СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие эмоциональной сферы студентов в процессе восприятия музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассматривается развитие эмоциональной отзывчивочти средствами музыки.

Просмотр содержимого документа
«Развитие эмоциональной сферы студентов в процессе восприятия музыки»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ ВО «ГПК»)










Развитие эмоциональной сферы студентов в процессе восприятия

музыки





Подготовила: преподаватель музыкальных дисциплин Бф ГБПОУ ВО «ГПК» Дорохина Л.А.



















Ьутурлиновка 2020



РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ

В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ



В настоящее время, как никогда, остро ощущается потребность в гуманном отношении человека к другим людям и к миру в целом. В.В.Давыдов, В.А.Петровский и другие ученые выдвигали идею гуманизации образования, когда приоритетным направлением считалось воспитание общечеловеческих ценностей: доброта, истина и внутренняя красота. В.А.Сухомлинский отмечал, что чуткость и отзывчивость человека в отношении других –составляет самое ценное его личностное качество, которое одно из первых формируется у детей ещё в дошкольном возрасте и продолжает формироваться впоследствии, в школьные и студенческие годы.

Важно заложить в сознание студента, который затем придёт работать в школу или в детский сад, основы чувственного познания окружающего мира, научить его эмоционально откликаться на настроение и чувства других людей, уметь им сочувствовать и сопереживать. Следовательно, развитие музыкальной культуры личности будет невозможным, если активно не развивать эмоциональную сферу, формирование которой происходит в музыкальной деятельности.

Развитие эмоциональной сферы студентов – как приоритетное направление личностного развития детей, выделено в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего специального образования, поскольку эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии,а период юности – это период, когда у студентов продолжают закладываться основы музыкальной культуры, формируется эстетический вкус и духовно-нравственные устои.

В ФГОС также отмечается, что развитие эмоциональной отзывчивости у студентов предполагает не только эмоциональный отклик на эмоции других людей, но и эмоциональную реакцию на музыкальные, художественные произведения, произведения изобразительного искусства.Б.М. Теплов рассматривал эмоциональную отзывчивость на музыку -как познавательный процесс и утверждал, что через эмоции в музыке мы познаем окружающий мир. Б.М. Теплов писал:«Понять художественное произведение –значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно...»

Трудно переоценить роль музыкального воспитания в развитии эмоциональной отзывчивости у дошкольников. У музыкального искусства особый язык -язык интонаций, который используется для передачи человеческого настроения и эмоций

Музыка превосходит другие виды искусства по силе эмоционального воздействия, так как ее содержанием выступают эмоции и чувства. Именно, музыка способна передать весь спектр человеческих чувств, обогащая опыт эмоциональных переживаний, она дает неисчерпаемые возможности для развития эмоциональных переживаний, она дает неисчерпаемые возможности для развития эмоциональной сферы ребенка: его чувств, эмоций и переживаний. В процессе восприятия музыки у дошкольников развивается чувственный мир, формируется личностное отношение к музыке, идет умственное развитие. В той степени, насколько ребенок подготовлен к общению с музыкой –как слушатель, насколько близка и понятна ему музыка, зависит сила и глубина музыкального восприятия.

Выдающийся русский психиатр В.М. Бехтерев доказал факт воздействия музыки на эмоциональное состояние ребенка,опытным путем он пришел к выводу, что на звуки музыки ребёнок начинает реагировать еще до развития у него речи.Он доказал, что музыка может вызывать ярко выраженную реакцию у детей раннего возраста, сначала на детей начинает действовать ритм музыки, затем тон и мелодия звуков, и лишь в последнюю очередь дети начинают различать тембр звуков и способны проявлять индивидуальное отношение к звучанию различных музыкальных инструментов.

Музыка - доступное средство воздействия на человека, с помощью музыки можно оказывать сильное психологическое воздействие. Музыка может создать определенное настроение или вызвать различные эмоциональные состояния: успокоить, расслабить или, наоборот, взбудоражить, вызвать чувство беспокойства, подавленности и агрессии, поэтому необходимо обратить

внимание на подбор музыкального репертуара для слушания на музыкальных занятиях.

