СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что понимается под функциональной грамотностью? Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения большого  диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в социуме».

Функциональная грамотность как результат обучения формируется на каждом  школьном  предмете, в том числе и на физической культуре. На  каждом  уроке  ученикам предлагаются задания на  развитие функциональной грамотности учащихся.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Предмет «физическая культура»  очень отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить двигательную активность детей в процессе занятия.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности на уроках физической культуры»

Развитие функциональной грамотности на уроках физической культуры

Что понимается под функциональной грамотностью? Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения большого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в социуме»

Виды функциональной грамотности

Читательская грамотность

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Естественнонаучная грамотность​

способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

Математическая грамотность​

способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

Финансовая грамотность​

совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Креативное мышление

способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции

сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​



Функциональная грамотность как результат обучения формируется на каждом школьном предмете, в том числе и на физической культуре. На каждом уроке ученикам предлагаются задания на развитие функциональной грамотности учащихся.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Предмет «физическая культура» очень отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить двигательную активность детей в процессе занятия.

Функциональная грамотность на уроках физической культуры

Вид функциональной грамотности

Содержание заданий

Примеры заданий


Читательская

грамотность


Для развития читательской компетенции на уроках физического культуры должны использоваться аутентичные тексты (не адаптированные для учебной деятельности). С целью применения в жизни следует предлагать учащимся задания на извлечение информации из разных источников, например инструкций по здоровому образу жизни, схемы опорно-двигательной системы и т. д.

  1. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

1). Один из главных ритуалов на торжественной церемонии открытия Игр - _______________ (А).

2). Инициатива возрождения Игр и олимпийского движения принадлежала французу ________________ (Б), который полвека своей жизни посвятил этому благородному делу.

3). Состязания атлетов, известные в мировой истории как Олимпийские игры, зародились в ____________________ (В).

4). ____________________ (Г) – пять переплетённых колец, обозначающих пять континентов.

5). Это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Термин ____________________ (Д) подчёркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности.

6). ___________________ (Е) – направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.


Список слов и словосочетаний:

  1. Пьеру де Кубертену

  2. Древней Греции

  3. Зажжение олимпийского огня

  4. Олимпийская эмблема

  5. Физическая подготовка

  6. Общая физическая подготовка


А

Б

В

Г

Д

E








2. Выяви закономерность и прочитай вопрос. Затем дай правильный ответ. 9К5ак6 н2а1зыв5ае8т8с0я 7в5ол3е4й7бо55л9ь1на3я м35у45ж67с78кая 1к22ом39ан42д1а г4о4р4о9д5а 1К1а1за1н1и? ОТВЕТ: Зенит

  1. «Восстанови текст». В нем пропущено слово, которое нужно назвать. Подсказка в тексте.

«От …………. зависит выбор направления атаки, он отвечает за правильное проведение той или иной комбинации. Зачастую ………….. называют мозгом команды, связка с нападающим это его ответственность. Плохая доводка или плохой пас атакующему — это потеря очка и, наоборот, такой игрок может помочь добыть для команды большое количество баллов. Задача………………. довести мяч точно нападающему. Кроме названия ……………., часто можно встретить — пасующий, разводящий, распасовщик, доводчик. ОТВЕТ: связующий

Математическая

грамотность



Задания, направленные на развитие математической грамотности, предполагают использование умений формулировать ситуацию на языке математики, применять математические понятия, факты, процедуры, интерпретировать, использовать и оценивать результаты с опорой на математическое содержание.

Для этого необходимо предлагать задания, содержание которых включает графические данные (рисунки, схемы, таблицы, графики), а также задачи, решение которых может быть выполнено графическим способом.

  1. Основными компонентами массы тела являются мышечная, костная и жировая ткань. Здоровый, хорошо физически развитый человек мужского пола имеет жира примерно 1/20 от массы тела, а женщина – около 1/16. Избыточный вес (массу) тела имеют индивиды, у которых масса тела составляет 110-120% от должной. За ожирение признаётся масса тела больше 120% от должной. Это происходит главным образом за счёт накопления жировой ткани.

