Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся с ОВЗ общеобразовательная школа «Надежда»
Развитие геометрических представлений у школьников 5 класса АООП ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (1 вариант) на уроках математики с использованием текстового и графического редактора Microsoft Word.
Оглавление
Ведение 3
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями. 5
2. Формирование геометрических представлений на уроках математики в школе. 9
3. Потенциал и значимость программы Microsoft Word в процессе развития представлений о геометрических фигурах. 11
Заключение. 13
Список используемой литературы. 15
Приложение 1. 16
Ведение Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, образование обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых образовательных потребностей:
Потребность в обеспечении доступности учебного материала;
Развитие мотивации к учению и познавательных интересов;
Формирование социальной компетентности;
Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики;
Формирование учебных умений;
Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого;
Значительное разнообразие особых образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий (материально-техническое обеспечение, кадровое, информационное, программно-методическое и т.п.). Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с интеллектуальными нарушениями, до индивидуальных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями.
Обучение в 5 классе направлено на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации. Программа определяет оптимальный объём знаний и умений, который доступен большинству школьников. Но есть учащиеся, которые отстают от одноклассников в усвоении знаний. В данной ситуации предусматривается для таких учащихся упрощение материала по каждому разделу. В 5 классе предоставляется возможность варьировать требования к учащимся в зависимости от их индивидуальных возможностей.
В коррекционной педагогике накоплен определенный опыт работы по формированию и развитию геометрических представлений у умственно отсталых школьников. Но нет достаточного опыта в развитии и изучении геометрических представлений с использованием текстового редактора. Это и определило выбор темы работы.
Актуальность выбранной темы обусловила цель исследования: на основе выявленных теоретических аспектов проблемы и проведения собственных исследований доказать, что работа с текстовым редактором Microsoft Word является действенным методом развития у обучающихся с интеллектуальными нарушениями представлений о геометрических фигурах.
Объект исследования: процесс формирования и развития представлений о геометрических фигурах обучающихся.
Предмет исследования: процесс формирования и развития представлений о геометрических фигурах у обучающихся с использованием редактора Microsoft Word.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с интеллектуальными нарушениями.
2. Определить особенности использования программы Microsoft Word в процессе развития представлений о геометрических фигурах.
3. Изучить навыки учеников 5 класса с интеллектуальными нарушениями в построении геометрических фигур. Разработать комплекс дидактических игр и иных практических рекомендаций, нацеленных на развитие представлений о геометрических фигурах у обучающихся в 5 классе с использованием программы Microsoft Word.
4. На основе экспериментальной проверки доказать положительное влияние использования программы Microsoft Word на развитие у обучающихся представлений о геометрических фигурах.
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями. Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов, однако при особой организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени корригировать недостатки мыслительной деятельности
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося.
2. Формирование геометрических представлений на уроках математики в школе. Успех социальной адаптации и интеграции детей с нарушением интеллекта напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, в том числе геометрических, тем легче ребёнку приспособиться к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость.
Исследования авторов Н.Ф.Кузьминой-Сыромятниковой, М.Н.Перовой, В.В.Экк и др. позволяют сделать следующие выводы:
- геометрия является одним из наиболее трудных предметов для школьников с интеллектуальными нарушениями;
- у учащихся практически не развито наглядно-образное мышление, они с трудом представляют образ того геометрического объекта, о котором идёт речь;
- у учащихся плохо сформированы представления о прямых, кривых, ломаных линиях;
- учащиеся не могут дать чёткого определения понятия;
- для школьников с нарушением интеллекта является типичным неумение пользоваться чертёжными и измерительными инструментами.
Формирование геометрических знаний у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет для них большое практическое значение. У учеников происходит накопление определённого запаса геометрических представлений, формируется целостная система знаний о геометрических объектах, а также развивается познавательная деятельность, все виды мышления. Изучение элементов геометрии создаёт благоприятные предпосылки для формирования у школьников пространственных представлений, понятий о формах, размере, взаимном расположении геометрических фигур в пространстве.
