СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие эмоционально-волевой регуляции поведения обучающихся с интеллектуальным недоразвитием

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассмотрены задачи системной работы по развитию эмоционально-волевой регуляции поведения обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, способы реализации поставленных задач.

Просмотр содержимого документа
«Развитие эмоционально-волевой регуляции поведения обучающихся с интеллектуальным недоразвитием»

Зиновьева Ю.С.
учитель-дефектолог

Развитие эмоционально-волевой регуляции поведения обучающихся с интеллектуальным недоразвитием

Школьники с интеллектуальным недоразвитием имеют специфические трудности в эмоционально-волевой регуляции своего поведения, как в учебной деятельности, так и вне учебной деятельности. Они затрудняются в планировании своей деятельности, а также в её контроле, с трудом концентрируют своё внимание на тех учебных заданиях, что их не привлекают. Характерной чертой является тенденция истощаемости, нарастания утомляемости к концу урока. Для учащихся с интеллектуальным недоразвитием оказывается трудным подобрать адекватный способ реагирования в проблемной ситуации, они не всегда способны контролировать свои эмоциональные проявления, часто проявляют агрессию и нежелание вступать в контакт.

Развитие эмоционально-волевой регуляции поведения учащихся с интеллектуальным недоразвитием должно быть включено в комплексную и всестороннюю работу над поведением в целом. Нельзя просто работать только над эмоциями или волевыми качествами личности, необходимо развивать и учить так же нормативному поведению в обществе, коммуникативному взаимодействию с окружающими, формировать мотивы и интерес к учебной деятельности и другое.

Для того чтобы преодолеть, сгладить имеющиеся у учащихся трудности в эмоционально-волевой регуляции своего поведения необходимо изначально выявить, диагностировать имеющиеся проблемы в данных сферах, выяснить причины, если это возможно. Только после этого можно организовывать системную работу специалистов и родителей по развитию регуляции поведения детей. Такая работа включает в себя деятельность педагогов-дефектологов, психолога, логопеда, инструктора по лечебной физической культуре, важным условием эффективности является так же включенность семьи в работу с ребенком.

Система работы по развитию и коррекции эмоционально-волевой регуляции поведения учащихся включает в себя следующие задачи:

  1. Формирование у учащихся представлений о принятом в обществе нормативном поведении (как вести себя в транспорте, в школе, на улице, дома и тому подобное);

  2. Развитие умения у учащихся определять и понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей;

  3. Формирование навыков самоконтроля;

  4. Развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием в зависимости от ситуации;

  5. Ослабление эмоционального напряжения различными средствами;

  6. Совершенствование умения дифференцировать эмоции;

  7. Организация положительной комфортной доверительной эмоциональной ситуации в классе;

  8. Развитие умения определять цель и предвидеть результат своих поступков;

  9. Развитие способности подбирать адекватные и соответствующие ситуации средства, необходимые для достижения поставленной цели;

  10. Развитие умения контролировать эффективность своих действий, находить и справляться со своими ошибками;

  11. Развитие ответственности за свои поступки и деятельность;

  12. Учить доводить начатое дело до конца;

  13. Выработка усидчивости и терпимости;

  14. Обучение решению часто встречающихся проблемных и затруднительных для учащихся ситуаций.

Поставленные задачи должны решаться различными путями и средствами. Это организация индивидуальных и групповых занятий. Например, использовать для реализации выше изложенных задач рекомендуется:

  • дидактические игры,

  • моделирование различных ситуаций,

  • индивидуальные занятия с психологом,

  • организацию занятий в сенсорной комнате,

  • внеклассные занятия – например, уроки, посвященные добрым делам, ответственности и тому подобные,

  • музыкальные занятия,

  • занятия лечебной физической культурой,

  • похвала учителем во время урока и во внеурочное время,

  • консультирование родителей и освещение им рекомендаций по взаимодействию с ребенком,

  • арт-терапию,

  • тренинги, направленные на создание доверительных положительных отношений в рамках класса,

  • ведение дневника настроения,

  • стимулирование активности деятельности учащихся на уроке,

  • педагогическую поддержку,

  • педагогическое сопровождение.

Таким образом, для организации успешной работы по развитию регуляции поведения обучающихся с интеллектуальным недоразвитием важным условием является системная и целенаправленная работа специалистов различных областей и организации комфортной среды.