  2. Используя свои антропометрические данные и предложенную формулу, рассчитайте индекс массы своего тела, соотнесите данные с нормой.

Финансовая

грамотность



Для развития финансовой грамотности на уроке физической культуры необходимо включать задания на расчет стоимости спортивного оборудования и инвентаря для организации соревнований в школе, в классе.

Рекомендуется систематически включать в число самостоятельных заданий для учащихся подготовку сообщений о знаменитых спортсменах, истории развития спортивных игр.

  1. Пла́вание — вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций.

  2. Пла́вательный бассе́йн — гидротехническое сооружение, предназначенное для занятий водными видами спорта, такими как плавание, прыжки в воду, подводный спорт, водное поло, подводное регби, синхронное плавание и пр.

  3. Абонеме́нт (фр. abonnement от фр. abonner - подписывать) — договор, по которому одна сторона имеет право пользоваться каким-либо имуществом или право требовать оказания определённых услуг от другой стороны периодически, в течение срока действия договора абонемента.

Ситуация: Митя любит плавать. Каждый день он посещает бассейн и плавает утром с 7-00 до 7-30. Стоимость 1 сеанса (30 мин) = 250р. Стоимость абонемента на 1 месяц = 6200р.

Вопрос: Какую сумму Митя может сэкономить, если приобретёт абонемент на 2 месяца?



Развитие креативного мышления


Предлагаемые задания необходимо дополнить вопросами, направленными на развитие креативного мышления. Они должны включать выдвижение решений, их совершенствование и уточнение, а также отбор креативных идей и оценку их сильных и слабых сторон: «предложите возможные варианты …», «оцените …», «как изменится…, если…», «разработайте …» и т. д.

  1. Вам необходимо преодолеть полосу препятствий. В вашем распоряжении 1. Баскетбольный; 2. Волейбольный; 3. Футбольный мячи. Необходимо выбрать любой из этих мячей, какой на ваш взгляд будет удобен для преодоления полосы препятствий? При этом победителем считается тот, кто сделает это за минимальный промежуток времени не допустив ошибок.

Поставьте «V» в каждой строке.

Мяч

Почему Вы выбрали этот мяч

Баскетбольный





Волейбольный





Футбольный






2. Игра «Ассоциации». Учитель предлагает называть поочередно слова, которые ассоциируются со словом «ПОДАЧА». Хвалит ребят и предлагает бонусную пятерку тому, кто объяснит, почему у учителя со словом «подача» ассоциируются 8 секунд. ОТВЕТ: по правилам волейбола на выполнение подачи игроку отводится 8 секунд.

Естественно-научная грамотность




Для формирования и развития естественнонаучной грамотности рекомендуется предлагать учащимся задания, основанные на учебном материале физики и биологии, например расчет длины прыжка, скорости при определенных погодных условиях, физических параметрах человека.

  1. Внимательно рассмотрите рисунок на котором изображены ребята. Игра проходит в жаркую погоду в 13ч.-30мин.

Вопрос: Как вы считаете, кто из ребят защитился от жары? Отметьте знаком (V) на рисунке этих ребят?

  1. Как можно распределить класс на команды? Определив капитанов, они поочередно набирают себе игроков. Игрок, которого выбрали быстро (в течении 3-х секунд) называет признак, по которому можно определить самочувствие человека (ЧСС, давление, потливость, цвет кожи, холодные руки, уставшее лицо, слезятся глаза, чихает, кашляет, горячий лоб, озноб, плохой аппетит, капризничает, раздражительность, и т.д.). Если не успевает, то остается на месте. Ход переходит к другому капитану. Повторяться в словах нельзя

  2. Как можно обозначить количество подходов или выполнений упражнений? Учитель дает задание: выполнить столько раз, сколько зимних месяцев в году. Сколько? Дети: « три!». Или: меняетесь ролями через столько раз, сколько букв «О» в слове молоко. Через сколько? Дети: «через три!». Или: выполняем столько раз, сколько конечностей у человека. Сколько? Дети: «четыре!»

