Зиновьева Ю.С.
учитель-дефектолог
Развитие эмоционально-волевой регуляции поведения обучающихся с интеллектуальным недоразвитием
Школьники с интеллектуальным недоразвитием имеют специфические трудности в эмоционально-волевой регуляции своего поведения, как в учебной деятельности, так и вне учебной деятельности. Они затрудняются в планировании своей деятельности, а также в её контроле, с трудом концентрируют своё внимание на тех учебных заданиях, что их не привлекают. Характерной чертой является тенденция истощаемости, нарастания утомляемости к концу урока. Для учащихся с интеллектуальным недоразвитием оказывается трудным подобрать адекватный способ реагирования в проблемной ситуации, они не всегда способны контролировать свои эмоциональные проявления, часто проявляют агрессию и нежелание вступать в контакт.
Развитие эмоционально-волевой регуляции поведения учащихся с интеллектуальным недоразвитием должно быть включено в комплексную и всестороннюю работу над поведением в целом. Нельзя просто работать только над эмоциями или волевыми качествами личности, необходимо развивать и учить так же нормативному поведению в обществе, коммуникативному взаимодействию с окружающими, формировать мотивы и интерес к учебной деятельности и другое.
Для того чтобы преодолеть, сгладить имеющиеся у учащихся трудности в эмоционально-волевой регуляции своего поведения необходимо изначально выявить, диагностировать имеющиеся проблемы в данных сферах, выяснить причины, если это возможно. Только после этого можно организовывать системную работу специалистов и родителей по развитию регуляции поведения детей. Такая работа включает в себя деятельность педагогов-дефектологов, психолога, логопеда, инструктора по лечебной физической культуре, важным условием эффективности является так же включенность семьи в работу с ребенком.
Система работы по развитию и коррекции эмоционально-волевой регуляции поведения учащихся включает в себя следующие задачи:
Формирование у учащихся представлений о принятом в обществе нормативном поведении (как вести себя в транспорте, в школе, на улице, дома и тому подобное);
Развитие умения у учащихся определять и понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей;
Формирование навыков самоконтроля;
Развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием в зависимости от ситуации;
Ослабление эмоционального напряжения различными средствами;
Совершенствование умения дифференцировать эмоции;
Организация положительной комфортной доверительной эмоциональной ситуации в классе;
Развитие умения определять цель и предвидеть результат своих поступков;
Развитие способности подбирать адекватные и соответствующие ситуации средства, необходимые для достижения поставленной цели;
Развитие умения контролировать эффективность своих действий, находить и справляться со своими ошибками;
Развитие ответственности за свои поступки и деятельность;
Учить доводить начатое дело до конца;
Выработка усидчивости и терпимости;
Обучение решению часто встречающихся проблемных и затруднительных для учащихся ситуаций.
Поставленные задачи должны решаться различными путями и средствами. Это организация индивидуальных и групповых занятий. Например, использовать для реализации выше изложенных задач рекомендуется:
дидактические игры,
моделирование различных ситуаций,
индивидуальные занятия с психологом,
организацию занятий в сенсорной комнате,
внеклассные занятия – например, уроки, посвященные добрым делам, ответственности и тому подобные,
музыкальные занятия,
занятия лечебной физической культурой,
похвала учителем во время урока и во внеурочное время,
консультирование родителей и освещение им рекомендаций по взаимодействию с ребенком,
арт-терапию,
тренинги, направленные на создание доверительных положительных отношений в рамках класса,
ведение дневника настроения,
стимулирование активности деятельности учащихся на уроке,
педагогическую поддержку,
педагогическое сопровождение.
Таким образом, для организации успешной работы по развитию регуляции поведения обучающихся с интеллектуальным недоразвитием важным условием является системная и целенаправленная работа специалистов различных областей и организации комфортной среды.