Развитие функциональной грамотности на уроках химии и внеурочной деятельности
Учитель химии и биологии
Ильина Е.Н
Образование – один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности.
Термин
« функциональная грамотность » был введен в 1957 году ЮНЕСКО,
наряду с понятиями «грамотность» и
«минимальная грамотность».
Функциональная грамотность
(лат. – направление) –
степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.
Функциональная грамотность – есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Основные этапы
создание
образовательных
маршрутов в
соответствии
с разделами
программы
отслеживание
результатов
разработка
методических
рекомендаций
подбор
методических
рекомендаций
Деятельностная грамотность ( способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности )
Осуществлять коммуникацию
Реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности
Процессы функциональной грамотности
процесс овладения
грамотностью
процесс
воспитания
процесс обучения
процесс
образования
процесс подготовки
При обучении предметам естественнонаучного цикла
развивает когнитивные
компетенции учащихся
способствуют формированию
универсальных учебных
действий
развивают способность
выделять основную
мысль текста
активизирует познавательную
мыслительную деятельность
помогают анализировать
текст с разных позиций,
оценивать информацию
развивает навыки
самообучения
помогает осваивать
новые понятия
дают возможность
понять текст
Тема:«Растворы» Задача 1. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (р= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором. Задание: Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор? Задача 2 . В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин. помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний. Задание: Приготовьте 80 г такого раствора.
Химический эксперимент 1. При нагревании жидкости в пробирке вы… а/ наливаете жидкости побольше, чтобы посильнее плескалось и брызгало, заливало стол и тетради, б/ нагревая, заглядываете внутрь пробирки в надежде увидеть скорейшее закипание, в/ помните, что держать горячую пробирку пальцами, неудобно, вы должны заставить кого-нибудь из соседей сделать это или положите пробирку на свою тетрадь; г/ предложите свой вариант. 2. Представьте, что работаете в химической лаборатории и подруга принесла пирожное и предлагает попить чайку вы… а/ завариваете чаек на спиртовке в химическом стакане и “расчищаете” место для пирожного на рабочем столе, б/ приглашаете зайти в другую комнату, где не проводятся опыты. в/ предложите свой вариант. 3. Вы получили ожог от пламени спиртовки а/ смазываете ожог зеленкой, б/ промоете раствором марганцовки, в/ смажете растительным маслом , г/ промоете и положите стерильную повязку.
Тема: «Электролитическая диссоциация» 1.Написать в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде уравнения реакций: 2. Приведите пример уравнения реакции с выделением газа, идущей до конца, как называется этот газ? Каково его воздействие на организм человека?
Тема: “Галогены.” 1. Вам надо удалить пятна различного происхождения: ржавчина, сливочное масло, кофе, йод, морковный сок, вишневый сок мясной соус. В вашем расположении: персоль, стиральный порошок, Уф - лампа, зубной порошок, бензин, лимонная кислота. Подберите средства выведения для каждого пятна. 2. В результате проведения опытов выделился газ- хлор. Чтобы не надышаться, нужно а/ прекратить проведение опыта б/ вызвать учителя в/ открыть окно г/ одеть ватно-марлевую повязку
Интегративные задания – разновидность учебных задач, которые могут применяться на различных уроках. Их особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин, тем, проблем, в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса, одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета.
Требования за пределами лицея. В жизни надо уметь читать инструкции и этикетки по использованию различных химических веществ, стиральных порошков, чистящих средств в быту, приготовление растворов в консервировании, солении и т. д., читать инструкции по применению лекарств .
Алые паруса
В одной из частей рассказа «Старуха Изергиль» рассказывается легенда о Данко, который вырывает у себя сердце, чтобы осветить путь другим. Можно, однако, попробовать обойтись без крайних мер.
Предложите химический источник тока, который бы использовал для работы компоненты крови или других биологических жидкостей живого организма (растения или животного). Оцените параметры предложенного источника. В случае проверки на практике убедитесь, что ни одно животное не пострадало.
Спасибо за
внимание!!!