СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие элементов логического мышления у детей старшего возраста в доу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие элементов логического мышления у детей старшего возраста в доу»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида "Родничок №51"

Малышевского городского округа




ПРОЕКТ



 «Развитие элементов логического мышления

у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

 посредствам дидактических игр и упражнений».














АВТОР ПРОЕКТА:

ПАРНИЩЕВА С.А


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА.

Параметры

Содержание

1

Тема

« «Развитие элементов логического мышления

у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

 посредствам дидактических игр и упражнений»


2

Вид проекта

Долгосрочный

3

Тип проекта

Практико-ориентировочный, информационный

4

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста  группы ЗПР, тьютор (Парнищева С.А), воспитатели(Халимендик М В, Кулабухова Н.В)

5

Сроки проекта

Октябрь-май

6

Актуальность

 

 Проблемы изучения детей с задержкой психического развития поднимались в работах Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой и др. Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. У данной категории детей нарушены все виды мышления, в особенности словесно-логическое. Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л.Н. Блиновой,  отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

перед ними интеллектуальной задачи. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.

Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логическим мышлением. Такое значительное отставание в развитии словесно-логического мышления убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления.

















 проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

  • в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности;

  • в  нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем  проб

  • в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.

Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логическим мышлением. Такое значительное отставание в развитии словесно-логического мышления убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления.





Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логическим мышлением. Такое значительное отставание в развитии словесно-логического мышления убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления.

7

Проблема

  Недостаточная сформированность познавательных процессов и мыслительных операций зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в дошкольном учреждении. 

8

Практическая значимость

Реализация данного проекта повысит уровень развития психических процессов, знаний и представлений об окружающем мире, а развитие логических приемов мышления, у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться положительной динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса дидактических игр и упражнений.

9

Цель

- Создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения.







.


- Повышение собственного профессионального уровня, обогащение углубление знаний, совершенствование коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.


10

Задачи

-Формировать и совершенствовать у детей мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация;

- Формировать у детей умения рассуждать, доказывать, логически мыслить;

-Поддерживать у детей познавательный интерес;

-Развивать у детей: коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; творческое воображение;

-Подбор комплекса игр для развития логических приемов мышления старших дошкольников


11

Принципы реализации

-Принцип индивидуального и дифференцированного подхода  - учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического развития

-Принцип систематичности и последовательности  – постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных знаний , правил, реализация мероприятий в системе

  1.  Принцип наглядности и занимательности – предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры

  2. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха

  3. Динамичность: интеграция проекта в разных видах деятельности

  4. Принцип дифференциации: создание благоприятной среды для усвоения предложенного материала каждым ребенком





- Принцип наглядности и занимательности – предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры

-Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха

-Динамичность: интеграция проекта в разных видах деятельности

-Принцип дифференциации: создание благоприятной среды для усвоения предложенного материала каждым ребенком.


12

Этапы реализации

1 этап – подготовительный

2 этап – основной (практический)

3 этап – заключительный







13

Предполагаемый результат

-Способность и умение детей самостоятельно производить простые логические действия (выполнять группировки, обобщение, конкретизацию, сравнение, выделять лишнее, устанавливать причинно-следственные связи и др.)

-Непроизвольное усвоение детьми нового материала на игровой основе

-Использование игрового материала (дидактические игры, упражнения и задания) ведет к более интенсивному развитию  компонентов логического мышления, стимулирует умственную активность каждого ребёнка

-Способность логически мыслить позволяет  понимать происходящее вокруг, решать различные задачи, делать умозаключения, доказывать и опровергать словом

-Дидактическая игра делает процесс обучения легким и занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.


14

Итоговый продукт

Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления. Рекомендации « Игры для детей с ЗПР


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА


1 этап – подготовительный


  • Изучение методической литературы по данной теме

  • Подбор игровых упражнений и дидактических игр

  • Диагностика детей по мышлению

  • Подбор наглядного материала

  • Перспективное планирование проекта

2 этап – основной (практический)


  • Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР путем внедрения в образовательный процесс эффективных методов и приемов (дидактических игр и упражнений)

3 этап – заключительный


  • Мониторинг детей

  • Разработка рекомендаций для родителей «Дидактические игры и упражнения для развития мышления у дошкольников».



Планирование мероприятий с детьми.


СРОКИ

ТЕМА

Примерная подборка дидактических игр, содержание

Октябрь

Осень



























Огород. Овощи.

«Чепуха» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат, при помощи суждений делать умозаключения)

Упр. «Определи время года по перечисленным признакам» (упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез)

«Что сначала, что потом?» (Щенок под дождем) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить  причинно-следственные отношения, развивать речь

Выкладывание из счетных палочек «Елка», «Кустарник» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)


«Съедобное - несъедобное» (формирование умений выполнять классификацию)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)





«Что не подходит?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Что сначала, что потом?» (Помидоры) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)


Ноябрь

Мой дом. Мебель.

















Кухня. Посуда.

Выкладывание картин из счетных палочек «Стул», «Кровать» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Четвертый лишний?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Загадай предмет и опиши его» (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, 


«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

Выкладывание картин из счетных палочек «Черпак» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)



Декабрь

Одежда. Обувь. Головные уборы



















Зима. Зимние забавы.

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Сгруппируй предметы правильно» (учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место, закреплять умение классифицировать предметы)

 Упр. «Отгадай загадку – покажи отгадку» (учить  отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного)


«Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.)

