СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Педагогический колледж г. Тамбова»
Чижова Ангелина Николаевна
Студентка группы АФК-31
Развитие гибкости у младшего школьного возраста с нарушением слуха
Курсовая работа
Специальность 49.02.02 Научный руководитель:
Адаптивная физическая культура Маркидонов Ю. И.
Тамбов
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА………..……………………………….…………………………………….6
1.1. Краткая анатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха…………………………………………………………………………………..6
1.2. Определения понятия патологии слуха и ее возникновение………...11
1.3 Физическое и двигательное развитие детей с нарушениями слуха…..18
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА………………….……25
2.1 Характеристика физического качества гибкость……..……….………25
2.2 Методы и средства, используемые в развитии гибкости
2.3 Влияние физической нагрузки у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….….….36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...39
ВВЕДЕНИЕ
Особую тревогу в современном мире вызывает рост детской инвалидности. Число лиц, имеющих патологию физического развития, постоянно растет. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в индустриально развитых странах нарушениями слуха различной этнологии страдают 300 миллионов человек, 90 % их них имеют сенсорно-невральные нарушения слуха.
На протяжении ряда последних лет и среди младших школьников в России растет заболеваемость, что ведет к сокращению средней ожидаемой продолжительности жизни. В Российской Федерации больных с сенсорными нарушениями слуха насчитывается 13 миллионов человек, из них более 1 миллиона составляют дети. В структуре общей инвалидности болезней уха у детей в РФ преобладают мальчики (55,1 %), удельный вес девочек несколько ниже (44,9 %). По данным ряда авторов поражение слуха сказывается на развитии речи, что в свою очередь задерживает формирование мышления, памяти и других познавательных процессов.
В связи с нарушением функции слухового анализатора у детей отмечается отставание в физическом развитии и антропометрических показателях. У большинства слабовидящих детей наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие.
Нарушение и аномалии развития слуховой системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей координации, статического и динамического равновесия и др. У многих детей недостаточны пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микроориентировка в пространстве. У глухих и слабослышащих детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее ущербного в своем развитии вследствие слухового дефекта. Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается слух, тем более выражены отклонения в развитии таких детей.
Значимость адаптивной физической культуры для младших школьников, с различными степенями сенсорных патологии, не может быть переоценена. Именно здесь физическая культура не имеет аналогов, равноценных по силе воздействия на разные стороны реабилитации инвалидов. Практика подтверждает, что если для здоровых детей физическая активность - обычная потребность в повседневной жизни, то для инвалидов по зрению и слуху занятия физическими упражнениями жизненно необходимо, так как служат естественным методом одновременно физической, медицинской и социальной реабилитаций.
Между тем, в современной адаптивной физической культуре остаются малоисследованными вопросы конкретизации форм и методов физической и социальной реабилитации школьников, имеющих нарушения слуха. Подобная пренебрежительность к изучению проблемы, в дальнейшем, для растущего организма критическим образом сказывается на детской физической активности, внимательности и общего физического здоровья.
Так же, недостаточно активно ведется и поиск оптимизации содержания физической активности средствами физической культуры и других форм физической подготовки.
В связи с этим актуальными становятся исследования направленные на изучение влияния занятий физической культурой на уровень физического развития, сохранения и укрепления здоровья детей и младших школьников и повышение их двигательных кондиций.
Цель исследования - определить эффективные средства и методы повышения показателей гибкости у слабослышащих детей младшего школьного возраста в процессе занятий физической культурой.
Объектом исследования является процесс физического воспитания, детей младшего школьного возраста со слуховой депривацией.
Предмет исследования - средства адаптивной физической культуры, направленные на воспитание гибкости у школьников с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: нами выдвинуто предположение, что применение на уроках адаптивного физического воспитания практически обоснованных средств развития гибкости позволит повысить ее уровень у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности физического развития и двигательной подготовленности младших школьников с нарушением слуха.
2. Охарактеризовать методы и приемы развития гибкости у слабослышащих школьников.
3. Выявить наиболее эффективные средства и методы для развития гибкости у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Объем курсовой работы составляет 33 печатных страниц, введение, две главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1. Краткая анатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха
Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными. Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже, чем приобретенный. Роль наследственного фактора в качестве причины врожденных нарушений слуха в прежние годы преувеличивалась. Однако в настоящее время наиболее опасным для развивающегося зачатка слухового аппарата является заболевание, возникающее у матери в первые три месяца беременности. Нарушение развития слухового органа может возникнуть вследствие травмы плода, особенно впервые месяцы беременности, когда зачаток слухового анализатора оказывается особенно ранимым.