Глобальные компетенции

задания, цель которых - выяснить мнение по проблемам, которые считаются глобальными, т.е. волнуют всех людей на нашей планете. Ответы на эти задания помогут выяснить, как ученик понимает точку зрения других людей и объяснить свою.



  1. Современные Паралимпийские игры возникли благодаря деятельности врача, нейрохирурга Людвига Гуттмана (Ludwig Guttmann, 1899— 1980), который после Второй мировой войны, будучи руководителем английского национального реабилитационного центра Сток-Мандевиля, собрал группу инвалидов, ветеранов войны, получивших травму позвоночника, и начал с ними регулярные тренировки с целью реабилитации больных. Именно он, Людвиг Гуттман, стоял у истоков мирового паралимпийского движения, не подозревая о том, что организованные им и его сподвижниками первые состязания для инвалидов будут иметь такое грандиозное продолжение. Это были проведенные впервые в Англии соревнования для спортсменов-спинальников по стрельбе из лука под эгидой Международной федерации Сток-Мандевильских игр, в которых участвовало 16 парализованных мужчин и женщин, бывших военнослужащих. Выступая по поводу начала этих игр, Людвиг Гуттман надеялся, обращаясь ко всем собравшимся на городском стадионе: «Глядя в будущее, я предвижу то время, когда это новое спортивное мероприятие станет поистине международным».

  2. Проблемы и перспективы развития паралимпийского движения в России. В 2018г АНО Лига ФОРБС запустила детское движение «Будущие Паралимпийские Чемпионы России», направленное на становление и развитие детского паралимпийского спорта.

Комиссия Общественной палаты РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни поддерживает инициативу АНО «Лига ФОРБС» в организации всероссийской акции «Россия за честный спорт!» в знак поддержки российских атлетов в преддверии старта международных Олимпийских игр в Токио 2020г. (XXXII летние Олимпийские игры состоятся в японской столице Токио с 23 июля по 8 августа 2021 года.) Известно, что по решению WADA наложен запрет на участие российских спортсменов в соревнованиях под флагом нашей страны.

Как Вы считаете нужно ли проводить подобные акции и для чего?





Универсальные методики формирования функциональной грамотности

(применимы при формировании любого вида функциональной грамотности,

подходят для изучения любого предмета, в том числе физической культуры)

методика

Содержание

Применение на уроках физической культуры

Методика «Природа — городу — человеку»

Предполагает использование свойств объектов природы в социокультурном пространстве и жизни.

предложить обучающимся подумать, как человек может использовать природу для физического развития, не причиняя ей вреда.

Методика «Алгоритм»


Предполагает разработку алгоритмов деятельности и поведения. Обучающимся предлагается использовать правила и инструкции, составлять схемы и выполнять лабораторные работы.

На уроках физической культуры это могут быть правила и инструкции по освоению упражнений, развитию выносливости и силы

Методика «Маршрут»


Предполагает конструирование маршрута (роли: турист — интурист, гость — хозяин). Также можно составлять маршруты по таким направлениям, как «жизнь замечательных людей», «жизнь замечательных идей».

На уроках физической культуры можно составлять не только маршруты для прокладывания лыжни или беговых дорожек, но и составлять экскурсионные маршруты по спортивным достопримечательностям. При составлении маршрутов параллельно можно научить обучающихся использовать геосервисы.

Методика «Оценка–прогноз–действие»


Предполагает прогнозирование последствий явления или действия.


На уроках физической культуры можно предложить обучающимся спрогнозировать, что произойдёт, если целенаправленно выполнять комплекс упражнений в течение недели, месяца, полугода.

Методика «За» и «Против»


Предполагает выбор посредством анализа информации, объяснения и обоснования, принятия решения. В процессе использования методики развивается критическое мышление. Обучающиеся учатся определять положительные и отрицательные моменты, стороны действия или явления, продукта.

На уроках физической культуры можно предложить обучающимся составить комплекс упражнений, позволяющих развивать выносливость, и обосновать выбор того или иного упражнения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!