логического мышления убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления. |
7 | Проблема | Недостаточная сформированность познавательных процессов и мыслительных операций зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в дошкольном учреждении. |
8 | Практическая значимость | Реализация данного проекта повысит уровень развития психических процессов, знаний и представлений об окружающем мире, а развитие логических приемов мышления, у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться положительной динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса дидактических игр и упражнений. |
9 | Цель | - Создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения. |
. | | - Повышение собственного профессионального уровня, обогащение углубление знаний, совершенствование коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР. |
10 | Задачи | -Формировать и совершенствовать у детей мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация; - Формировать у детей умения рассуждать, доказывать, логически мыслить; -Поддерживать у детей познавательный интерес; -Развивать у детей: коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; творческое воображение; -Подбор комплекса игр для развития логических приемов мышления старших дошкольников |
11 | Принципы реализации | -Принцип индивидуального и дифференцированного подхода - учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического развития -Принцип систематичности и последовательности – постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных знаний , правил, реализация мероприятий в системе Принцип наглядности и занимательности – предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха Динамичность: интеграция проекта в разных видах деятельности Принцип дифференциации: создание благоприятной среды для усвоения предложенного материала каждым ребенком |
| | - Принцип наглядности и занимательности – предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры -Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха -Динамичность: интеграция проекта в разных видах деятельности -Принцип дифференциации: создание благоприятной среды для усвоения предложенного материала каждым ребенком. |
12 | Этапы реализации | 1 этап – подготовительный 2 этап – основной (практический) 3 этап – заключительный |
13 | Предполагаемый результат | -Способность и умение детей самостоятельно производить простые логические действия (выполнять группировки, обобщение, конкретизацию, сравнение, выделять лишнее, устанавливать причинно-следственные связи и др.) -Непроизвольное усвоение детьми нового материала на игровой основе -Использование игрового материала (дидактические игры, упражнения и задания) ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления, стимулирует умственную активность каждого ребёнка -Способность логически мыслить позволяет понимать происходящее вокруг, решать различные задачи, делать умозаключения, доказывать и опровергать словом -Дидактическая игра делает процесс обучения легким и занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. |
14 | Итоговый продукт | Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления. Рекомендации « Игры для детей с ЗПР |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный
Изучение методической литературы по данной теме
Подбор игровых упражнений и дидактических игр
Диагностика детей по мышлению
Подбор наглядного материала
Перспективное планирование проекта
2 этап – основной (практический)
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР путем внедрения в образовательный процесс эффективных методов и приемов (дидактических игр и упражнений)
3 этап – заключительный
Мониторинг детей
Разработка рекомендаций для родителей «Дидактические игры и упражнения для развития мышления у дошкольников».
Планирование мероприятий с детьми.
СРОКИ | ТЕМА | Примерная подборка дидактических игр, содержание |
Октябрь | Осень Огород. Овощи. | «Чепуха» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат, при помощи суждений делать умозаключения) Упр. «Определи время года по перечисленным признакам» (упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез) «Что сначала, что потом?» (Щенок под дождем) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить причинно-следственные отношения, развивать речь Выкладывание из счетных палочек «Елка», «Кустарник» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Съедобное - несъедобное» (формирование умений выполнять классификацию) «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) |
| | «Что не подходит?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Что сначала, что потом?» (Помидоры) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) |
Ноябрь | Мой дом. Мебель. Кухня. Посуда. | Выкладывание картин из счетных палочек «Стул», «Кровать» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Четвертый лишний?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Загадай предмет и опиши его» (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) Выкладывание картин из счетных палочек «Черпак» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) |
Декабрь | Одежда. Обувь. Головные уборы Зима. Зимние забавы. | «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Сгруппируй предметы правильно» (учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место, закреплять умение классифицировать предметы) Упр. «Отгадай загадку – покажи отгадку» (учить отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного) «Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.) «Бывает-не бывает?» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат) «Что сначала, что потом?» (Елка) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Ассоциации - подбери слово (картинку) (мороз-шуба, зима-лыжи и т.д.)» (формирование умения устанавливать логические связи между понятиями и предметами, делать умозаключения, доказывать свой выбор) |
Январь | Зимующие птицы Домашние птицы | «Что сначала, что потом?» (Нашли птенца) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить причинно-следственные отношения, развивать речь «Назови, каких знаешь зимующих птиц» (систематизация понятий, родовые понятия) «Загадай птичку» - (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета) «Сравни птиц» - (учить сравнивать предметы – выделять существенные признаки объектов) Геометрическая мозаика «Петушок» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Подбери слова из перечисленных, обозначающие домашних птиц» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «У кого кто?» - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. |