Геометрический материал, включённый в программу коррекционной школы, тесно связан с изучением других учебных предметов, предметов профессионально-трудовой подготовки, способствует сознательному восприятию знаний по этим дисциплинам. Овладение навыками измерения, черчения, работы с измерительными и чертежными инструментами совершенствует моторику, развивает самостоятельность, уверенность учащихся.
3. Потенциал и значимость программы Microsoft Word в процессе развития представлений о геометрических фигурах. Программное обеспечение математики как учебной дисциплины в начальной школе очень разнообразно: программы, учебники, программы-тренажёры, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий. Однако трудность его использования состоит в том, что учителю приходится адаптировать имеющиеся в его распоряжении ресурсы к УМК, по которому ведется обучение, к особенностям учащихся своего класса. Это становится возможным только при достаточно уверенном владении учителем компьютерными технологиями.
Для учеников с интеллектуальными нарушениями приоритетным является наглядно – действенное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. В результате взаимодействия усилий учителя и учащихся (при направляющем и организующем воздействии учителя) развивается элементарное математическое мышление учащихся, формируются и корригируются такие его формы, как: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных программ. Использование компьютерных технологий на уроках математики позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Роль компьютера при этом такова:
предлагаемая информация в наглядной и привлекательной форме
формируется высокая степень мотивации, повышается интерес к процессу обучения;
повышается интенсивность обучения;
достигается индивидуализация обучения;
обеспечивается объективность оценивания результатов;
увеличивается доля самостоятельной работы.
процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным
происходит активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия
формируется навык самоконтроля
обучающийся сам видит результат своей работы и в случае обнаружения ошибки, возникает стремление ее исправить
исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала
обучающийся обучается элементарным действиям с компьютером
обучающийся видит результат своей работы
Пока мы используем эти возможности не в полной мере, но убедились, что использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является главной целью уроков математики в школе. В свою очередь, познавательный интерес ребёнка и успехи в учёбе определяют его полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие.
Блок геометрии на уроках математики в 5 классе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения: форма, величина, число и многие другие. Здесь на помощь ученику и учителю может прийти редактор Microsoft Word со всеми её возможностями: цвет, форма, пропорции, пространственные отношения и многие другие понятия можно увидеть своими глазами. Таким образом, компьютерные технологии обеспечивают высокий уровень наглядности по сравнению с традиционными схемами, таблицами.
При изучении элементов геометрии в 5 классе на первый план выходят возможности графического редактора Microsoft Word при работе в режиме графической иллюстрации геометрического материала, так как возможности программы при иллюстрировании намного превосходят возможности любого бумажного учебника, рисунков на школьной доске. Текстовый редактор – этот термин, прочно закрепившийся за Microsoft Word, уже давно и безнадежно устарел. Ибо Microsoft Word – это не просто текстовый редактор (т.е. программа, предназначенная для создания и редактирования текстов), а нечто большее: многофункциональный текстовый процессор. С помощью Microsoft Word можно не просто набрать текст, но и оформить его: включить в него таблицы и графики, картинки и даже звуки и видеоизображения.
Microsoft Word позволяет создать большое количество разнообразных моделей геометрических фигур, что затруднено в случае с материальными моделями как в техническом, так и в материальном плане. Преимуществом является и возможность моментального копирования компьютерных моделей для индивидуальной работы в классе, что невозможно при работе с материальными моделями и затруднено с чертежами и рисунками, а также возможность динамического изменения количественных характеристик модели объекта, которая полностью исключена в случае с традиционными моделями.
Заключение. Проведенные уроки в 5 классе подтверждают, что развитие геометрических представлений у школьников на уроках математики с использованием Microsoft Word является эффективным методом работы.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с интеллектуальными нарушениями.
2. Определить особенности использования программы Microsoft Word в процессе развития представлений о геометрических фигурах.
