СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной информационной грамотности как необходимое условие формирования компетенций и компетентностей учащихся

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: Формирование функциональной грамотности учащихся зависит от обновления самого содержания образования. В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью и для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики обучение должно носить деятельностный характер, необходим переход к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося.

Ключевые слова: функциональная грамотность, компьютерная грамотность, информатика.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной информационной грамотности как необходимое условие формирования компетенций и компетентностей учащихся»

Развитие функциональной информационной грамотности как необходимое условие формирования компетенций и компетентностей учащихся

Золина Ю.П., учитель информатики МБОУ лицея № 35 города Ставрополя

Аннотация: Формирование функциональной грамотности учащихся зависит от обновления самого содержания образования. В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью и для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики обучение должно носить деятельностный характер, необходим переход к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося.

Ключевые слова: функциональная грамотность, компьютерная грамотность, информатика.

Abstract: The formation of functional literacy of students depends on the renewal of the content of education. In the era of digital technologies, functional literacy is developing in parallel with computer literacy, and for the successful development of functional literacy of schoolchildren and the achievement of key and subject competencies in computer science lessons, training should be of an activity nature, a transition to the implementation of an individual educational trajectory of each student is necessary.

Keywords: functional literacy, computer literacy, computer science.

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.

Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности:

  • Готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования,

  • Способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей,

  • Готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности,

  • Способность к коммуникативной деятельности.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:

  • Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность преодоления образования, в том числе и путем самообразования.

  • Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.

  • Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:

  • Обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер; учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ; предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса; Используются продуктивные формы групповой работы;

  • Обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Для этого необходимо: использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, использовать технологии дистанционного обучения, применять on-line. Психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения. Совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности.

Среди ключевых компетенций ученика средней школы выделяют технологические - способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя.

Формирование технологических компетенций является актуальной задачей современности. От того, насколько успешно она будет решена, зависит эффективность широкого использования вычислительной техники, и, в конечном счете, перспективы научно-технического, экономического и социального развития общества. Важная роль в решении этой задачи принадлежит урокам информатики.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.

Одна из основных задач, которые мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых обучающиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Содержание курса информатики складывается сложно и противоречиво. Оно должно соответствовать социальному заказу общества в каждый момент его развития. Быстрый прогресс в области информационных технологий заставляет также быстро изменять содержание курса информатики. Планируя курс информационных технологий, возникает проблема не как научить, а как правильно сформировать практические задания и оценить креативные способности обучающихся во время проведения занятий. Ориентируясь на цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых предметов «Информатика и информационные технологии», ставлю цель подготовить учеников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся информационному миру.

Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи: способствовать формированию самостоятельности, творческого потенциала, коммуникабельности через выполнения практических работ.

С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Способность человека делать открытия – не случайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития. Задача учителя создать творческую атмосферу, помочь учащимся само реализоваться. На уроках информатики можно использовать различные творческие задания:

В графическом редакторе Paint «создать» мозаику; Создать визитную карточку; Оформить титульный лист книги; Создать БД «Ученик», содержащую информацию о ваших одноклассниках; Придумать стихотворение (или рассказ), реализующее заданную алгоритмическую конструкцию; Создать кроссворд; Создать презентацию на заданную тему и т.д.

Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в учебных и практических ситуациях, а также обеспечить адекватные материально-технические, психолого-технические и технологические условия обучения школьников.


Литература

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. № 10. 2003.

  2. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. № 5. 2007. С. 140-144.