Из других причин, обусловливающих врожденное нарушения слуха, следует отметить инфекционные заболевания у матери во время беременности. Особое значение имеют вирусные инфекции (корь, грипп).
Практическое значение в возникновении врожденных нарушений слуха имеет алкоголь, употребляемый матерью во время беременности, а из лекарственных веществ - стрептомицин и хинин. Вредное воздействие на развивающийся орган слуха у плода могут оказать некоторые химические вещества.
Приобретенные нарушения слухового аппарата возникают от разнообразных причин. Тяжелые нарушения слуха наступают обычно при поражении звуковоспринимающего аппарата (внутреннего уха, слухового нерва), в то время как легкая и средняя степень нарушения слуха может возникнуть при поражении лишь звукопроводящего аппарата (среднего уха).
Среди причин нарушения слуха у детей первое место занимают последствия острого воспаления среднего уха (острого среднего отита). Поражение слуха в этих случаях обусловлено стойкими остаточными изменениями подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. В некоторых случаях после острого среднего отита остается стойкое прободение барабанной перепонки и длительное гноетечение из уха - хронический гнойный отит. Это заболевание сопровождается обычно значительным понижением слуха.
Частой причиной поражения слуха у детей являются заболевания носа и носоглотки и связанные с этим заболеваниями евстахиевой трубы. Важную роль в возникновении стойких нарушений слуха играют острые инфекционные заболевания. Большинство инфекционных болезней, являющихся причиной поражения слуха, приходится на детский возраст, и поэтому роль этих заболеваний в этиологии нарушений слуха у детей особенно велика. Из инфекционных заболеваний, обусловливающих стойкие поражения слуха в детском возрасте, наибольшее значение имеют эпидемический цереброспинальный менингит, корь, скарлатина, грипп, свинка.
Нарушения слуха и расстройство функции вестибулярного аппарата при цереброспинальном менингите обусловливается воспалительным процессом во внутреннем ухе - гнойным лабиринтом, возникающем б результате распространения гнойной инфекции из мозговой оболочки через внутренний слуховой проход по оболочкам слухового нерва. Поражение внутреннего уха при эпидемическом цереброспинальном менингите наступает обычно впервые дни болезни: иногда уже впервые сутки выявляется полная глухота, как правило, двусторонняя.
Следует упомянуть о сравнительно редком, но очень тяжелом поражении слуха, которое возникает иногда при вирусном заболевании - воспалении околоушной слюнной железы (эпидемическом паротите, или так называемой свинке). Поражение обычно бывает односторонним, однако в ряде случаев приходится наблюдать и полную двустороннюю глухоту. По мнению большинства исследователей, в основе глухоты при эпидемическом паротите лежит гибель рецепторного аппарата во внутреннем ухе (волосковых клеток кортиева органа).
В числе этиологических факторов, вызывающих стойкие нарушения слуховой функции, известную роль играют некоторые химические вещества, оказывающие токсическое воздействие на слуховой анализатор. К их числу относятся различные промышленные и лекарственные вещества. В этиологии приобретенных нарушений слуха у детей практическое значение имеют некоторые антибиотики (стрептомицин, канамицин, мономицин) и хинин.
B слуховом анализаторе различают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппарат. К звукопроводящему аппарату относятся наружное и среднее ухо, а также некоторые части внутреннего уха (жидкость лабиринта и основная мембрана); к звуковоспринимающему все остальные отделы анализатора, начиная от волосковых клеток органа и кончая нервными клетками слуховой области коры головного мозга. Рассмотрим типологию заболевания наружного уха.
Атрезия наружного слухового прохода характеризуется поражением звукопроводящего аппарата, т.е. страдает главным образом восприятие низких звуков; восприятие высоких тонов сохраняется, костная проводимость остается нормальной или даже несколько улучшается.
Серная пробка. Причинами такого накапливания могут являться:
a) повышенная функция серных желез;
б) узость и ненормальная изогнутость наружного слухового прохода, затрудняющие выведение серы наружу;
в) ненормальные химические свойства серы: повышенная ее вязкость, клейкость, способствующая прилипанию серы к стенкам слухового прохода.
Пребывание инородного тела в ухе даже в течение нескольких дней не может причинить вреда, поэтому ребенка с инородным телом следует при первой возможности доставить к врачу-специалисту.
Заболевания барабанной перепонки. Главная опасность при прободениях и разрывах барабанной перепонки - проникновение инфекции в барабанную полость с последующим развитием гнойного воспаления среднего уха.
К заболеваниям среднего уха относятся:
Катар среднего уха. Катар среднего уха наблюдается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основную роль в возникновении катара среднего уха у детей играют аденоидные разращения в носоглотке.
