СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся. На основе заданий PISA. Разработка кейса.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся.»

Кейсовый метод при формировании читательской грамотности   Учитель русского языка и литературы Шилина Светлана Александровна

Кейсовый метод при формировании читательской грамотности

Учитель русского языка

и литературы

Шилина Светлана Александровна

Что такое кейс? От английского case  (портфель, небольшой чемодан), от латинского casus  (сложный, запутанный случай).  Это метод активного проблемно–ситуационного анализа , основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. 

Что такое кейс?

От английского case (портфель, небольшой чемодан), от латинского casus (сложный, запутанный случай).

Это метод активного проблемно–ситуационного анализа , основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. 

функциональная  грамотность  Под  функциональной  грамотностью  понимают  уровень  знаний,  умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности  в  системе  социальных  отношений,  который  считается  минимально  необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. При этом одной из главных составляющих функциональной грамотности является. читательская грамотность – способность  обучающихся  к  осмыслению  письменных  текстов,  к  использованию  их содержания для достижения собственных целей, для развития своих  знаний  и  возможностей.

функциональная грамотность

Под функциональной грамотностью понимают уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. При этом одной из главных составляющих функциональной грамотности является.

читательская грамотность – способность обучающихся к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, для развития своих знаний и возможностей.

Как кейс-метод способствует развитию функциональной (читательской грамотности)   Способствует развитию следующих результатов:    Учебные 1. Усвоение новой информации 2.Освоение метода сбора данных 3.Освоение метода анализа 4. Умение работать с текстом 5. Соотнесение теоретических и практических знаний Образовательные 1. Создание авторского продукта 2. Образование и достижение личных целей 3. Повышение уровня коммуникативных навыков 4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Как кейс-метод способствует развитию функциональной (читательской грамотности) Способствует развитию следующих результатов:

Учебные

1. Усвоение новой информации

2.Освоение метода сбора данных

3.Освоение метода анализа

4. Умение работать с текстом

5. Соотнесение теоретических и практических знаний

Образовательные

1. Создание авторского продукта

2. Образование и достижение личных целей

3. Повышение уровня коммуникативных навыков

4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

проблемные точки читательской грамотности в рамках международного исследования PISA. В частности, следует обратить внимание на проблемные точки читательской грамотности в рамках международного исследования PISA, ко-  торое  осуществляется  во  всех  российских  регионах  в  течение  2019–2024  годов.  В  ходе  проведения  данного  исследования  грамотность  чтения  проверяется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста (как его формы, так  и  содержания)

проблемные точки читательской грамотности в рамках международного исследования PISA.

В частности, следует обратить внимание на проблемные точки читательской грамотности в рамках международного исследования PISA, ко- торое осуществляется во всех российских регионах в течение 2019–2024 годов. В ходе проведения данного исследования грамотность чтения проверяется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста (как его формы, так и содержания)

уровни понимания текста 1. Низкий:  найти  и  извлечь  информацию . 2. Средний:  интегрировать  и  интерпретировать  сообщения  текста . 3. Высокий:  осмыслить  и  оценить  содержание  и  форму  текста . Чаще всего западающими звеньями являются умения опираться на  внетекстовые  знания  (выделять  скрытую  информацию,  работать  с  подтек-  стом),  осмысливать  и  оценивать  содержание, а  также  форму  текста.

уровни понимания текста

1. Низкий: найти и извлечь информацию .

2. Средний: интегрировать и интерпретировать сообщения текста .

3. Высокий: осмыслить и оценить содержание и форму текста .

Чаще всего западающими звеньями являются умения опираться на внетекстовые знания (выделять скрытую информацию, работать с подтек- стом), осмысливать и оценивать содержание, а также форму текста.

оценка умений, связанных с читательской грамотностью.  Кроме умений  на осмысление и оценку информации, в перечень добавлены умения оценивать качество и надежность текста, обнаруживать и устранять  противоречия, критически оценивать информацию, применять полученную  информацию  при  решении широкого  круга задач .