3. Изучить навыки учеников 5 класса с интеллектуальными нарушениями в построении геометрических фигур. Разработать комплекс дидактических игр и иных практических рекомендаций, нацеленных на развитие представлений о геометрических фигурах у обучающихся в 5 классе с использованием программы Microsoft Word.
4. На основе экспериментальной проверки доказать положительное влияние использования программы Microsoft Word на развитие у обучающихся представлений о геометрических фигурах.
Анализ проведённых уроков, результаты тестирования учащихся свидетельствуют о том, что использование программы Microsoft Word позволяет улучшить отработку изучаемого материала, сократить объём домашнего задания, повышает эффективность обучения, помогает развивать наглядно-образное мышление, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения. Внедряя информационные технологии в образовательный процесс, мы не должны забывать о здоровьесберегающем факторе. Неконтролируемая работа за компьютером может создать определённые проблемы со здоровьем детей. Поэтому необходимо соблюдать рекомендации, определенные нормами СанПиНа. Урок с использованием компьютерных технологий и, в частности Microsoft Word становится интереснее, насыщеннее, в нём реализуется принцип наглядности, и всё это напрямую влияет на качество знаний учащихся. Таким образом, с помощью используемого мной метода, решаются не только задачи урока математики, но и общеучебная задача формирования ИКТ компетенций школьника.
Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Это является в свою очередь огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса усвоения материала. Теперь в образовательном процессе ребёнок – это активный субъект.
Список используемой литературы. www.fgosreestr
Архипова. О.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 1-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, Т.В. Белых [и др.]. – М.: Издательство «Глобус», 2008. – 176 с. (Современная школа).
Баракина Т.В. Обучение младших школьников решению геометрических задач//Начальная школа.- 2010.- №4.
Перова М.Н., Капустина Г.М. «Математика» учебник для 5 класса образовательных учреждений 8 вида М: Просвещение, 2010.
Программа по математике авторов М.Н.Перовой, В.В.Экк сборника 1 «ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида» под редакцией В.В. Воронковой. М: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000 год. с.29-43.
Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
Пышкало А.М. Методика обучения элементарной геометрии в начальных классах. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1973.
Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.
Приложение 1. Предметные результаты обучения геометрического материала на уроках математики в 5 классе АООП ООО.
распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная линия, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных документов для выполнения построений.
взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения) и линий (пересекаются или не пересекаются).
углы, виды углов (прямой, острый, тупой). Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон.
стороны прямоугольника: основание, боковые стороны.
линии в круге: радиус, диаметр.
знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, квадрат);
построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости;
периметр. Вычисление периметра треугольника, прямоугольника, квадрата.
геометрические формы в окружающем мире.
Методы обучения.
Фронтальная беседа;
Словесные методы, в том числе, объяснительно-иллюстративный,
Проблемные методы, исследовательские,
Методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические, систематическое наблюдение за работой ученика в обучении.
Педагогические технологии, используемые на уроке:
1.Здоровьесберегающие технологии.
2.Игровые технологии.
3.Технология дифференцированного обучения.
5.Информационно-коммуникативные технологии.
Направления работы:
В работе предлагаются упражнения и задания практического характера, направленные на формирование измерительных и чертёжно-графических навыков у учащихся с интеллектуальными нарушениями. Обучение учащихся элементам геометрии невозможно себе представить без систематической работы. Учитель должен понимать, что выработка любого практического умения у школьника с нарушением интеллекта сопряжена с огромной затратой усилий со стороны обучающего и обучаемого. Автоматизация навыков требует систематических упражнений не только на уроке геометрии, но и на уроках математики при изучении арифметических тем. Использование данного материала поможет педагогам математики, трудового обучения в работе по формированию измерительных и чертёжно-графических навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, необходимых им для успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Материал разбит на главы в соответствии с изучением программного материала по геометрическому блоку. Каждая глава включает в себя следующие направления работы:
Теоретические материалы по теме Microsoft Word.
Теоретический блок направлен на ознакомление детей с техникой безопасности при пользовании ПК, а также механизмы работы с программой Microsoft Word.
