СЛ1 Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу рассказать об эффективной практике работы Метод объединения учителей начальных классов по реализации Федеральных адаптированных образовательных программ через развитие функциональной грамотности.
В августе на организационном заседании МО начальных классов мы определяем цели, и задачи в соответствии с которыми выстраиваем работу и распределяем выступления коллег в каникулярное время.
Перед нами конечно много задач, но встает и ряд вопросов, главным из которых остается:
-Как научить ребенка учиться?
-Как добиться достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов?
СЛ2 Общество сегодня качественно изменилось, изменился и ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника других лет, он просто стал другим.
У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отношений, структура умственной деятельности.
Все эти изменения меняют и позицию учителя, его педагогическую деятельность.
Это диктует нам необходимость отбора педагогических технологий, дидактических и методических средств в организации и реализации образовательного процесса.
СЛ3 Качество образования – это процесс постоянного совершенствования. И складывается он, прежде всего
из высокого уровня профессионализма педагогов, для этого учителя начальных классов постоянно проходят курсы повышения
прочности знаний учащихся, что подтверждают участия в олимпиадах по предметам
СЛ4
СЛ5
В этом году приоритетной темой работы МО начальных классов стала « Работа над темой «Функциональная грамотность» реализованная через систему уроков и внеурочной деятельности»
Мы знаем, что функциональная грамотность включает в себя не только умение читать и писать, но и умение анализировать информацию, принимать решения, решать проблемы, коммуницировать с другими людьми, использовать различные технологии и инструменты.
СЛ6-10
На эту тему выступили с докладами и практическими занятиями : Князева Е.А., Мартьянова Г.Н., Бай Е.В., Печерица Н.П., Ивлева Л.В. которые осветили особенности работы по данной теме, рассказали какие приёмы и методы используют в своей работе, чтобы повысить интерес учащихся к обучению и применение полученных знаний в жизни;
1.Для реализации цели коллеги постоянно включают в свою работу нестандартных уроков, на которых изложение материала идёт не от учителя, а строят их так, чтобы дети добывали знания в ходе выполнения поисковых заданий.
Посещение уроков в начальной школе это отличный способ обмена опытом.
СЛ11-15
2.Ежегодно, в феврале, мы организуем предметные недели, которые позволяют увеличить интерес школьников к изучаемым предметным областям и научным фактам; выявление творческих и мыслительных способностей детей и их творческого потенциала; возможность изучения школьных предметов на более углубленном уровне с интеграцией метапредметных связей.
О способах увлечения учащихся и повышения познавательной активности мы постоянно говорим на заседаниях МО и сейчас хочется подробно раскрыть некоторые пункты.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи,
СЛ16-17 Не секрет что сейчас дети меньше читают, для повышения читательской компетенции мы с детьми завели тетради, (готовые печатные издания мы не приобретаем) и вклеиваем в неё памятки, портреты писателей, дети вписывают изученные произведения, иллюстрируют. Тем самым мы уже сейчас осуществляем преемственность со средним звеном, когда ученики начинают конспектировать изученный материал.
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета, из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
СЛ18-21 В данном случае ярким примером является использование таких форм и методов обучения как проектная деятельность, творческие работы, экскурсии, проведение опытов.
Всё, что детям нравится, вызывает желание узнать ещё больше.
При этом ставим перед собой задачу – научить работать детей с информацией, получать ее из различных источников: от интересных людей, из книг, справочных пособий, энциклопедий, интернета -перерабатывать ее, анализировать, уметь находить главное, систематизировать это в какой-то продукт.
Результатом этой практики стали проекты в 4 классах «Азбука достопримечательностей города Троицка», «Книга памяти»
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, способность осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
СЛ 22-23 В моей практике стала традицией работа по русскому языку над темой «Словарные слова». Для этого мы в 1 классе заводим словарь и ведём его до конца 4 класса, пополняя изученными словами. Дети знают, что это проект на 4 года и бережно его хранят. На уроках я диктую слова и включаю в словарный диктант слово например из 2 класса, говорю найдите какое это слово….. они находят его и не секрет, что для этого несколько раз приходится перечитать все.
Целью этих учебных моментов является расширение словарного запаса детей и развитие орфографической зоркости и самоконтроль.
На уроках чтения использую дидактические игры и занимательные упражнения. Это способствует развитию речи, внимания, логического мышления младших школьников. А умение творчески с театральными нотками проиграть какой-то сюжет заставляет заинтересоваться и прочитать рассказ не в сокращении, а в полном варианте.
СЛ 24-26 Открытием для меня стала театральная деятельность, которая привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового.
Все учителя начальной школы знают, что начальная школа – это фундамент основного образования.
Но для реализации всех требований, задач, целей в условиях ФГОС НОО необходимо работать всем педагогам в команде, толерантно относиться к позиции коллег, принимать ответственность за себя и за команду, чему и учит нас Орлятское движение и движение первых.
Только совместными усилиями всех педагогов, в процессе слаженной работы можно достичь повышения эффективности и качества образования, удовлетворения потребности всех участников образовательного процесса.
Это то, что требует постоянной работы, чтобы успевать идти «в ногу со временем». К чему мы и стремимся!
Притча «Урок бабочки»
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, Казалось, бабочка сделала все что могла, и что у нее больше не было сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Также и в воспитании детей. Ребенок вовремя должен научиться прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным и успешным.
Благодарю за внимание и желаю вам творческих успехов и вдохновения!