оценка умений, связанных с читательской грамотностью.

Кроме умений на осмысление и оценку информации, в перечень добавлены умения оценивать качество и надежность текста, обнаруживать и устранять противоречия, критически оценивать информацию, применять полученную информацию при решении широкого круга задач .

Уровни сложности заданий. 1. задания низкого  уровня сложности построены по типу тестовых заданий закрытого типа  (задания с множественным выбором) и направлены на контроль фактической  информации,  содержащейся  в  тексте;  2. задания  среднего  уровня  сложности , предполагают развернутый ответ на основе прочитанного; 3. третья  группа заданий – это задания высокого уровня сложности, они направ лены  на  развитие  творческих  навыков  обучающихся,  поскольку  для  их  выполнения  необходимо  не  только  осмыслить  и  оценить  содержание  и  форму прочитанного текста, но и привлечь внетекстовую информацию,

Уровни сложности заданий.

1. задания низкого уровня сложности построены по типу тестовых заданий закрытого типа (задания с множественным выбором) и направлены на контроль фактической информации, содержащейся в тексте;

2. задания среднего уровня сложности , предполагают развернутый ответ на основе прочитанного;

3. третья группа заданий – это задания высокого уровня сложности, они направ лены на развитие творческих навыков обучающихся, поскольку для их выполнения необходимо не только осмыслить и оценить содержание и форму прочитанного текста, но и привлечь внетекстовую информацию,

Пример задания по функциональной грамотности  8 класс.   РЕЖИССЕР  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ  Туров.

Пример задания по функциональной грамотности 8 класс. РЕЖИССЕР ИНДИВИДУАЛЬНЫХ Туров.

Текст.

Режиссер индивидуальных туров – это профессиональный гид, способный разрабатывать и лично проводить уникальные туры по запросам конкретных клиентов. Эта профессия в каком-то смысле существует уже сейчас, однако будет становиться массовой по мере исчезновения традиционных туроператоров.

Сектор гостеприимства остается одной из отраслей с существен ным потенциалом развития, как за счет спроса со стороны российских туристов, так и за счет интереса иностранных гостей. Возможности для роста имеются, в первую очередь, за пределами мегаполисов – Москвы и Санкт-Петербурга – в крупных промышленных центрах, малых городах с большой историей и природных заповедниках. Развитие транспортных систем и растущая мобильность позволят путешественникам быстрее и проще добираться до интересующих их мест. А это означает, что сфера туризма и гостеприимства столкнется с новыми вызовами, связанными как с ростом числа туристов, так и с их взыскательностью.

Будут появляться новые туристические форматы и возможности для кастомизации отдыха под запрос пользователя – в соответствии с его физической формой, вкусами и интересами. В условиях жесткой конкуренции большое значение приобретет процесс брендирования территории – наполнения ее объектами и игровыми форматами, позволяющими туристу оказаться сопричастным к историческому событию и пережить ни с чем не сравнимые эмоции. Уже сейчас развиваются разные аспекты туризма впечатлений – гастрономический туризм, агро- и экотуризм, духовный туризм.

Режиссёр индивидуальных туров должен уметь работать как с группами, так и с отдельными людьми, ориентируясь на их запросы, свободно владеть английским и знать второй иностранный язык, понимать национальный и культурный контекст стран-партнеров, пони- мать специфику работы в туристической отрасли разных стран.

(По материалам Атласа новых профессий, раздел «Туризм и гостеприимство»)

 

Низкий уровень сложности  упражнение 1 группы. Задание 1. Чем отличается специальность режиссёра индивидуальных туров от традиционного менеджера по туризму? Варианты ответов: А) занимается разработкой и построением туристических маршрутов; Б) бронирует места в гостиницах, отелях, хостелах; В) проводит маркетинговые кампании; Г) разрабатывает уникальные туры по запросу клиента

Низкий уровень сложности упражнение 1 группы.