Острое воспаление среднего уха (острый средний отит). Симптомами острого воспаления среднего уха являются боль в ухе, понижение слуха, повышение температуры.
Хроническое воспаление среднего уха (хронический средний отит). Переходу острого отита в хроническую форму способствует тяжесть инфекции и общее ослабленное состояние организма. На поддержание воспалительного процесса в среднем ухе влияют заболевания носа и носоглотки: хронический насморк, полипы, аденоидные разращения и пр.
Отосклероз. Этим названием обозначают своеобразный процесс, развивающийся в костной капсуле ушного лабиринта и заключающийся в разрастании костной ткани в области ниши овального окна. В результате такого разрастания пластинка стремечка оказывается замурованной в овальном окне и лишается своей подвижности. Отосклероз является одновременно заболеванием среднего и внутреннего уха.
К числу врожденных дефектов относятся аномалии развития внутреннего уха, имеющие различные формы. Это может быть полное отсутствие лабиринта или недоразвития отдельных его частей. В большинстве врожденных дефектов внутреннего уха отмечается недоразвитие органа, причем неразвившимся оказывается именно специфический концевой аппарат слухового нерва - волосковые клетки. К патогенным факторам относятся: воздействие на зародыш, интоксикация организма матери, инфицирование, травма плода, наследственное предрасположение.
Степень нарушения слуховой функции при травмах внутреннего уха зависит от протяженности повреждения и может варьировать от частичной потери слуха на одно ухо до полной двусторонней глухоты.
Воспаление внутреннего уха (лабиринт) возникает вследствие: перехода воспалительного процесса из среднего уха; распространения воспаление со стороны мозговых оболочек; заноса инфекции током крови. При серозном лабиринте вестибулярная функция в той или иной мере восстанавливается, а при гнойном - в результате гибели рецепторных клеток функция вестибулярного анализатора полностью выпадает, в связи, с чем у больного остается надолго или навсегда неуверенность в ходьбе, небольшое нарушение равновесия.
Критерием оценки нарушения слуха является возможность использования остаточного слуха в общении и для развития речи. Поэтому критерию проводится разграничение тугоухости и глухоты.
Выделяют две основные категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. Глухими называют лица, у которых слух полностью отсутствует или имеется остаточный слух, на базе которого невозможно самостоятельное формирование речи.
B группе глухих людей можно выделить две подгруппы рано оглохшие (люди, потерявшие слух до 3 лет, т. е. в период активного формирования речи) и позднооглохшие (люди, потерявшие слух после 3 лет).
Рано оглохшие классифицируются на 4 группы глухоты (Нейман):
- люди, слышащие неречевые звуки (125-250 колебаний); люди, слышащие речевые звуки (500 колебаний в секунду) - низкие гласные;
- люди, воспринимающие 1000 колебаний в секунду - гласные и некоторые согласные, на основе которых возможно самостоятельное появление в речи отдельных слогов и слов;
- люди, воспринимающие до 2000 колебаний в секунду - знакомые краткие слова и предложения.
У рано оглохших людей речь самостоятельно не развивается, но может сформироваться с помощью специального обучения. (люди, потерявшие слух после 3 лет).
Состояние речи позднооглохших людей, в зависимости от срока потери слуха, различно. Потеря слуха в возрасте 3-х лет может вести к полной потере зачатков речи.
Слабослышащие - лица, у которых имеются снижения слуха разной степени, на основе которых возможно самостоятельное развитие речи. Эта группа людей также условно делится на две подгруппы:
- люди с незначительным снижением слуха и лучшим развитием речи;
- люди со значительным снижением слуха и тяжелым недоразвитием речи.
Слабослышащие люди слышат речь, однако с трудом воспринимают отдельные сложные фразы. Самостоятельно речь формируется не в полной мере, что может выражаться в бедном словарном запасе, выпадении отдельных слогов, нарушениях звукопроизношения, особенностях построения фраз. Вывод на лицо - чем лучше слух, тем качественнее речь. Однако не будем забывать, что потерю или снижение слуха у ребенка следует рассматривать иначе, чем у взрослого. Взрослому человеку легче сохранить уже имеющуюся речь, в то время как у детей самостоятельное ее формирование крайне затруднено или невозможно, но даже взрослого человека, потерявшего слух, подстерегает опасность распада уже имеющейся речи из-за отсутствия слухового контроля.
1.2. Определения понятия патологии слуха и ее возникновение
Нарушения слуха — снижение способности слухового анализатора обнаруживать звуки и воспринимать речь. Частичная потеря слуха называется тугоухостью, а полная неспособность обнаруживать и различать звуки –глухотой.
К категории лиц с нарушением функций слухового анализатора относятся неслышащие (глухие), позднооглохшие и слабослышащие.
