Автор: Добдонова Е.Б., учитель истории и обществознания МАОУ «Бургуйская СОШ»
«Развитие эмоционального интеллекта обучающихся на уроках истории»
Жизнь человека немыслима без чувств и эмоций, которыми она наполнена, именно они задают направление дальнейшим действиям человека и влияют на его сознание. Поэтому умение разбираться и управлять собственными эмоциональными состояниями является одним из важнейших. Согласно последним исследованиям, успешность человека в жизни лишь на 20% зависит от коэффициента умственного развития (IQ), остальные 80% — это коэффициент эмоционального развития. Безусловно, нельзя недооценивать умственное и логическое развитие человека, ведь эти процессы тесно связаны с развитием эмоциональным и непосредственно влияют друг на друга. Но человек, способный разобраться в собственных чувствах и эмоциях, умеющий управлять эмоциональными состояниями, понимающий эмоции и чувства других и правильно оценивающий их, а как следствие - выстраивающий на основе этого понимания конструктивное взаимодействие с окружающими, является наиболее успешным в современном мире.
Предмет история в школе является одним из наиболее насыщенных на события, даты, личности т.е. всего того, что требует осмысления и запоминания. Как же не потеряться обучающемуся в потоке информации, и составить собственное представление на основе полученных знаний. В этом нам успешно помогает «Эмоциональный интеллект». Впервые ввели понятие «Эмоциональный интеллект» в 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей. .[2]
Эмоциональный интеллект — это набор навыков, который позволяет нам распознавать эмоции и чувства как свои, так и чужие, а также управлять ими. Эмоциональный интеллект — это, пожалуй, наиболее важный фактор для достижения успеха и полноценной жизни (Дэниел Гоулман, писатель, психолог, журналист) [1].
Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это субъективные реакции человека и высших животных на любые внешние и внутренние раздражители. Эмоции — это личное отношение, реакция человека на происходящие с ним события; они сопровождают все процессы жизнедеятельности человека и вызываются, в том числе, ситуациями, которые существуют лишь в воображении.
Согласно Полу Экману, базовых эмоций семь: радость (довольство), удивление, печаль (грусть), гнев (злость), отвращение, презрение, страх. [4]
Наши эмоции — это важный инструмент для понимания окружающего нас мира и взаимодействия с окружающей средой.
Как может помочь понимание и способность распознавать свои и чужие эмоции ученику на уроках истории? Нет ничего, что может наиболее ярко отразиться и остаться в памяти, как наши собственные переживания. Если они выведены на уровень сознания в процессе взаимодействия учитель – ученик на уроке, т.е. осознанны, обозначены и названы, то событие, исторические личности принимаются в долгосрочную оперативную память. т.е. остаются с учеником на долгое время. Что дает возможность каждому повысить успеваемость в освоении предмета и повысить шанс на высокие результаты при сдаче выпускных экзаменов.
Приведем пример: изучаем период правления Петра Великого. Петр I и его реформы. Для изучения достаточно обширная тема. Учитель может долго рассказывать о личности Петра и значении его реформ для государства. И вся эта информация останется чужеродной в большей степени. Но если спросить в процессе урока или в конце у детей, какие эмоции вызывает у них Петр I? Дети называют свои эмоции, и тем самым информация становится для каждого личной, она принимается, и Петр I уже не абстрактный человек из прошлого, а более понятный и реально существовавший.
Особенно ярко помогает эмоциональный интеллект прочувствовать значение реформ для каждого сословия, если детям поставить задачу на минутку примерить их жизнь на себя и рассказать, как она изменилась, и какие эмоции вызывали реформы у разных людей? Таким образом, ученик приобщается к истории страны, она оставляет в его душе след. Он как бы часть истории «прожил» вместе со своим персонажем, этот опыт отражается на его внутреннем отношении и взгляде на исторические факты и события. Равнодушным остаться невозможно.
Довольно популярными являются реконструкции событий, где современные дети, и не только они, примеряют на себя определенную роль каких- либо героев былых времен, «проживают» прошлую историческую действительность в настоящем. Например, нами реализован проект «Путешествие Белого рояля из столицы в Сибирь», где была воссоздана картина XIX века: по просьбе одного из ссыльных декабристов друзья отправили в Сибирь фортепиано. Практически такой же путь проделал музыкальный инструмент уже в наши дни. К этому действу были причастны разные люди по пути следования и по прибытию к месту назначения. Или же реконструкция парада Победы 1945 года в с. Санага, в котором приняли участие школьники и все жители села. Тем самым все участники прочувствовали масштабность и значимость события, свою сопричастность к истории страны.
В чем же секрет таких реконструкций? Это уникальная возможность стать частью истории на время, окунуться в прошлое, прочувствовать, понять и принять чужие эмоции и, как следствие, поступки. Эмоциональный интеллект на уроках дает почти такую же возможность без применения сложных постановочных действий глубоко осознать значимость исторических событий и через призму своих эмоций составить собственное мнение о том или ином периоде или личности. А так же, используя свои новые знания о чувствах и эмоциях, каждый обучающийся становится более компетентным в коммуникации, т. е. можно сказать более успешным.
Таким образом, эмоциональный интеллект помогает в развитии универсальных учебных действий и позволяет сделать урок истории более «живым» и интересным.
Список использованных источников:
Дэниел Гоулман - Эмоциональный интеллект, издательство ООО «Изд-во ACT», год 2009. – 489 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 – 159 с.
Экман Пол. Психология эмоций. Издательство: Питер, 2018 г. – 240с.
Сергиенко Е. А., Ветрова И. И.: Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство, Изд. Институт психологии РАН, 2010