Кейсовый метод при формировании читательской грамотности
Учитель русского языка
и литературы
Шилина Светлана Александровна
Что такое кейс?
От английского case (портфель, небольшой чемодан), от латинского casus (сложный, запутанный случай).
Это метод активного проблемно–ситуационного анализа , основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией.
функциональная грамотность
Под функциональной грамотностью понимают уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. При этом одной из главных составляющих функциональной грамотности является.
читательская грамотность – способность обучающихся к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, для развития своих знаний и возможностей.
Как кейс-метод способствует развитию функциональной (читательской грамотности) Способствует развитию следующих результатов:
Учебные
1. Усвоение новой информации
2.Освоение метода сбора данных
3.Освоение метода анализа
4. Умение работать с текстом
5. Соотнесение теоретических и практических знаний
Образовательные
1. Создание авторского продукта
2. Образование и достижение личных целей
3. Повышение уровня коммуникативных навыков
4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
проблемные точки читательской грамотности в рамках международного исследования PISA.
В частности, следует обратить внимание на проблемные точки читательской грамотности в рамках международного исследования PISA, ко- торое осуществляется во всех российских регионах в течение 2019–2024 годов. В ходе проведения данного исследования грамотность чтения проверяется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста (как его формы, так и содержания)
уровни понимания текста
1. Низкий: найти и извлечь информацию .
2. Средний: интегрировать и интерпретировать сообщения текста .
3. Высокий: осмыслить и оценить содержание и форму текста .
Чаще всего западающими звеньями являются умения опираться на внетекстовые знания (выделять скрытую информацию, работать с подтек- стом), осмысливать и оценивать содержание, а также форму текста.
оценка умений, связанных с читательской грамотностью.
Кроме умений на осмысление и оценку информации, в перечень добавлены умения оценивать качество и надежность текста, обнаруживать и устранять противоречия, критически оценивать информацию, применять полученную информацию при решении широкого круга задач .
Уровни сложности заданий.
1. задания низкого уровня сложности построены по типу тестовых заданий закрытого типа (задания с множественным выбором) и направлены на контроль фактической информации, содержащейся в тексте;
2. задания среднего уровня сложности , предполагают развернутый ответ на основе прочитанного;
3. третья группа заданий – это задания высокого уровня сложности, они направ лены на развитие творческих навыков обучающихся, поскольку для их выполнения необходимо не только осмыслить и оценить содержание и форму прочитанного текста, но и привлечь внетекстовую информацию,
Пример задания по функциональной грамотности 8 класс. РЕЖИССЕР ИНДИВИДУАЛЬНЫХ Туров.
Текст.
Режиссер индивидуальных туров – это профессиональный гид, способный разрабатывать и лично проводить уникальные туры по запросам конкретных клиентов. Эта профессия в каком-то смысле существует уже сейчас, однако будет становиться массовой по мере исчезновения традиционных туроператоров.
Сектор гостеприимства остается одной из отраслей с существен ным потенциалом развития, как за счет спроса со стороны российских туристов, так и за счет интереса иностранных гостей. Возможности для роста имеются, в первую очередь, за пределами мегаполисов – Москвы и Санкт-Петербурга – в крупных промышленных центрах, малых городах с большой историей и природных заповедниках. Развитие транспортных систем и растущая мобильность позволят путешественникам быстрее и проще добираться до интересующих их мест. А это означает, что сфера туризма и гостеприимства столкнется с новыми вызовами, связанными как с ростом числа туристов, так и с их взыскательностью.
Будут появляться новые туристические форматы и возможности для кастомизации отдыха под запрос пользователя – в соответствии с его физической формой, вкусами и интересами. В условиях жесткой конкуренции большое значение приобретет процесс брендирования территории – наполнения ее объектами и игровыми форматами, позволяющими туристу оказаться сопричастным к историческому событию и пережить ни с чем не сравнимые эмоции. Уже сейчас развиваются разные аспекты туризма впечатлений – гастрономический туризм, агро- и экотуризм, духовный туризм.
Режиссёр индивидуальных туров должен уметь работать как с группами, так и с отдельными людьми, ориентируясь на их запросы, свободно владеть английским и знать второй иностранный язык, понимать национальный и культурный контекст стран-партнеров, пони- мать специфику работы в туристической отрасли разных стран.
(По материалам Атласа новых профессий, раздел «Туризм и гостеприимство»)
Низкий уровень сложности упражнение 1 группы.
Задание 1.
Чем отличается специальность режиссёра индивидуальных туров от традиционного менеджера по туризму?
Варианты ответов:
А) занимается разработкой и построением туристических маршрутов;
Б) бронирует места в гостиницах, отелях, хостелах; В) проводит маркетинговые кампании;
Г) разрабатывает уникальные туры по запросу клиента
Задание 2
Почему сектор гостеприимства остается одной из отраслей с существенным потенциалом развития?