Глухие — лица с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, в результате которого невозможно разборчивое восприятие устной речи; это нарушение является врожденным или приобретенным до того, как у них сформировалась речь.
Позднооглохшие — лица с глубоким, стойким нарушением слуха, возникшем после того, как речевая функция была сформирована (после 3 лет и старше).
Слабослышащие - лица с частичным, в разной степени выраженным снижением слуховой функции, в результате, которого затруднено восприятие устной речи.
Этиология нарушений слуха может быть связана как с экзогенными, так и с эндогенными факторами.
В происхождении экзогенных форм нарушений слуха большую роль играют инфекционные заболевания матери во время беременности, особенно в первые 3 месяца: краснуха, корь, гепатит, а также врождённый сифилис, токсоплазмоз. Среди постнатальных инфекций — это корь, скарлатина, эпидемический паротит, менингит, менингоэнцефалит. Одной из важнейших причин нарушений слуха у детей считается отит.
Генетические факторы, большей частью связанные с наследственной патологией.
О генетических факторах необходимо рассказать подробнее, так как нарушения слуха большей частью связаны с наследственной патологией. Более 50% глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными. Некоторые наследственно обусловленные дефекты слуха являются прогрессирующими. Особенно актуальна закономерность нарушения слуха в результате медикаментозного лечения определенными антибиотиками при наличии наследственной предрасположенности. Также неблагоприятное воздействие на слух могут оказать такие медикаментозные препараты, как стрептомицин и хинин.
Особую роль в возникновении нарушений слуха играет ядерная желтуха новорождённых, обусловленная несовместимостью крови матери и ребенка по резус-фактору. При ядерной желтухе возникает били рубиновая интоксикация организма новорожденного, к которой крайне чувствительны слуховые нервы. В данной ситуации может развиться неврит слухового нерва, характеризующийся прогрессирующим снижением слуха, вплоть до полной глухоты.
Периферический отдел слухового анализатора состоит из 3 отделов:
Звукоулавливающий отдел: ушная раковина, наружный слуховой проход.
Звукопроводящий отдел: барабанная полость, слуховые косточки.
Звуковоспринимающий отдел: кортиев орган и улитка.
При повреждениях звукопроводящего отдела слухового анализатора возникает тугоухость. При повреждении воспринимающего отдела — возникает глухота.
В настоящее время используются две классификации детей с нарушениями слуха: медицинская классификация Льва Владимировича Неймана, основанная на степени выраженности дефекта, и педагогическая классификация Рахиль Марковны Боскис, учитывающая степень понижения слуха, уровень развития речи, временной период поражения слуха.
Клиническая классификация Л.В. Неймана.
3 степени тугоухости:
1 степень — снижение слуха не более 50 дБ, восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 метра.
2 степень — снижение слуховой функции не более 70 дБ, восприятие устной речи на расстоянии не более 1 метра.
3 степень — снижение слуховой функции не более 80 дБ, восприятие речи около ушной раковины.
4 группы глухоты
1 группа — восприятие частот в диапазоне 125-2000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости на небольшом расстоянии, различают почти все гласные и некоторые согласные.
2 группа — восприятие частот в диапазоне 125-1000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости около ушной раковины, различают 3-4 гласные.
3 группа — восприятие частот в диапазоне 125-500 Гц, реагируют на громкий голос около ушной раковины, различают сильные гласные О, У.
4 группа — восприятие частот в диапазоне 125-250 Гц, реагируют на громкие звуки неречевого происхождения.
Педагогическая классификация Р.М.Боскис.
1 группа — глухие:
Рано оглохшие;
Позднооглохшие:
Дети, овладевшие речью;
Дети, не овладевшие речью.
2 группа — слабослышащие:
С легким нарушением речи;
С тяжелым нарушением речи.
Глухие и слабослышащие отличаются по способу овладения речью: у глухих речь формируется, а у слабослышащих — развивается.
Двигательная сфера у глухих с приобретенным дефектом в 70-90% случаев характеризуется нарушением функции вестибулярного аппарата, что влияет на координацию движений и препятствует усвоению навыков пространственной ориентировки. Характерная походка глухих — это сильное шарканье ногами, недостаточная устойчивость походки. Движения у глухих замедлены, неловки, напряжены, отмечаются трудности переключения на новое движение, потеря равновесия.
Специфические особенности психических процессов у детей с нарушениями слуха и речи проявляются в целом ряде функций. В процессах мышления (анализ и синтез) резко выступают дефекты в области отвлеченного мышления, освоения обобщающих понятий:
дети с нарушениями слуха испытывают большие трудности при анализе образца при выполнении задания «конструирование по чертежу» ;
методика «Матрицы Ровена» также показывает более низкий уровень развития наглядного мышления;
отставание в овладении счетными операциями.
