СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности во внеурочной деятельности

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности? Ведь моё направление в корне отличается от других предметов школьной программы. Развитие функциональной грамотности невозможно без решения практических задач, умения работать с информацией и трансформировать её в индивидуальные знания, действия.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности во внеурочной деятельности»

Развитие функциональной грамотности во внеурочной деятельности Герасименко Светлана Анатольевна, учитель физической культуры, областное государственное бюджетное образовательное учреждение с интернатом «Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус»

В настоящее время процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, а предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности. Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Президентом нашей страны приоритетной задачей. В современном мире функциональная грамотность становится одним из основных факторов, способствующих активному участию людей в культурной, социальной, экономической и политической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. 

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Развитие функциональной грамотности невозможно без решения практических задач, умения работать с информацией и трансформировать ее в индивидуальные знания, действия.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности? Ведь наше направление в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача физической культуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого мероприятия учащиеся должны почерпнуть знания, а не только умения и навыки. Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах навело меня на мысль о применении заданий такого характера для проверки знаний учащихся на различных мероприятиях как развлекательного характера, соревновательного, так и закрепляющего конкретный материал. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ. Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Подходя творчески к своим занятиям, также применяю ряд интерактивных форм, которые нравятся детям:

Работа в парах, малых группах: обсуждение, взятие интервью у напарника, анализ творческой работы партнера, разработка вопросов к группе или ответы на вопросы педагога, составление комплексов физкультминуток, ОРУ, эстафета темы заданные педагогом, одноклассниками, соперниками.

Ролевая ( деловая ) игра. В нашем корпусе, как, наверное, и везде, существует Комитет Спорта. Здесь ребята реализуют свои знания и умения как: педагог,

судья, организатор, выводящий тренер.

Дебаты: убедить других в том, что его подход к решению проблемы правилен. Метод проектов. Расширяет умение работать самостоятельно, учитывая актуальность проблемы, учит ориентироваться в информационном пространстве, расширяет познавательные, творческие умения и навыки обучающихся. Например, "Определение параметров, влияющих на длину прыжка с места". Если вначале исследования ребят заинтересовали углы отталкивания в тазобедренном, коленном и плечевом суставах, то, позднее

изучив исторические справки о том, что прыжок в длину с места был распространённой дисциплиной античных олимпийских игр и при прыжке атлеты держали в руках специальный груз — хальтерес, напоминающий гантели, который перед приземлением отбрасывали назад, им стало интересно, сможет ли на практике такой опыт помочь?

Проведя ряд опытов, кадеты получили ответ: Да, может.

Также применяю различные методики, позволяющих организовать интерактивное взаимодействие. Например, «Идейная карусель».

Реализация приема «идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:

1. Каждой микрогруппе (по 4-5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос (например: правила формирования ЗОЖ или правила поведения на открытых водоёмах и т. д.). Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.

2. Листки передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются.

3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.

4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список

Турпоход. Педагог объявляет, что группа отправляется в поход. Затем участники делятся по парам. За две минуты в паре они договариваются о том, кто какие закупает продукты для похода. Далее педагог объясняет, что в походе все будут размещаться по четырехместным палаткам. Пары объединяются в четверки. Четвертки решают, кто понесет палатки, кто котел, кто заготовит дрова и т. д., а также, кто в походе идет первым, кто последним. На выполнение задания 10 минут. Через 10 минут каждая группа должна сказать, в какой именно поход она идет (в горы, в пустыню, на пикник...), что они с собой взяли и как они пойдут. После этого может определяться, какой поход выбирает класс в целом и обсуждается ход выполнения заданий и что приемлемо непосредственно для класса.

Сто шагов от башни. Группам дается задание: опознать то или иное здание, помещение, предмет (тот или иной объект) по списку данных примет, обнаружить его за ограниченное время и сфотографироваться с ним или на его фоне. Или найти флаг соперника, клад, сладкий приз по карте (это уже зависит от возраста участников).

Веб-квест – это работа групп по выполнению в ограниченное время определенного задания. Например:

Веб-квест , 10 класс Тема: «Волейбол»

Сценарий квеста. Обучающиеся делятся на две, три, четыре команды. Каждая команда получает маршрутный лист, в котором прописан алгоритм действий.

Маршрутный лист

Станция 1. Решите ребус. Определите вид спорта.

Станция 2. Назовите фамилию известного спортсмена на фотографии. Что вы о нем знаете?

Станция 3. Выберите упражнения для выбранного вида спорта.

Станция 4. Нарисуйте эмблему вида спорта.

Станция 5. Каждой команде охарактеризовать, какие двигательные действия характерны для выбранного вида спорта.

(Это можно провести как с применением распечатанных заготовок, так и с применением презентаций или ссылок в сети Интернет указанные педагогом). Существует и практический квест. Также подбираем тему. Квест провожу не только в классе, спортивном зале, но и на пришкольной территории, в лесу. Такой подход к организации мероприятия способствует повышению мотивации обучающихся улучшению предметных результатов, формированию развивающих, познавательных навыков. Технология «Квест» расширяет кругозор и позволяет активно применить на практике свои знания и умения.

На своих уроках стараюсь развивать функционально грамотные личности, которые находят свое отражение в портрете современного выпускника школы: «креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир; способный осуществлять информационно-познавательную деятельность; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, целесообразного образа жизни".