Задание 1.

Чем отличается специальность режиссёра индивидуальных туров от традиционного менеджера по туризму?

Варианты ответов:

А) занимается разработкой и построением туристических маршрутов;

Б) бронирует места в гостиницах, отелях, хостелах; В) проводит маркетинговые кампании;

Г) разрабатывает уникальные туры по запросу клиента

Задание  2  Почему сектор гостеприимства остается одной из отраслей с существенным потенциалом развития? Варианты ответов: А) наличие высококвалифицированных специалистов, обладающих соответствующим опытом работы; Б) растёт спрос как со стороны российских туристов, так и со стороны иностранных гостей; В) отрасль туристического бизнеса является быстрорастущей и популярной; Г) возможность получения скидок на приобретение туров.

Задание 2

Почему сектор гостеприимства остается одной из отраслей с существенным потенциалом развития?

Варианты ответов:

А) наличие высококвалифицированных специалистов, обладающих соответствующим опытом работы;

Б) растёт спрос как со стороны российских туристов, так и со стороны иностранных гостей;

В) отрасль туристического бизнеса является быстрорастущей и популярной;

Г) возможность получения скидок на приобретение туров.

Задание 3 Чем занимается режиссёр индивидуальных туров? Варианты ответов: А) разрабатывает и лично проводит уникальные туры по запросам конкретных клиентов; Б) организует экскурсии; В) ведет переговоры с международными партнерами; Г) составляет и продает полные туристические программы.

Задание 3

Чем занимается режиссёр индивидуальных туров?

Варианты ответов:

А) разрабатывает и лично проводит уникальные туры по запросам конкретных клиентов;

Б) организует экскурсии;

В) ведет переговоры с международными партнерами;

Г) составляет и продает полные туристические программы.

Задание 4. Выделите особенности новых туристических форматов. Варианты ответов: А) гастрономический туризм, агро- и экотуризм, духовный туризм; Б) возможность предоставления клиенту путешествовать самостоятельно; В) процесс брендирование территории; Г) отдых в соответствии с физической формой, вкусами и интересами клиента.

Задание 4.

Выделите особенности новых туристических форматов.

Варианты ответов:

А) гастрономический туризм, агро- и экотуризм, духовный туризм;

Б) возможность предоставления клиенту путешествовать самостоятельно;

В) процесс брендирование территории;

Г) отдых в соответствии с физической формой, вкусами и интересами клиента.

Задание  5.   Какими  качествами  должен  обладать  человек,  чтобы  соответствовать  требованиям этой  специальности?  Варианты  ответов: А)  специализированное  образование; Б)  коммуникабельность,  умение  находить  индивидуальный  под-  ход; В)  высшее  образование  в  сфере  IT-технологий; Г)  умение  удерживать  большое  количество  информации  и  хорошая память.

Задание 5.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы соответствовать требованиям этой специальности?

Варианты ответов:

А) специализированное образование;

Б) коммуникабельность, умение находить индивидуальный под- ход;

В) высшее образование в сфере IT-технологий;

Г) умение удерживать большое количество информации и хорошая память.

Средний уровень сложности  2 группа.  Задание  6. Почему по сравнению с мегаполисами возможности для роста  сектора  гостеприимства  имеются  у  крупных  промышленных  центров,  малых  городов  с  большой  историей  и  природных  заповедников?  Обоснуйте  свой  ответ. Задание 7. Как  и  почему  сегодня  возрастает  «взыскательность  туристов»? Обоснуйте  свой  ответ.

Средний уровень сложности 2 группа.

Задание 6.

Почему по сравнению с мегаполисами возможности для роста сектора гостеприимства имеются у крупных промышленных центров, малых городов с большой историей и природных заповедников?

Обоснуйте свой ответ.

Задание 7.

Как и почему сегодня возрастает «взыскательность туристов»?

Обоснуйте свой ответ.