У детей с недостатками слуха недостаточно развито осмысление последовательности событий, причинно-следственных зависимостей. Затруднения в овладении речью приводят к отставанию формирования перцептивных обобщений, трудностям выделения и фиксации отдельных свойств предметов. Вследствие чего страдает формирование предметных представлений, возникают трудности их актуализации. У детей с нарушениями слуха отмечается низкая память в отношении абстрактных чисел и понятий. Запоминание же конкретных образов находится на высоком уровне. При сравнении моторной и зрительной памяти можно отметить, что лучше развита моторная. Это объясняется тем, что она базируется на подражательности. [19]
При отсутствии специальных занятий обычно наблюдается отставание в психическом развитии: задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания, возникают специфические трудности формирования логического мышления. Но даже при условии спец обучения, все равно остается некоторое своеобразие мышления: определенная наивность, неумение выделить существенные признаки социальных явлений.
Нарушение речевого развития. В первые месяцы жизни у детей с нарушением слуха отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, проявляющийся во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок с нарушением слуха не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально слышащий ребенок. Также не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы. Гуление у детей с нарушением слуха появляется, как и в норме в 2-3 месяца. Ребенок на положительные стимулы издает несложные звуковые комплексы. Но в отличие от нормы гуление не усложняется и не переходит в лепет. Ребенок с нарушением слуха к 6 месяцам употребляет только задненебные и горловые звуки, тогда как у слышащих детей появляются слоги. Развитие речи останавливается на этапе гуления, если не будет проводиться специальная работа.
Фонетико-фонематическая сторона речи. При коррекции звукопроизношения у неслышащих детей осуществляется опора на сохранные функции: зрением он улавливает движения речевых органов, при помощи осязания оценивает присутствие и степень интенсивности вибрации голосовых связок. Контроль правильности собственного произношения осуществляется теми же анализаторными системами, а также кинестетическими речевыми ощущениями. Подобная замена слуха зрением, осязанием и кинестетическими ощущениями не является полным эквивалентом слуха. Речь ребенка с нарушением функций слухового анализатора отличается от речи слышащего прежде всего недостатком голосовых модуляций и значительным количеством дефектов звукопроизношения. Практически не поддается формированию эмоциональная выразительность речи, так как сохранные анализаторы не могут воспринять эту характеристику речи. Отсюда монотонность и скандированность речи. При разговоре неслышащие постепенно повышают голос или понижают его. Вследствие неумелого пользования голосом происходит быстрое утомление, возникают парезы гортанных мышц, хрипота, узелки на связках. Также формируется неправильный тип дыхания: речь прерывается частыми вздохами.
Лексико-грамматический строй речи. Формирование лексико-грамматического строя речи идет очень медленно. Словарный запас у неслышащих ограничен, отмечаются неточности употребления слов, идет расширение значения слов. Особую сложность вызывает употребление слов с отвлеченным значением. Происходит грубое искажение звуко-слоговой структуры слов.
Степень выраженности речевого дефекта зависит от степени снижения слуховой функции. При небольшом снижении слуха есть возможность самостоятельно овладеть речью. Но в речи такого ребенка будут отмечаться грубые отклонения:
смазанность артикуляции;
слабая модулированность;
смешение глухих звуков со звонкими;
смешение шипящих и свистящих звуков;
смешение твердых и мягких звуков;
бедность словарного запаса;
ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию;
аграмматизмы.
Полное отсутствие слуха без специального обучения приводит к немоте.
Для неслышащих детей характерно более раннее овладение письменной речью по сравнению со слышащими. Это происходит потому, что овладеть письменной речью и пользоваться ею неслышащему легче, чем устным общением. Дактильная речь, которую быстро усваивают глухие, имеет черты как устной, так и письменной речи. Но дактильная речь имеет свои недостатки: замедление речевого процесса, отсутствие видимых следов дактильных знаков.
Эмоционально-волевая сфера. Уже с ранних этапов развития у неслышащих детей отмечаются характерные особенности:
отсутствие «комплекса оживления»;
позднее отличие близких от чужих.
В более старшем возрасте появляется «дефект эмоциональной дифференцировки», то есть неумение понять эмоциональный характер ситуации, что связано с отсутствием восприятия интонационной стороны речи.
Для многих неслышащих детей характерны следующие особенности:
повышенная психическая истощаемость;
эмоциональная возбудимость;
склонность к негативизму;
двигательная расторможенность;
в подростковом возрасте возможно появление фрустрации, связанное с осознанием своего отличия от сверстников.