На музыкальных занятиях вр время прохождения тем: «Выразительные средства музыки», «Жанры музыки», «Анализ формы произведения», «Слушание музыки по программе Д.Б. Кабалевского» и других я включаю для восприятия классическую музыку. Также даю задание для самостоятельной работы студентам – подготовить сообщение о творчесстве композитора, об определённом произведении или жанре музыки. Во время дистанционного обучения выкладывала для слушания и просмотра аудио и видеозаписи классических произведений. Даю задание проанализировать произведение, написать, какие чувства вызывает, что хотел выразить композитор, какое настроение, какие выразительные средства использованы для передачи образа или характера музыки, что выражает или изображает музыка, что вы представили, когда слушали это произведение. Студенты знакомятся с творчесством русских и зарубежных композиторов – М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А.Римский Корсаков, С.В. Рахманинов, С.Прокофьев, Л.Бетховен, В,Моцарт, И,С.Бах,Ф.Шопен,Э.Григ,Ж.Бизе и др. Стараюсь заинтересовать, рассказываю интересные факты из жизни композиторов или о произведения, или даю задание студентам подготовить об этом сообщение или презентацию. Включаю видео, мультфильмы, аудиозаписи, сама проигрываю музыкальные произведения. Но следует отметить, что уровень музыкальной культуры недостаточно высокий. Студенты мало слушают классическую музыку. При проведении музыкального диктанта, когда надо узнать произведение и написать автора и полное названеие произведения, часто дедают ошибки в определении названия произведения или даже в написании фамилии композитора. Это говорит о том, что следует увеличить количество часов на музыкальное образование,так как за один год один час в неделю невозможно охватить сразу нескольеко дисциплин, которые мы втиснули в МДК 01.08 и МДК 02.05 - Элементарную теорию музыки, Музыкальную литературу, на которую в музыкальной школе отводится 5-7 лет, Методику музыкального воспитания, и практические занятия, на которых надо успеть познакомиться с произведениями для пения и слушания по программам «Музыка» в общеобразовательной школе или в детском саду. А самостоятельно суденты предпочитают слушатьмузыку, более лёгкую для восприятия.

Помимо экономических трудностей, наша страна сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Остро стоит проблема сохранения культуры народа, его самобытности, духовных богатств. Россия постепенно утрачивает свою неповторимость и самобытность, наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или нет), слышат и наши дети. Ее сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.  Студенты предпочитают слушать более лёгкие жанры музыки – поп, техно, рэп, альтернативную музыку. Глобально эта социальная проблема может быть решена с усилиями преподавателя музыки в контакте с педагогами и студентами. И, наконец, эти усилия помогут расширить познания и музыкальные способности у студентов. 

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора развивает стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, вызывая эмоциональную отзывчивость на различные жанры произведений, таким образом, развивая  эмоциональную сферу.

Студенты учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Они начинает различать различные эмоциональные состояния, переданные композторами в своих произведениях.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что для развития эмоциональной отзывчивости у студентов эффективным видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Следовательно, развитие эмоциональной отзывчивости будет проходить более успешно, если разработать систему музыкальных занятий, а именно - увеличить количество часов на ознакомления с музыкальными произведениями композиторов –классиков и подобрать комплекс методов,приемов, творческих заданий, музыкальных упражнений, направленных на развитие эмоционального отношения студентов к музыке.




















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова. М.:

Воронеж, 2000. 247 с.

2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.П. Анисимов.

М.: ВЛАДОС, 2004. 128 с.

3.Вербовская В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и

структура понятия [Электронный ресурс] // Вестник Нижневартовского

государственного университета, 2013.

4. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Ч.1. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов М.: Педагогика, 1985. 335 с.

5.Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г.А. Широкова. М.: Феникс, 2005. 304 с.

6.Ясинских Л.В. Развитие эмоциональной отзывчивости

у дошкольников в процессе восприятия произведений искусства

[Электронный ресурс]: Elibrari.ru.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!