СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации обновленного ФГОС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации обновленного ФГОС»

Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации обновленного ФГОС

Пеньшина Г.Н.,

учитель физик МАОУ «СОШ №10»


Глобальные изменения, которые происходят во всех сферах нашей жизни, проявляются и в сфере образования. В настоящее время перед нашим обществом и школой стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности.

Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность представляет собой интегральное качество личности, которое включает в себя математическую, читательскую, естественно-научную, финансовую грамотность, а также глобальные компетенции и креативные качества личности.

На данный момент не существует определенной методики, направленной на формирование функциональной грамотности. Однако комплексное использование различных методов, приемов, средств и форм организации обучения позволяет достичь оптимально продуктивного результата.

Перед системой образования стоит серьезная задача – воспитать и обогатить сегодняшних школьников теми знаниями, которые помогут стать успешными, а не поколением упущенныхвозможностей. Поэтому и возникла необходимость в формировании компетенций XXI века. Новые методы обучения, преподавания, сами предметные знания и общие навыки, о которых ещенедавно говорили, как о желательных, сегодня требуют немедленного внедрения во избежание потери целого поколения.

В связи с введением новых образовательных стандартов, гдецелостность обучения и воспитания звучит по-новому, это требует особой проработки и внимания, в том числе в вопросахформирования функциональной грамотности. «В целях обеспечения реализации программы основного общего образованияв Организации для участников образовательных отношенийдолжны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями,составляющими основу дальнейшего успешного образования иориентации в мире профессий…» (п. 35.2)1.

Что такое функциональная грамотность? Кто являетсяфункционально грамотным человеком? Может это просто новое модное направление в сфере образования и не стоит погружаться в изучение этихвопросов.

Нельзя сказать, что понятие «функциональная грамотность»возникло совсем недавно, у него есть своя большая история, что позволяет найти в нем то, что максимально отвечает требованиям сегодняшнего времени и взять оттуда наиболее ценноеи полезное.

Принято считать, что это понятие было введено ЮНЕСКО в 1957 году.

Толчкомк этому послужила общемировая потребность перевести образование в практическое русло, сделать знания и навыки, получаемые школьниками в процессе учебы, ресурсом для их последующей активной социализации.

Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной  ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс.

Методы обучения многочисленны и разнообразны.

Какой из методов учитель будет использовать при формировании естественнонаучной функциональной грамотности, зависит от его возможностей и условий. Наиболее эффективным будет совокупность разных методов и подходов.

Практические и лабораторные работы, работа с приборами.

Самостоятельная работа и работа под руководством учителя.

Учащиеся должны решать задачи, так как именно умение решать различные предметные задачи на уроке и вне урока, в различных жизненных ситуациях и составляет основу формирования функциональной грамотности. Формирование этих качеств начинается в процессе решения простых задач, затем сложных по конкретной теме.

Задания, которые непосредственно направлены на формирование функциональной грамотности определяющих естественнонаучную грамотность умение объяснять или описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний.

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15 – летних учащихся (ProgrammeforInternationalStudentAssessment – PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Одним из направлений в развитии функциональной грамотности является использование интерактивного оборудования на уроках. Кабинет физики в любой школе - это помещение, которое максимально насыщено приборами и лабораторным оборудованием.

Измерительный комплекс кабинета физики насыщается компьютерными и цифровыми средствами измерения. Это обуславливает оптимальное сочетание классических и современных средств измерений и способов экспериментального исследования явлений. Способствует формированию такого важнейшего общеучебного умения, как подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования. Позволяет проводить экспериментальную работу на любом этапе урока.

Технические средства позволяют привнести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов, таких, как звук, текст, фото и видео изображение. Эти средства, в ряде случаев, оказываются очень сложными в техническом и технологическом отношении. Компьютер, применяемый в сфере образования, является универсальным средством обработки информации. Его универсальность состоит в том, что, с одной стороны, он один в состоянии обрабатывать информацию разных типов, с другой стороны, один и тот же компьютер в состоянии выполнять целый спектр операций с информацией одного типа. Благодаря этому компьютер в совокупности с соответствующим набором периферийных устройств в состоянии обеспечить выполнение всех функций технических средств обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам программы. Остановлюсь на некоторых из них.