Личностная сфера. Развитие личности у неслышащих детей происходит специфическим образом. При неправильном воспитании происходит формирование личности по дефицитарному типу, что связано с реакцией личности на хроническую психотравмирующую ситуацию. Эта ситуация обусловлена тем, что дети осознают свою несостоятельность и ограничение контактов вследствие сенсорной депривации. Отсюда у неслышащих детей можно выделить ряд характерных признаков:
пониженный фон настроения;
астенические черты;
явление ипохондричности;
тенденция к аутизации, как следствие объективных затруднений; контактов вследствие сенсорной депривации;
гиперкомпесаторный уход во внутренний мир, нередко в мир фантазий.
Таким образом, можно сделать вывод, что патология слуха представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то есть отклонение в ее развитии, и ее нарушение, что являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только слух, но и все высшие психические функции в целом.
1.3. Физическое и двигательное развитие детей с нарушениями слуха
В настоящее время постоянно повышается интерес к проблеме образования слабослышащих детей. Усилия педагогов должны быть направлены, главным образом, на гуманизацию, социальную адаптацию и поиск новых форм и методов обучения; на интеграцию в общество детей с нарушениями функции слуха.
B специальной научно-педагогической литературе имеется внушительный фактический материал, характеризующий уровень физического развития и физической подготовленности детей со слуховой патологией. Известно, что слабослышащий ребёнок при поступлении в школу-интернат отстаёт в психическом и физическом развитии от здорового ребёнка на 1-3 года. По данным Р.М. Боскис (1988), из 155 обследованных слабослышащих школьников, подготовленными к школе были только 54 (34.8%) школьников; 43 ребенка (27.7%) не обладали программой дошкольного обучения; 35 детей (22.5%) имели ЗПР; 7 (4.7%) - страдали ДЦП и 16 (10.3%) - имели умственную отсталость.
Профессор С.П. Евсеев (2002) отмечает, что отставание от нормы б физическом развитии детей с нарушениями слуха составляет: в 1 классе - 62.5%, в 3 классе - 80.5%. Показатели ЖЕЛ у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха снижены на 200-300 куб. см.; в 7 лет отставание по параметрам ЖЕЛ составляет 23%, в 10 лет - 35%. У 62% слабослышащих детей обнаружены дисфункции вестибулярного аппарата; у многих нарушена деятельность центральной нервной системы, отмечены частые простудные заболевания.
Параметры физического развития слабослышащих детей обычно контролируются по следующим основным аспектам:
1) Антропометрия (рост, вес, объем грудной клетки и др.).
2) Уровень здоровья (сопутствующие заболевания, частота и длительность заболеваний, вторичные врождённые отклонения).
3) Физические качества (координационные способности, силовые, скоростно-силовые, выносливость и др.).
4) Внешний рисунок движения (общая согласованность, угловатость движений).
Обследование этих детей имеет ряд направлений комплексного обследования. К ним относятся:
1. Подробный анамнез.
2. Изучение соматического состояния (ЭКГ, рентгенография грудной клетки, клинические анализы и биохимические данные крови и мочи).
3. Изучение неврологического состояния с исследованием ЭЭГ, двигательной сферы.
4. Проведение полного обследования зрения.
5. Исследование слуха с помощью аудиограмм (методом вызванных потенциалов).
Слабослышащие дети склонны к головокружениям, повышенному артериальному давлению, нарушениям ритма сердца. У них уменьшена мышечная сила (существенно отстает развитие мышц пояса верхних конечностей), снижены показатели выносливости; у слабослышащих отмечены трудности в обучении; у них чаше выявляется органическая кардио-респираторной патология, снижения функциональных резервов кардио-респираторной системы).
Слабослышащие дети младшего школьного возраста имеют ряд сопутствующих заболеваний: нарушение осанки, отставание в психомоторном развитии, дисфункции иммунной системы и др.
У слабослышащего с рождения ребёнка нарушена деятельность дыхательных мышц, участвующих в голосообразовании. Как следствие - существенное отставание в развитии мышц, пояса верхней конечности, верхней части спины; степень отставания существенно зависит от степени тугоухости.
У некоторых школьников с пониженным слухом в большей степени проявляются:
a) эмоциональные нарушения (гнев, страх, боязнь, тревога);
б) нарушение поведения (негативизм, агрессивность, жестокость к сверстникам);
в) моторные расстройства (гиперреактивность, психомоторное возбуждение, беспокойство, нервные тики, блефароспазм);
г) вестибулярные расстройства (шаткая походка, "шарканье" ногами при ходьбе, головокружения);
д) нарушение речи (аутизм, невнятность, скандированность речи);
e) вредные привычки (сосание пальца, кусание ногтей).