Задание 8. Дополните список умений и навыков, а также личностных качеств человека, выбравшего профессию режиссёра индивидуальных  туров?  Обоснуйте  свой  ответ:  какие  умения  и  навыки  нужны  и  зачем?  Внесите 2–3 дополнения. Задание  9. Что  не  входит  в  обязанности  режиссёра  индивидуальных  туров? составление  реального  маршрута,  тура; подбор  программы  для  клиента,  желающего  увидеть  место,  выбранное на  карте; осуществление  сбора  данных  о  состоянии  окружающей  среды  всей  планеты; подбор  города  (страны)  для  посещения  и  экскурсий  по  интересам  клиентов; покупка  билетов; организация  питания; бронирование  отелей; обсуждение  и  согласование  составленного  графика; анализ  уровня  развития  IT-технологий  региона.

Задание 8.

Дополните список умений и навыков, а также личностных качеств человека, выбравшего профессию режиссёра индивидуальных туров?

Обоснуйте свой ответ: какие умения и навыки нужны и зачем? Внесите 2–3 дополнения.

Задание 9.

Что не входит в обязанности режиссёра индивидуальных туров?

  • составление реального маршрута, тура;
  • подбор программы для клиента, желающего увидеть место, выбранное на карте;
  • осуществление сбора данных о состоянии окружающей среды всей планеты;
  • подбор города (страны) для посещения и экскурсий по интересам клиентов;
  • покупка билетов;
  • организация питания;
  • бронирование отелей;
  • обсуждение и согласование составленного графика;
  • анализ уровня развития IT-технологий региона.
Высокий уровень сложности.  3 группа Задание  10. Проанализируйте объявления газет и интернет-сайтов по подбору кадров в вашем городе. Насколько востребована эта профессия  в  вашем  городе?  Почему?  Напишите  миниатюру  объемом  10–15  предложений. Задание 11. К режиссёру индивидуальных туров обратился клиент с просьбой организовать двухдневный тур по вашему городу. С чего нужно начать работу? Какой информацией должен владеть специалист? Какие дополнительные сведения о клиенте собрать? Составьте алгоритм действий организатора такого тура. Ответ оформите в виде таблицы. Алгоритм составления туров вопросы к клиенту

Высокий уровень сложности. 3 группа

Задание 10.

Проанализируйте объявления газет и интернет-сайтов по подбору кадров в вашем городе. Насколько востребована эта профессия в вашем городе? Почему? Напишите миниатюру объемом 10–15 предложений.

Задание 11.

К режиссёру индивидуальных туров обратился клиент с просьбой организовать двухдневный тур по вашему городу. С чего нужно начать работу? Какой информацией должен владеть специалист? Какие дополнительные сведения о клиенте собрать? Составьте алгоритм действий организатора такого тура.

Ответ оформите в виде таблицы.

Алгоритм составления туров вопросы к клиенту

Задание 12 Вы  режиссёр  индивидуальных  туров  в  городе  Костроме  с  опытом  работы менее одного года. Вам пришло следующее деловое письмо.  Составьте  такой  индивидуальный тур.

Задание 12

Вы режиссёр индивидуальных туров в городе Костроме с опытом работы менее одного года. Вам пришло следующее деловое письмо. Составьте такой индивидуальный тур.

Текст письма

Текст письма

Задание  13.   В  тексте  вам  встретился  термин  «кастомизация».  Можно  ли  определить  его  значение  из  контекста?  Подберите  к  нему  синонимы.  Проверьте  себя  по словарю. Задание  14. Составьте словарь слов, лексическое значение которых может  быть  непонятным  для  ваших  одноклассников.  Запишите  в  виде  определения понятия. Задание  15. Сопоставьте текст о профессии режиссёра индивидуальных туров с текстом письма задания 3.12. Определите стиль текстов, выделите  их  функциональные  особенности,  приводя  примеры  из  анализируемых  текстов.  Ответы  оформите  в  виде таблицы .

