СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование языковой  функциональной грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образования. 

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению и грамотному письму, не умеют правильно выразить свои мысли. Заложить основы функциональной языковой грамотности – одна из главных задач начального обучения.

 

Просмотр содержимого документа
««Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка»»

Мастер-класс

«Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка»


Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе» (Слайд 1)


Формирование языковой функциональной грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению и грамотному письму, не умеют правильно выразить свои мысли. Заложить основы функциональной языковой грамотности – одна из главных задач начального обучения.


 В своей практике мы часто сталкиваемся со следующими 

проблемами: (Слайд 2)

- дети имеют низкую скорость чтения;

- иногда они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

3 слайд

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Так же, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». 

4 слайд Что же такое грамотность?

Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие учащегося, его участие в социальной жизни.

5 слайд

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

( качества просмотреть)

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (по А.А. Леонтьеву).



Сегодня мы рассмотрим с вами разные виды заданий и упражнений, которые используем в своей работе. Они помогают нашим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию языковой грамотности.

Занятие мастер – класса мы проведём в форме тренировочного урока. Мы будем выступать в роли учителей, а Вы, уважаемые коллеги, будете одновременно играть две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов.

Я покажу вам некоторые задания, которые помогут сформировать у детей умение работать с текстами, концентрировать внимание на мелких деталях, формируют орфографическую зоркость, позволяют проводить сравнительный анализ частей слов, систематизировать слова по орфограмам, и т.д начиная с 1 класса необходимо систематически использовать логические задания, которые в последующем будут автоматически использоваться детьми при выполнении похожих заданий, которые в последствии встречаются в олимпиадах и при выполнении ВПР.

Приведу некоторые: 6 слайд

1.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Аптека, ананас, астра, акробат, атлас, асфальт.

2Найди и прочитай 8 слов, в которых все гласные буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

Молоко, носорог, голос, сокол, локон?, контроль.

7 слайд

Прочитай слова без лишнего слога

тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля

Тюлень, леопард, лягушка, дятел, индюк, кастрюля.

Читай только первые слоги. Какие слова получились?

канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка

Календари, сарафан, конфета.

8 слайд

Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь

Если детям трудно составлять эти слова, можно начинать это упражнение с подсказкой.

Одеяло, лягушка, земляника, фонарь.

9 слайд

По какому признаку распределили слова в 2 столбика.

аист книга

лиса школа

гусь машина

  • по алфавиту

  • по количеству слогов

  • по вопросам: кто? и что?

Со второго класса работа над предложениями расширяет предметный кругозор, приучает внимательно читать задание, выполнять только то, что требуется, то есть вычленять из задания четкий ответ на вопрос.

10 слайд

Определите, какое слово нужно употребить (синонимы)

Я (маленькая, небольшая, мелкая) девочка. У меня (коричневые, карие, каштановые) глаза и (ласковая, нежная, мягкая) улыбка. Я очень (весёлая, смешная, задорная) девочка.

11 слайд

Исправить речевые ошибки

На берёзах сидят снегири. Они занесены снегом.

(На берёзах сидят снегири. Деревья занесены снегом.

На берёзах, которые занесены снегом, сидят снегири.

Мастер класс( разделится на 3 группы)

раздать карточки, сделать выводы, почему так решили? О чем в каждом тексте должна идти речь?

Задание1

Составить рассказ «Друзья»;

Составить рассказ «Помощники».

У нас во дворе жила маленькая собачка. Выпал пушистый снег. Она любила ловить снежинки. Замело все дорожки. Нужно было срочно расчищать ступеньки к подъезду. Однажды она заболела. Я взял ее к себе в дом. Алеша взял лопату и начал работать. Пришлось вызвать ветеринара. Собачка быстро выздоравливала. Потом к нему присоединились и другие мальчики. Она была благодарна мальчику за заботу. Работать вместе было весело. Друзья познаются в беде.

Задание 2

Редактирование текста


Замечания редактора

Большую (1 ) роль играет язык в жизни живых существ (2). У людей (3) издавна бытуют послови-цы : «Язык до Парижа (4) доведет», «Без языка, как ____ ______ (5)». И это ___(6) случайно, так как язык является средством __________ и __________(7).


1 – заменить синонимом

2 – уточнить, для кого именно

3 – устранить речевую ошибку

4 – фактическая ошибка

5 – дописать пословицу

6 – пропущена отрицательная частица

7– вставить пропущенные слова

Огромную роль играет язык в жизни людей . В народе издавна бытуют пословицы : «Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук». И это не случайно, так как язык является средством общения и взаимопонимания.


Задание3

Объединить три далекие по смыслу понятия в небольшой рассказ.

Каша – листья – рыба

(Жёлтые листья похожи на рыбок. Они сыпались на мокрую землю. Земля напоминала кашу.)

Лес – парта – бегемот

(Бегемот шёл по лесу и сломал дерево. Человек принес дерево домой и смастерили парту.)


Применяя в работе данные приёмы и упражнения,  мы отмечаем следующие преимущества:


  • учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

  • увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;

  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

  • обостряется любознательность, наблюдательность;

  • повышается самооценка.


Всё это способствует повышению уровня языковой функциональной грамотности младших школьников. У детей приходит осознание «копания» в тексте, выискивания информации в словах, при синтезе и анализе ребусов и головоломок детям приходится напрягаться, искать варианты, искать подвохи в заданиях, подводить свои аргументы под изученные орфограммы, составлять знаковые опоры, работать с разными таблицами- такая работа систематизирует имеющиеся знания, учит переносить умения работать с текстовой информацией на другие предметы. Формируется критическое мышление, когда дети начинают оценивать разные ситуации, прогнозировать исход текста, вычленять только нужную информацию для дальнейшей работы.Такие виды работы способствуют формированию устной речи, умению аргументировать ответы, кратко формулировать свои мысли, четко излагать.

С опорой на слайды предлагаю вам просмотреть приемы ,которые мы используем в своей работе.(13-21слайды)

22слайд

Благодарю Вас за участие. Надеюсь, что выступление было интересным.





















1.Задание:

объединить три далекие по смыслу понятия в небольшой рассказ.


Каша – листья – рыба


Лес – парта – бегемот


2.Редактирование текста


Замечания редактора

Большую (1 ) роль играет язык в жизни живых существ (2). У людей (3) издавна бытуют послови-цы : «Язык до Парижа (4) доведет», «Без языка, как ____ ______ (5)». И это ___(6) случайно, так как язык является средством __________ и __________(7).


1 – заменить синонимом

2 – уточнить, для кого именно

3 – устранить речевую ошибку

4 – фактическая ошибка

5 – дописать пословицу

6 – пропущена отрицательная частица

7– вставить пропущенные слова




Задание3

1.Составить текст «Друзья»;

2. Составить текст «Помощники».

У нас во дворе жила маленькая собачка. Выпал пушистый снег. Она любила ловить снежинки. Замело все дорожки. Нужно было срочно расчищать ступеньки к подъезду. Однажды она заболела. Я взял ее к себе в дом. Алеша взял лопату и начал работать. Пришлось вызвать ветеринара. Собачка быстро выздоравливала. Потом к нему присоединились и другие мальчики. Она была благодарна мальчику за заботу. Работать вместе было весело. Друзья познаются в беде.