У слабослышащих детей преобладает тормозной тип нервной системы над возбудимым. Звуковые и кинестетические образы слов, словосочетаний, запечатлённые в мозгу в результате их многократного восприятия и воспроизведения в процессе речевого общения с окружающими, служат основой владения языком. Оживление слуховых и кинестетических образов, скрытые, а иногда и явные движения речевых органов составляют основу внутренней речи, которая играет важнейшую роль в механизме нашего мышления. Кинестетические раздражения, поступающие в мозг от речевых органов, являются базальным компонентом второй сигнальной системы. Поскольку слабослышащие дети ограничены в возможностях овладения устной речью, наблюдаются существенные отклонения в умственном развитии. По этим признакам выделяется пять групп:
1. С относительно высоким уровнем развития наглядного, словесно- логического и понятийного мышления. Не уступают слышащим сверстникам по уровню развития наглядного мышления и отстают по развитию понятийного приблизительно на три года. Для них характерна высокая обучаемость, активность и самостоятельность. Эти дети усваивают школьную программу в полном объеме.
2. Средний уровень наглядного и словесно-логического мышления. Средняя успеваемость. Для таких детей необходима дополнительная работа с дефектологом, без этой помощи программу они не усваивают.
3. Низкий уровень развития наглядного и словесно-логического мышления. Низкая обучаемость, пониженная работоспособность; необходим индивидуальный подход и более медленный темп обучения.
4. Высокий уровень развития наглядного мышления, низкий уровень словесно-логического. Это наиболее часто встречающаяся категория. Дети обучаются сложно по таким предметам как: математика, русский язык, точные науки.
5. Относительно высокий уровень словесно-логического мышления. Наиболее редко встречающаяся категория, при современной корректировке воспитания успевают хорошо, в полном объеме усваивают программу. Учитывая вышеизложенное, обучение детей, особенно на начальном этапе, базируется на организации дисциплины на занятиях. Необходимым условием этого является умение концентрировать и удерживать внимание, поэтому с первых занятий необходимо уделять время развитию внимания слабослышащих школьников. Для аномальных детей особенно важной становится задача обучения сосредоточению внимания на речи и развитие слухового внимания.
Патологический процесс в слуховой системе изменяет функцию вестибулярного аппарата, а вестибулярные нарушения в свою очередь влияют на формирование двигательной сферы. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов прослеживаются в тесном анатомическом единстве их ориентации: как известно, периферическая часть слуховой системы находится в лабиринте, там же, где находится периферические рецепторы, воспринимающие вестибулярные раздражения, сигнализирующие о положении тела в пространстве. Наблюдается единство и общий принцип работы вестибулярной и слуховой систем: превращение механических колебаний в нервный импульс путем воздействия эндо лимфы при перемещении на нервные окончания клеток слухового нерва, расположенных в лабиринте.
В исследованиях Б.В. Сермеева (1991), Ю.А. Пеганова (2006) нарушения вестибулярной функции наблюдались как при глубоких, так и при менее выраженных изменениях слухового восприятия. Встречаются случаи высокой устойчивости вестибулярного аппарата при резко сниженной слуховой активности, и, наоборот, при сравнительно хорошей сохранности слухового анализатора - резкое снижение вестибулярного аппарата
У лиц с низкой вестибулярной устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений, наклонов существенно нарушается координация движений, равновесие, снижается способность к максимальному проявлению двигательных качеств, пространственной ориентировке. Слуховое восприятие лучше на том ухе, где меньше поражен вестибулярный анализатор, при двустороннем поражении Нарушения двигательной сферы у детей проявляются:
- в снижении уровня развития основных физических качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и рук, скоростно-силовых качествах, скоростных качеств от 12 до 30%;
- в трудности сохранения статического и динамического равновесия: отставание от нормы в статическом равновесии до 30%, динамическом - до 21%;
- в недостаточно точной координации и неуверенности движений, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы;
- в относительно низком уровне ориентировки в пространстве;
- в замедленной скорости выполнения отдельных движений, темпа двигательной деятельности в целом по сравнению со слышащими детьми.
Тренировки вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышают функциональную устойчивость вестибулярного анализатора к воздействию неблагоприятных факторов, связанных с нарушениями внутреннего уха. Вестибулярная система, находящаяся в состоянии повышенного раздражения, функционально адаптируется к различным раздражителям (в частности, к физическим упражнения), в связи, с чем ее реактивность значительно понижается. Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на вестибулярную систему, можно оказать влияние на слуховое восприятие.