Задание 13.

В тексте вам встретился термин «кастомизация». Можно ли определить его значение из контекста?

Подберите к нему синонимы. Проверьте себя по словарю.

Задание 14.

Составьте словарь слов, лексическое значение которых может быть непонятным для ваших одноклассников. Запишите в виде определения понятия.

Задание 15.

Сопоставьте текст о профессии режиссёра индивидуальных туров с текстом письма задания 3.12. Определите стиль текстов, выделите их функциональные особенности, приводя примеры из анализируемых текстов. Ответы оформите в виде таблицы .

Таблица к заданию 15 Функциональный  стиль Признаки  стиля 1.  Текст Примеры  из  текстов   2.  Текст      

Таблица к заданию 15

Функциональный стиль

Признаки стиля

1. Текст

Примеры из текстов

 

2. Текст

 

 

 

КЛЮЧ  (Низкий уровень сложности)   Режиссер  индивидуальных  туров Задание 1 – Г  Задание 2 – Б  Задание 3 – А  Задание 4 – А  Задание  5 –  Б

КЛЮЧ (Низкий уровень сложности)

Режиссер индивидуальных туров

Задание 1 – Г

Задание 2 – Б

Задание 3 – А

Задание 4 – А

Задание 5 – Б

Вывод наиболее органичным и вместе с тем эффективным способом  формирования  функциональной  (читательской)  грамотности  является комплексная, многоуровневая работа с текстом. Причем выбор учебного  текста  не  должен  быть  случайным:  предпочтение  следует  отдавать  информационно привлекательным, актуальным материалам, отражающим межпредметные связи.

Вывод

наиболее органичным и вместе с тем эффективным способом формирования функциональной (читательской) грамотности является комплексная, многоуровневая работа с текстом. Причем выбор учебного текста не должен быть случайным: предпочтение следует отдавать информационно привлекательным, актуальным материалам, отражающим межпредметные связи.

Литература Атлас  новых  профессий  [Электронный  ресурс].  URL:  https://atlas100.ru/ Валгина  Н.  С.  Теория  текста.  М.:  Логос,  2003.  280  с.  (Учебник  XXI  века.) Ковалева  Г.  С.,  Красновский  Э.  А.  Новый  взгляд  на  грамотность.  По  результатам международного исследования PISA–2000. М.: Логос, 2004. Часть I.  Грамотность чтения. Часть 2. Новые требования к содержанию и методике  обучения  в  российской  школе  [Электронный  ресурс].  URL:  https://rus.1septru/artide.php?ro=200501401 . Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г. С. Ковалева, И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева,  М. Ю. Демидова, Л. Ф. Иванова, Л. О. Рослова, Е. Л. Рутковская, Л. А. Рябинина, Т. Ю. Чабан; под ред. Г. С. Ковалевой, Е. Л. Рутковской. М.; СПб:  Просвещение,  2014.  151 с. Селина  Е.  Н.  Ресурсы  городских  проектов  для  формирования  функциональной  грамотности  школьников  [Электронный  ресурс].  URL:  http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib102/26.08.2019.aspx

Литература

  • Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: https://atlas100.ru/
  • Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 280 с. (Учебник XXI века.)
  • Ковалева Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA–2000. М.: Логос, 2004. Часть I. Грамотность чтения. Часть 2. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе [Электронный ресурс]. URL: https://rus.1septru/artide.php?ro=200501401 .
  • Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г. С. Ковалева, И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, М. Ю. Демидова, Л. Ф. Иванова, Л. О. Рослова, Е. Л. Рутковская, Л. А. Рябинина, Т. Ю. Чабан; под ред. Г. С. Ковалевой, Е. Л. Рутковской. М.; СПб: Просвещение, 2014. 151 с.
  • Селина Е. Н. Ресурсы городских проектов для формирования функциональной грамотности школьников [Электронный ресурс]. URL: http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib102/26.08.2019.aspx