СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии и химии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии и химии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Холмовская средняя общеобразовательная школа» Бахчисарайского района Республики Крым















Развитие естественнонаучной грамотности

на уроках биологии и химии






Учитель:

Богачёва В.А.






с. Холмовка, 2022


На сегодняшний день недостаточно научить обучающегося выполнять какие-либо алгоритмы, решать типовые задачи, действовать в соответствии с заранее построенной моделью.

Перед современным учителем стоят различные цели: 1. организовать деятельность учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности, формированию практико-ориентированных знаний и умений; 2. научить думать, обосновывать и доказывать свои решения, не прибегать к механическому заучиванию материала; 3. развивать способность говорить «нет», когда все говорят «да», если понимаешь, что большинство не обязательно право.

Все эти умения необходимо развивать на различных уроках, в том числе и на уроках биологии и химии. Для этого необходимо включать в содержание уроков задания, направленные на развитие общеучебных умений и навыков, на развитие у учащихся способности применять биологические знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях. Примерами таких задач для основной школы могут быть интегрированные задания, которые вдобавок охватывают несколько тем курса. Необходимо уметь моделировать ситуации, в которых обучающимся предстоит выбрать из имеющихся методов или конструировать самим новый, требуемый в задании метод решения.

Объектом работы является развитие таких умений, знаний и навыков, которые обеспечивают успешность выпускников во взрослой жизни.

Задачи работы:

  1. Проанализировать понятие «естественнонаучная грамотность учащихся», «компетентность».

  2. Сформулировать систему требований к решению проблем школьного естественнонаучного образования.

Методы исследования: анализ содержания психолого – педагогической, методической литературы, экспериментальная проверка.


Естественнонаучная грамотность


Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений».


Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:

  1. «общепредметные» (общеучебные) умения, навыки, формируемые в рамках естественнонаучных предметов.

  2. Естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся:

  • использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;

  • выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;

  • выявлять особенности естественнонаучного исследования;

  • делать выводы на основе полученных данных;

  • формулировать ответ в понятной для всех форме.

  • уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;

  • уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации;

  • понимать методы научных исследований;

  • выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.


Уровни естественнонаучной грамотности


Естественнонаучную грамотность разделяют на несколько уровней: высокий, средний, нижний.

Высокий уровень естественнонаучной грамотности имеют учащиеся, которые, как правило, могут выполнить задания, в которых требуется объяснить явления на основе их моделей, проанализировать результаты ранеероведенных исследований, сравнить данные, привести научную аргументацию для подтверждения своей позиции или оценке различных точек зрения.

Средний уровень сформированности естественнонаучной грамотности имеют ученики, которые могут использовать естественнонаучные знания для объяснения отдельных явлений; выявлять вопросы, на которые могла ответить наука; определить элементы научного исследования; представить информацию, подтверждающую сформулированные в задании выводы.

Нижний уровень естественнонаучной грамотности сформирован у учащихся, которые могут воспроизводить простые знания (термины, факты, простые правила), приводить примеры явлений и использовать основные естественнонаучные понятия для формулирования выводов или

подтверждения правильности уже сформулированных выводов.

Основу естественнонаучной грамотности составляет способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем и решения их с помощью научных методов. Эта способность и есть компетентность.

«Компетентность – способность учащегося использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируется в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них».

Для оценки этой способности учащимся предлагаются проблемы, которые отличаются от традиционных школьных заданий и характерны для реальных жизненных ситуаций. Эти ситуации, как правило, новые для учащихся, связаны с их личной жизнью, работой, отдыхом, с жизнью общества. Проблемы, поставленные в рамках этих ситуаций, требует от учащегося, опираясь на уже имеющиеся умения и знания, полученные при изучении различных учебных предметов, применить свои способности в новом контексте, разработать подходы к решению проблем, проявить гибкость мышления.

Компетентность учащихся в области решения проблем является межпредметной, в условиях реальной жизни служит основой для дальнейшего обучения, для эффективного участия в жизни общества, для организации своей личной деятельности, и может быть отнесена к «реальным жизненным» компетентностям.

Для оценки компетентности учащихся в исследовании использованы задания, в которых предлагалось решить одну из трех типов проблем, связанных с важными аспектами ежедневной жизни и часто встречающихся в реальных жизненных ситуациях.

Эти типы проблем получили названия:



В проблемах типа «анализ и планирование» учащийся должен проанализировать ситуацию и спланировать систему, отвечающую требованиям, сформулированным в условии.

В проблемах типа «принятие решения» от учащихся требуется понять возможные варианты решения и ограничения, сформулированные в условии, и принять решение, отвечающее данным ограничениям.

В проблемах типа «внезапно возникшие неполадки» от учащихся требуется понять работу устройства, определить особенности возникшего затруднения, диагностировать неполадки, предложить решение возникшего затруднения.

Для решения предлагаемых проблем необходимо овладеть определенными общеучебными умениями. Каждое из этих общих умений включает в себя комплекс более конкретных.

Применение этих умений требует от учащегося владения навыками рассуждений. Например, для понимания ситуации учащийся должен различать факты и мнения. При выборе стратегии решения проблемы он должен рассмотреть причины и следствия. Учащийся должен логически изложить свое решение, если это предусматривается в задании. Все это требует использования навыков аналитических рассуждений, рассуждений по аналогии, комбинаторных рассуждений. Именно навыки рассуждений лежат в основе умений решать проблемы и формируют ядро компетентности в этой области.

Сформированность умений учащихся решать проблемы, то есть их компетентность, позволяют отнести учащихся к тому или иному уровню владения умениями.

Проанализировав некоторые источники информации можно утверждать, что успешное выполнение большинства заданий по биологии и химии, связано с развитием такого общеучебного умения, как умение работать с текстом. Необходимо научить учеников умению внимательно прочитать некоторый связанный текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос.

Для развития естественнонаучной грамотности на уроках биологии и химии, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций.

Модели учебных ситуаций должны быть направлены на:
- формирование знания учебного материала (определение верного или ложного утверждения, нахождение ключевых слов, разбор текста на смысловые части, нахождение в тексте ошибок и т.д.);
- формирование понимания изучаемого материала (прочтение словами информации по символам, составление вопросов по данному материалу и т.д.);
- формирование умений и навыков (выделение необходимой части текста, нахождение в тексте ошибок и т.д.);
- развитие внимания (продолжить предложенный текст, расположить в определенном порядке перечень объектов, понятий и т.д.);
- развитие мировоззрения (назвать примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением и т.д.).

Каждый учитель, работающий в современной школе, обязан научить своих детей развивать умения, которые способствуют успешности обучающихся в повседневной жизни.


7