Варианты ответов:
А) наличие высококвалифицированных специалистов, обладающих соответствующим опытом работы;
Б) растёт спрос как со стороны российских туристов, так и со стороны иностранных гостей;
В) отрасль туристического бизнеса является быстрорастущей и популярной;
Г) возможность получения скидок на приобретение туров.
Задание 3
Чем занимается режиссёр индивидуальных туров?
Варианты ответов:
А) разрабатывает и лично проводит уникальные туры по запросам конкретных клиентов;
Б) организует экскурсии;
В) ведет переговоры с международными партнерами;
Г) составляет и продает полные туристические программы.
Задание 4.
Выделите особенности новых туристических форматов.
Варианты ответов:
А) гастрономический туризм, агро- и экотуризм, духовный туризм;
Б) возможность предоставления клиенту путешествовать самостоятельно;
В) процесс брендирование территории;
Г) отдых в соответствии с физической формой, вкусами и интересами клиента.
Задание 5.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы соответствовать требованиям этой специальности?
Варианты ответов:
А) специализированное образование;
Б) коммуникабельность, умение находить индивидуальный под- ход;
В) высшее образование в сфере IT-технологий;
Г) умение удерживать большое количество информации и хорошая память.
Средний уровень сложности 2 группа.
Задание 6.
Почему по сравнению с мегаполисами возможности для роста сектора гостеприимства имеются у крупных промышленных центров, малых городов с большой историей и природных заповедников?
Обоснуйте свой ответ.
Задание 7.
Как и почему сегодня возрастает «взыскательность туристов»?
Обоснуйте свой ответ.
Задание 8.
Дополните список умений и навыков, а также личностных качеств человека, выбравшего профессию режиссёра индивидуальных туров?
Обоснуйте свой ответ: какие умения и навыки нужны и зачем? Внесите 2–3 дополнения.
Задание 9.
Что не входит в обязанности режиссёра индивидуальных туров?
- составление реального маршрута, тура;
- подбор программы для клиента, желающего увидеть место, выбранное на карте;
- осуществление сбора данных о состоянии окружающей среды всей планеты;
- подбор города (страны) для посещения и экскурсий по интересам клиентов;
- покупка билетов;
- организация питания;
- бронирование отелей;
- обсуждение и согласование составленного графика;
- анализ уровня развития IT-технологий региона.
Высокий уровень сложности. 3 группа
Задание 10.
Проанализируйте объявления газет и интернет-сайтов по подбору кадров в вашем городе. Насколько востребована эта профессия в вашем городе? Почему? Напишите миниатюру объемом 10–15 предложений.
Задание 11.
К режиссёру индивидуальных туров обратился клиент с просьбой организовать двухдневный тур по вашему городу. С чего нужно начать работу? Какой информацией должен владеть специалист? Какие дополнительные сведения о клиенте собрать? Составьте алгоритм действий организатора такого тура.
Ответ оформите в виде таблицы.
Алгоритм составления туров вопросы к клиенту
Задание 12
Вы режиссёр индивидуальных туров в городе Костроме с опытом работы менее одного года. Вам пришло следующее деловое письмо. Составьте такой индивидуальный тур.
Текст письма
Задание 13.
В тексте вам встретился термин «кастомизация». Можно ли определить его значение из контекста?
Подберите к нему синонимы. Проверьте себя по словарю.
Задание 14.
Составьте словарь слов, лексическое значение которых может быть непонятным для ваших одноклассников. Запишите в виде определения понятия.
Задание 15.
Сопоставьте текст о профессии режиссёра индивидуальных туров с текстом письма задания 3.12. Определите стиль текстов, выделите их функциональные особенности, приводя примеры из анализируемых текстов. Ответы оформите в виде таблицы .
Таблица к заданию 15
Функциональный стиль
Признаки стиля
1. Текст
Примеры из текстов
2. Текст
КЛЮЧ (Низкий уровень сложности)
Режиссер индивидуальных туров
Задание 1 – Г
Задание 2 – Б
Задание 3 – А
Задание 4 – А
Задание 5 – Б
Вывод
наиболее органичным и вместе с тем эффективным способом формирования функциональной (читательской) грамотности является комплексная, многоуровневая работа с текстом. Причем выбор учебного текста не должен быть случайным: предпочтение следует отдавать информационно привлекательным, актуальным материалам, отражающим межпредметные связи.
Литература
- Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: https://atlas100.ru/
- Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 280 с. (Учебник XXI века.)
- Ковалева Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA–2000. М.: Логос, 2004. Часть I. Грамотность чтения. Часть 2. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе [Электронный ресурс]. URL: https://rus.1septru/artide.php?ro=200501401 .
- Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г. С. Ковалева, И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, М. Ю. Демидова, Л. Ф. Иванова, Л. О. Рослова, Е. Л. Рутковская, Л. А. Рябинина, Т. Ю. Чабан; под ред. Г. С. Ковалевой, Е. Л. Рутковской. М.; СПб: Просвещение, 2014. 151 с.
- Селина Е. Н. Ресурсы городских проектов для формирования функциональной грамотности школьников [Электронный ресурс]. URL: http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib102/26.08.2019.aspx