«Бывает-не бывает?» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат)

«Что сначала, что потом?» (Елка) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Ассоциации - подбери слово (картинку) (мороз-шуба, зима-лыжи и т.д.)» (формирование умения устанавливать логические  связи между понятиями и предметами, делать умозаключения, доказывать свой выбор)



Январь

Зимующие птицы


















Домашние птицы

«Что сначала, что потом?» (Нашли птенца) -  формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить  причинно-следственные отношения, развивать речь

«Назови, каких знаешь зимующих птиц» (систематизация понятий, родовые понятия)

«Загадай птичку» - (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета)

«Сравни птиц» - (учить сравнивать предметы – выделять существенные признаки объектов)



Геометрическая мозаика «Петушок» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Подбери слова из перечисленных, обозначающие домашних птиц» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«У кого кто?» - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.



Февраль

Игрушки

















Профессии

 «Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Разложи игрушки (цвет, форма, величина)» (формировать умение проводить анализ, сравнение, выделять существенные признаки и обобщать по ним)

«Новоселье матрешек» (закреплять умение классифицировать в определенной последовательности)

«Обведи, закрась» - корректурные пробы детский вариант (умение классифицировать по определенную признаку)


«Профессии. Кому что нужно для работы?» (развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия)

«Кто что делает? или «Кто это делает?» (развитие абстрактного (словесно-логического) мышления, подбор глаголов к существительным)

«Найди ошибку» (словесно) или «Что перепутал художник?» (наглядно) – развитие словесно-логического мышления, умение замечать ошибку, устанавливать связи и делать выводы

Упр. «Объясни понятие (профессию)» (учить мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е.  выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных, развивать умственную активность)



Март

Дикие животные и их детеныши




















Домашние животные и их детеныши






«Какое слово лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

Геометрическая мозаика «Заяц» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Любимая еда» (заяц – кора, белка-шишка и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.


«Что сначала, что потом?» (Кошка и мышка) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить  причинно-следственные отношения, развивать речь

 «1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

Геометрическая мозаика «Кошка», «Лошадь», «Собака» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Любимая еда» (корова-сено, кошка-молоко и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.



Апрель

Весна
















Перелётные птицы

«Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.)

«Бывает – не бывает» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат.)

«Не покатались» (рассказ со скрытым смыслом) - формирование умений выполнять систематизацию

«Продолжи предложение» (развитие абстрактного мышления, умение устанавливать причинные связи, правильно и последовательно излагать свою мысль)



«Подбери слова из перечисленных, обозначающие перелетных птиц» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

«Загадай птичку» - (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета)

Игра «Рыбы - птицы - звери» (учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории, формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа, закрепление видовых и родовых понятий)



Май

Насекомые


















Жители водоёмов

Геометрическая мозаика «Бабочка» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Летает – ползает, скачет» (формирование умений выполнять классификацию)

«Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Выкладывание картин из счетных палочек «Жук» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов


Геометрическая мозаика «Рыбка» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Выкладывание картин из счетных палочек «Рыбка» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

Упр. «Найди отличие» (формировать и развивать у детей основные операции мышления, учить находить сходства и различия между предметами и явлениями, делать правильные умозаключения)




Взаимодействие с воспитателем:

 Воспитатель выступает чаще посредником между специалистом и детьми. Для этого воспитатели должны присутствовать на фронтальных занятиях специалиста, а он в свое время может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля, так и оказания методической помощи воспитателям. Воспитатель занимается закреплением навыков и умений и должен знать, на какой стадии развития находится каждый ребенок, а так же вместе со специалистами группы следить за развитием каждого этапа.

Задача работы воспитателя заключается в «создании условий для практического усвоения…», «упражнении в использовании…», «закреплении…», «активизации…». Важна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Воспитателям следует видеть дефекты развития детей и знать, что ошибки детей – не случайность, а симптом их психического неблагополучия.
Воспитатели стремятся содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, укрепляя и расширяя их компенсаторные возможности, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных дефектологом в определенный период обучения.

В работе воспитателя важным моментом являются вечерние занятия по заданию дефектолога (после полдника). На вечерние занятия педагог может взять одного или несколько человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал. Все задания должны быть знакомы детям. Наглядный и речевой материал отбирается индивидуально для каждого ребенка.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения и изменение условий общения. В его задачу также входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных эмоций, формирование интереса к занятиям.

В процессе коррекционной работы воспитатель также как и другие специалисты,  уделяет большое внимание развитию мелкой моторики. Во внеучебное время он может предлагать детям тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, завязывании и развязывании шнурков, сортировке мелких предметов.


Работа с родителями.

  • Наглядная информация в родительском уголке по теме «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (консультации, памятки, буклеты).

  • Рекомендации по проведению совместных игр родителей и детей в вечернее время дома

  • Привлечь родителей к совместному изготовлению дидактических игр



Литература:

  1. Алябьева Е.А. Игры для детей 5-8 лет: развитие логического мышления и речи, «Сфера», 2010

  1. Афонькина Ю.А., Колосова Н.В. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития, «АРКТИ», 2016

  1. Жукова О.С. Развиваем мышление, «Астрель», 2008 (Клуб веселых дошколят)

  1. Кагарлицкая Г.С. Что зачем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4-х лет, «Генезис», 2011

  1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников, «Академия развития», 2007.

  1. Шалаева Г. Большая книга логических игр, «АСТ Слово», 2013.

  1.  Интернет-ресурсы.




Октябрь.


















Ноябрь.

«Развиваем логическое мышление у детей»

Известно, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей.

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).

Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.


Логические задачи и упражнения.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4. Под елкой цветок не растет,

Под березой не растет грибок.

Что растет под елкой?

5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?

6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?

Логические игры.

Назови одним словом

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт -. , птицы -.


Ноябрь.