Для последующей практической работы обучающимся необходимо знать: как запустить программу Microsoft Word и выйти из нее, а также основные понятия, встречающиеся в курсе.
Построение фигур по образцу.
Блок направлен на актуализацию всех теоретических знаний о данной фигуре. Учащиеся чётко представляют себе необходимые и достаточные для построения фигуры данные. Задания такого характера ведут к согласованности речевой и предметно-практической деятельности.
Построение фигур по заданным параметрам.
Упражнения такого вида формируют прочные навыки работы с чертёжно-измерительными инструментами, развивают точность в построении фигур, подготавливают учащихся к занятиям профессиональным трудом, способствуют более успешному овладению трудовыми навыками.
Произвольное построение фигур.
Данные упражнения направлены на формирование умения применять изученное понятие на практике. Школьники анализируют, классифицируют геометрические фигуры, отыскивают свойства, признаки, которыми обладает объект. Учатся выполнять работу с комментированием, самостоятельно.
Урок 1
Правила техники безопасности при работе с персональным компьютером:
При работе с компьютером запрещается:
1.Включать и выключать аппаратуру без указаний преподавателя;
2.Прикасаться к разъёмам соединительных кабелей, питающим проводом;
3.Прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;
4.Работать влажными руками;
5.Держать на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания и также класть диски, книги, тетради на монитор и клавиатуру;
6.Продолжать работу при появлении запаха (в этом случаи следует срочно отключить электропитание);
7.Самостоятельно устранять неисправности в компьютере;
8.Работать при плохом освещении;
9.Работать при плохом самочувствии.
Основные понятия, встречающиеся в курсе:
Сочетание клавиш – одновременное нажатие двух или более клавиш на клавиатуре.
ЛКМ – левая кнопка мыши, ПКМ – правая кнопка мыши.
Метод перетаскивания – нажатие ЛКМ и перемещение курсора с последующим отпусканием ЛКМ.
Контекстное меню – меню, возникающее при нажатии на ПКМ.
Вызвать контекстное меню "элемента" – нажатие ПКМ на "элементе".
Текстовый курсор – моргающая палочка, которая показывает место, в которое будут вставляться буквы и символы, набираемые на клавиатуре.
По аналогии с печатной машинкой буквы, набираемые с клавиатуры, вставляются вслед за текстовым курсором, при этом текстовый курсор сдвигается правее, а текст, который не уместится будет продолжатся с новой строки.
Клавиши со стрелками перемещают текстовый курсор по тексту на один символ по горизонтали и одну строку по вертикали.Если необходимо быстро поставить курсор в нужное место, то проще всего поднести к нужному месту курсор мыши и нажать левую кнопку мыши.Для начала нового абзаца или перехода к следующей строке используется клавиша Enter.
Для удаления текста используются две клавиши:
Backspace (кнопка со стрелкой влево находится справа вверху основной клавиатуры) – удаляет символы слева от текстового курсора.
Delete (находится над клавишами со стрелками) – удаляет символы справа от текстового курсора.
Этими клавишами также можно удалить переносы на новую строку, выделенный текст и др.
Урок 2
Построение фигур по образцу, положение на плоскости.
Прямая линия
Квадрат (без заливки)
Круг (без заливки)
Треугольник (без заливки)
Выполнение заданий по инструкции учителя
Пересечение прямой линии и круга в точке М.
Построение прямоугольного треугольника.
Заливка фигуры.
Урок 3.
Закрепление знаний о геометрических фигурах.
Обучающимся предлагается:
Закрасить геометрическую фигуру, у которой меньше всего углов, красной заливкой.
Закрасить и назвать все четырехугольники синей заливкой.
Закрасить фигуру с самым большим количеством углов зеленой заливкой.
Закрасить фигуру, у которой нет углов желтой заливкой.
Урок 4.
Анализ и синтез.
Обучающимся предлагается:
Разделение целого изображения на составные части.
Сборка изображения по образцу.
Урок 5.
Применение изученных правил. Произвольное самостоятельное построение изображений из геометрических фигур.