СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности на уроках физики через практическую деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности на уроках физики через практическую деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.»

Развитие функциональной грамотности на уроках физики через практическую деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.

Из опыта работы учителя физики МОАУ ДСОШ № 2 Касикеевой А.Ж..

Согласно обновленному ФГОС ООО, ряд образовательных результатов
должен отвечать условию функциональности, то есть такие образовательные
результаты входят в состав того или иного вида функциональной
грамотности. В отношении естественно-научных предметов то прежде всего
естественно-научная грамотность, а также читательская грамотность , за
формирование которой отвечают почти все учебные предметы. Физика не стала исключением. В Программе в качестве одной из главных задач изучения физики
ставится «формирование естественно-научной грамотности основной массы
обучающихся, которые в дал ней ем будут заняты в самых разнообразных
сферах деятельности.

«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Научно грамотный человек
стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления,
-оценивать и понимать особенности научного исследования,
-интерпретировать данные и использовать научные доказательства для
получения выводов”.

Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у учащихся определенных умений, таких как:

1) распознавать проявление изученных физических явлений в
окружающем мире, в том числе физические явления в природе: примеры
движения с различными скоростями в живой и неживой природе
действие силы трения в природе и технике влияние атмосферного
давления на живой организм плавание рыб рычаги в теле человека
при том переводить практическую задачу в учебную, выделять
существенные свойства признаки физических явлений;

2) объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том
числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера:
выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из —
логических шагов с опорой на — изученных свойства физических
явлений, физических закона или закономерности;

3) распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
физических методов в описании исследования выделять проверяемое
предположение (гипотезу), различать и интерпретировать полученный
результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его
результатам;

4) проводить опыты по наблюдению физических явлений или
физических свойств тел: формулировать проверяемые предположения,
собирать установку из предложенного оборудования, записывать ход
опыта и формулировать выводы;

5) участвовать в планировании учебного исследования, собирать
установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану,
фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в
виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования;

6) осуществлять отбор источников информации в сети Интернет
в соответствии с заданным поисковым запросом, на основе имеющихся
знаний и пут м сравнения различных источников выделять
информацию, которая является противоречивой или может быть
недостоверной.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Необходимо отметить, что в программе появилось много уроков практической направленности, таких как «урок-конференция», «урок-исследование». Они предполагают, что дети должны научиться работать с различными источниками материала, применить изученный материал на практике, что формирует функциональную грамотность. Данный тип уроков нетипичен и поэтому требует от педагога определенных навыков для подготовки такого рода уроков. Я в своей практике столкнулась с данной проблемой.

Итак, что же нужно учесть педагогу при подготовку к данным видам уроков:

I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку

1) Четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место урока в теме, а темы – в годовом учебном курсе; выделить общую задачу урока; конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими. определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем; определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока; определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать:особенности учащихся класса и учесть их индивидуальные особенности.

2) Подобрать необходимую литературу по теме., а также необходимое оборудование для проведения исследований. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Для этого необходимо: просмотреть учебную программу; перечитать объяснительную записку; прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

3) Подобрать учебные задания, целью которых является:

-узнавание нового материала;

-воспроизведение;

-применение знаний в знакомой ситуации;

-применение знаний в незнакомой ситуации;

-творческий подход к знаниям.
4) Составить три набора заданий:

-Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

-задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

-задания, способствующие осмыслению материала учеником;

-задания, способствующие закреплению материала учеником.
5) Сгруппировать отобранный учебный материал
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
С этой целью я в свое практике использую «Рабочие листы», которые разрабатываю в соответствии с темой исследования, а также для уроков- конференций. Применение таких листов позволяет учащимся не только усвоить материал, но и работать практически. Применение таких рабочих листов показали свою эффективность. Для разработки я использую рабочие тетради и тетради для лабораторных работ на печатной основе, а также различные методические материалы. Рабочий лист содержит информацию и задания различного формата: работа с текстом, рисунками, графиками, таблицы для заполнения, задачи, опыты. Также в листах предусмотрено домашнее задание, позволяющее закрепить материал. Стараюсь учитывать межпредметные связи, компетентностный подход.

Примеры рабочих листов, разработанных мною (приложение).