Февраль | Игрушки Профессии | «Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Разложи игрушки (цвет, форма, величина)» (формировать умение проводить анализ, сравнение, выделять существенные признаки и обобщать по ним) «Новоселье матрешек» (закреплять умение классифицировать в определенной последовательности) «Обведи, закрась» - корректурные пробы детский вариант (умение классифицировать по определенную признаку) «Профессии. Кому что нужно для работы?» (развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия) «Кто что делает? или «Кто это делает?» (развитие абстрактного (словесно-логического) мышления, подбор глаголов к существительным) «Найди ошибку» (словесно) или «Что перепутал художник?» (наглядно) – развитие словесно-логического мышления, умение замечать ошибку, устанавливать связи и делать выводы Упр. «Объясни понятие (профессию)» (учить мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е. выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных, развивать умственную активность) |
Март | Дикие животные и их детеныши Домашние животные и их детеныши | «Какое слово лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) Геометрическая мозаика «Заяц» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Любимая еда» (заяц – кора, белка-шишка и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. «Что сначала, что потом?» (Кошка и мышка) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить причинно-следственные отношения, развивать речь «1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) Геометрическая мозаика «Кошка», «Лошадь», «Собака» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Любимая еда» (корова-сено, кошка-молоко и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. |
Апрель | Весна Перелётные птицы | «Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.) «Бывает – не бывает» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат.) «Не покатались» (рассказ со скрытым смыслом) - формирование умений выполнять систематизацию «Продолжи предложение» (развитие абстрактного мышления, умение устанавливать причинные связи, правильно и последовательно излагать свою мысль) «Подбери слова из перечисленных, обозначающие перелетных птиц» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). «Загадай птичку» - (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета) Игра «Рыбы - птицы - звери» (учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории, формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа, закрепление видовых и родовых понятий) |
Май | Насекомые Жители водоёмов | Геометрическая мозаика «Бабочка» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Летает – ползает, скачет» (формирование умений выполнять классификацию) «Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). Выкладывание картин из счетных палочек «Жук» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов Геометрическая мозаика «Рыбка» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). Выкладывание картин из счетных палочек «Рыбка» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) Упр. «Найди отличие» (формировать и развивать у детей основные операции мышления, учить находить сходства и различия между предметами и явлениями, делать правильные умозаключения) |
Взаимодействие с воспитателем:
Воспитатель выступает чаще посредником между специалистом и детьми. Для этого воспитатели должны присутствовать на фронтальных занятиях специалиста, а он в свое время может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля, так и оказания методической помощи воспитателям. Воспитатель занимается закреплением навыков и умений и должен знать, на какой стадии развития находится каждый ребенок, а так же вместе со специалистами группы следить за развитием каждого этапа.
Задача работы воспитателя заключается в «создании условий для практического усвоения…», «упражнении в использовании…», «закреплении…», «активизации…». Важна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Воспитателям следует видеть дефекты развития детей и знать, что ошибки детей – не случайность, а симптом их психического неблагополучия.
Воспитатели стремятся содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, укрепляя и расширяя их компенсаторные возможности, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных дефектологом в определенный период обучения.
В работе воспитателя важным моментом являются вечерние занятия по заданию дефектолога (после полдника). На вечерние занятия педагог может взять одного или несколько человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал. Все задания должны быть знакомы детям. Наглядный и речевой материал отбирается индивидуально для каждого ребенка.
В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения и изменение условий общения. В его задачу также входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных эмоций, формирование интереса к занятиям.
В процессе коррекционной работы воспитатель также как и другие специалисты, уделяет большое внимание развитию мелкой моторики. Во внеучебное время он может предлагать детям тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, завязывании и развязывании шнурков, сортировке мелких предметов.
Работа с родителями.
Наглядная информация в родительском уголке по теме «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (консультации, памятки, буклеты).
Рекомендации по проведению совместных игр родителей и детей в вечернее время дома
Привлечь родителей к совместному изготовлению дидактических игр
Литература:
Алябьева Е.А. Игры для детей 5-8 лет: развитие логического мышления и речи, «Сфера», 2010
Афонькина Ю.А., Колосова Н.В. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития, «АРКТИ», 2016
Жукова О.С. Развиваем мышление, «Астрель», 2008 (Клуб веселых дошколят)
Кагарлицкая Г.С. Что зачем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4-х лет, «Генезис», 2011
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников, «Академия развития», 2007.
Шалаева Г. Большая книга логических игр, «АСТ Слово», 2013.
Интернет-ресурсы.
Октябрь.
Ноябрь.
«Развиваем логическое мышление у детей»
Известно, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей.
Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).
Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Логические задачи и упражнения.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой?
5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?
Логические игры.
Назови одним словом
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт -. , птицы -.
Ноябрь.