Объяснение нового материала.

На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций. Объяснение темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения. Затем идёт объяснение темы по плану, учащиеся делают необходимые записи. После объяснения материала ученики выполняют устные задания, затем – в тетрадях задания более сложные (уроки с презентациями).

Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-шоу, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-шоу позволяет концентрировать визуальное внимание студентов на особо значимых моментах учебного материала.

Решение задач.

На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение студентов решению задач, так как они являются неотъемлемой частью изучения физики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы могут вводиться как в числовом, так и в общем видах, причём, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознаёт ответы независимо от способа их написания.

В работе используются CD-диски «Уроки физики» Кирилла и Мефодия для 7-11 классов, «Виртуальная школа» 7-11 классы, «Живая физика» для 7-11 классов, и другие. Самостоятельно созданные ЭОР

Контроль знаний.

При контроле применяются тесты. Для их создания используются специализированную программу «ДО. Тестирование». Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».

Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.

Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку студента как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык» и умения набирать формулы с помощью специальных программ, таким образом, осуществляются межпредметные связи.

На данном этапе компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени. Компьютер позволяет учащимся проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий (Тесты MicrosoftExcel).

Процессы рефлексии и само оценивания включаются в урок с помощью оценочных таблиц и точных критериев оценки и самооценки выполненной работы. В конце занятия обязательно проводится итоговая рефлексия.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается найти информацию об ученых-физиках, физических величинах, изучить какие-то факты, разделы, темы и составить мультимедийную презентацию. Созданная учащимися презентация – творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок.

Результативность. Повышение мотивации в обучении; развитие научного стиля мышления – формирование наглядно-эвристического компонента мышления; перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную активность учеников; организация самостоятельных и практических работ на уроке; обеспечение разнообразия форм представления учебной информации, что способствует повышению качества образования; развитие новых отношений «ученик-учитель»; повышение информационной компетентности студентов; формирование новых путей познания мира; расширение кругозора учащихся; формирование исследовательских навыков; полное отсутствие неуспевающих.

Использование Интернет-ресурсов на уроках

Количество информации интенсивно увеличивается с каждым днём, важное значение для человека приобретает умение быстро её находить. Задача учителей сегодня – это не столько передача знаний, сколько обучение учащихся добывать их. Сейчас многие школы имеют доступ к сети Интернет и должны в полной мере использовать его в образовательном процессе. Это и поиск практически любой информации, передача и получение её по электронной почте; общение в реальном времени; участие в телеконференциях, форумах, общение в чатах; дистанционные курсы, олимпиады, конкурсы, проекты; использование виртуальных библиотек, фондов музеев и др.

Обучающиеся, владеющие приёмами работы в сети, имеют ряд преимуществ: поиск нужного материала идёт быстрее, чем, например, в библиотеке; можно сказать, что результаты поиска гарантированы; повышается актуальность получаемой информации; учащиеся приучаются систематизировать данные, выделять главное, ориентироваться в больших объёмах информации.

Сегодня можно и нужно активно использовать возрастающий интерес обучающихся к компьютеру и Интернету, направить этот интерес в нужное русло.

В последние годы в российской системе формирования профессиональной компетентности специалистов наметился новый подход к процессу педагогической деятельности на основе ИКТ, которые позволяют повысить эффективность обучения с широким внедрением компьютерных средств и Интернет-сети.

Стиль мышления учащихся ориентирован на интерактивные способы обучения, дистанционные способы общения и коммуникации, на поисковые методы, на компьютерную графику при визуализации учебного материала.

Но хочу предостеречь от другой крайности. Проведения всех лабораторных работ в виртуальном виде. Да, это красиво, зрелищно, допускает многократное повторение, безопасно наконец. Однако, в школе должно быть место реальному эксперименту. Только через проведение реальных опытов мы можем привить ученику тягу к исследованиям. Только так мы сможем выполнить поручение Главы государства по привлечению молодежи в науку.

Компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, он может направить их внимание на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить их усилия и заставить учиться.

– «Зачем вообще учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей?»

Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, наподобие PISA или PIRLS. Участие в таких рейтингах – показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению. То есть токари и детали, изготавливаемые на станках, явно проигрывают дронам и Minecraft. Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни – в той же игре.

Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение на уроках должно носить деятельностный характер;

  • образовательная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

  • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

  • используются продуктивные формы групповой работы;

  • обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: ЭТО

  • Групповая форма работы

  • Игровая форма работы

  • Творческие задания

  • Тестовые задания

  • Практическая работа

  • Ролевые и деловые игры

  • Исследовательская деятельность

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60 – х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.

Естественно-научная грамотность способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.

Формирование естественно-научной грамотности учащихся будет успешным при следующих условиях.

1. Интегративность, непрерывность и преемственность

в формировании естественно-научной грамотности на всех этапах общего образования.

2. Реализация четырех взаимосвязанных направлений:

– интеграция учебных дисциплин естественно-научной и социальной направленности с учетом современных достижений науки;

– включение в учебные планы спецкурсов и факультативов естественно-научной направленности, расширение спектра внеурочной работы естественно-научной направленности;

– межпредметная и метапредметная интеграция, интеграция

в различных сферах жизнедеятельности;

– организация межпредметного взаимодействия путем создания межпредметных модулей, тесного взаимодействия учителей, активного применения межпредметных технологий, организации коллективного решения проблем, в т. ч. в процессе сетевого взаимодействия.

Наибольшим потенциалом в развитии естественно-научной грамотности обладают практико-ориентированные задания. Под практико-ориентированными заданиями понимают задания из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневнойжизни, в том числе с использованием материалов краеведения,элементов производственных процессов.

Цель этих заданий – сформировать умение действовать в социально значимых ситуациях.

Практико-ориентированные задания базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знанияв практической деятельности при решении «жизненной» или профессиональной задачи. Например, на уроках физики при рассмотрении темы «Расчет количества теплоты» можно предложить учащимся рассчитать количество теплоты, которое они выделяете в окружающее пространство, когда жарко и поглощают, когда холодно.

При разработке практико-ориентированных заданий необходимо учитывать:

1) формулировка условия задания должна быть в виде сюжета, ситуации, проблемы, решаемой знаниями различных разделов математики, физики, химии других наук или жизни;

2) информация должна быть представлена в различных формах (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т. д.), что требует распознавания объектов;

3) задание сформулировано таким образом, что включает многообразие путей решения и возможный их поиск в ходе работы. Вместе с тем, практико-ориентированные задания должны: соответствовать программе определенного предмета, обогащать основные понятия учебного предмета, раскрывать их сущность в связи с жизнью, практикой, производством. Понятия, термины должны быть доступными для учащихся. Содержание и требование задания должны быть реальны, решаться именно теми способами, какими оно решается в реальной жизни, доступным учащимся с учетом их возрастных и психологических особенностей, иметь открытую цепочку последовательных вопросов. Использование на уроках интегрированных лабораторных и практических работ тоже способствует формированию естественно-научной грамотности, а также позволяет освоить учащимися экспериментальную составляющую научного метода познания и выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений.

Например, изучая на уроках физики тему «Первый закон термодинамики» можно рассмотреть этот закон применительно к человеческому организму – «Человек как термодинамическая система», установить межпредметные связи с биологией, технологией, ОБЖ и выполнить интегрированную лабораторную работу, в ходе которой учащиеся приходят к выводу, что все виды работ в организме совершаются за счет эквивалентного количества энергии, выделяющейся при окислении питательных веществ. Активное применение видеоматериалов на занятиях различного рода способствует повышению мотивации обучающихся, а также их познавательной активности. Актуальность применения фрагментов фильмов на уроках объясняется, в том числе, наличием у современного поколения «клипового мышления», которое, по мнению ученых, отличается фрагментарностью. Аудиовизуальное восприятие информации облегчает ее понимание. Кино имеет возможность влиять на то, как учащиеся видят и понимают мир. Оно может управлять ими, показывать самих себя со стороны и приводить к переживанию широкого спектра эмоций. Кино способно заставить забыть о том, что происходит вокруг, открыть для учащихся новые миры, может дать импульс задуматься о мире, в котором они живут. Создатели кино выбирают кадры, музыку, конструируют историю, выбирают повороты сюжета и то, как их преподнести. Учащиеся как зрители, могут входить в диалог с фильмом, который смотрят.