Исходя из вышесказанного, можно сделать заключение о необходимости коррекции психофизического развития слабослышащих детей, используя специально подобранные упражнения с учётом их индивидуальных особенностей. Целенаправленное проведение занятий по физическому воспитанию в школах для слабослышащих детей и, в частности занятий по физической культуре, требует разработки специальных методов обучения и контроля, которые должны учитывать особенности физического, функционального, и психического развития школьников.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Характеристика физического качества гибкость.
Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно- двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений. О ней можно говорить, когда скелет человека полностью сформировался. А происходит это примерно в 18 лет. Именно в этом возрасте суставы становятся такими, какими их задумала природа. Их способность к различным движениям и сращениям и называется гибкостью.
Этот показатель зависит не только от тренированности, но и от возраста, от пола. Естественно, что в юности суставы более подвижны. Хрящи, обеспечивающие подвижность соединения костей, еще достаточно гибкие и толстые. Со временем они имеют свойство стираться и истончаться, также мышцы и сухожилия расположенные рядом теряют эластичность.
Впрочем, женщины остаются гибкими даже при минимуме усилий значительно дольше сильной половины человечества. Это одно из важных условий продолжения рода. Женщина просто не может выносить ребенка, если суставы таза и ног потеряют свою гибкость и подвижность.
Гибкость, как способность выполнять движения с большой амплитудой, связана с фактором наследственности, однако на нее влияют и регулярные физические упражнения. Она зависит от эластичности мышц и связок. Эластические свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием центрально-нервных факторов.
Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений.
Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела. Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, анатомический.
Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение).
Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок. Если требуется достижение заметного сдвига уже через 3-4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40 % - активные, 40 % - пассивные и 20 % - статические.
Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10 %) возрастает эффект тренировки.
При выполнении упражнений на гибкость на отдельных занятиях и в течение года следует повышать нагрузку за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных - 1 повторение в 1-2 с; «выдержка» в статических положениях - 4-6 с.
Упражнения на гибкость на одном занятии тренерами рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.
По вопросу о количестве занятий в неделю, направленных на развитие гибкости, существуют разные мнения. Однако все специалисты едины в том, что на начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно заниматься 2-3 раза в неделю.
Упражнения на гибкость выполняют во всех частях занятия. В подготовительной части занятия их применяют в ходе разминки, обычно после динамических упражнений, постепенно повышая амплитуду движений и сложность самих упражнений. В разминку целесообразно включать активные динамические упражнения на растягивание, встряхивание работающих звеньев тела, а также выполнять серии из 1-2 специально-подготовительных упражнений на растягивание в процессе проведения самой работы.
В основной части такие упражнения выполняют сериями, чередуя с работой основной направленности, или одновременно с выполнением силовых упражнений. Если же развитие гибкости является одной из основных задач физического занятия, то иногда целесообразно упражнения на растягивания сконцентрировать во второй половине основной части занятия, выделив их самостоятельным «блоком» нагрузки.
В заключительной части упражнения на растягивание сочетают с упражнениями на расслабление.
Упражнения, направленные на развитие гибкости, основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, круговых движений и махов. Такие упражнения могут выполняться самостоятельно или с партнёром, с различными отягощениями или простейшими приспособлениями: с манжетами, утяжелителями, накладками, у гимнастической стенки, а также с гимнастическими палками, веревками, скакалками. Комплексы таких упражнений могут быть направлены на развитие подвижности во всех суставах для улучшения общей гибкости без учета специфики вашей двигательной деятельности.
При совершенствовании специальной гибкости применяют комплексы специально-подготовительных упражнений, логически подобранные для целенаправленного воздействия на суставы, подвижность в которых в наибольшей мере определяет успешность профессиональной или спортивной деятельности. Например, для ускоренного передвижения бегом и на лыжах, важна гибкость позвоночника и подвижность в тазобедренных и голеностопных суставах. Для плавания и метания снарядов, кроме того, необходима высокая подвижность в плечевых и лучезапястных суставах. Освоение эффективной техники единоборств и рукопашного боя требует высокой подвижности во всех суставах, но, прежде всего, в плечевых и тазобедренных.
2.2 Методы и средства, используемые в развитии гибкости
Основными средствами воспитания гибкости у детей являются упражнения в растягивании — многократно повторяемые с постепенно возрастающей возможно полной амплитудой движений гимнастические упражнения относительно локального характера (махи руками и ногами, наклоны и вращательные движения туловищем, фиксация конечностей и туловища в положениях, связанных с максимальным растягиванием мышц и т. д.). Они применяются в младшем школьном возрасте главным образом в активном динамическом режиме, хотя вводится и определенная доля статических и пассивных упражнений.
Гибкость отмечается большим разнообразием ее проявлений, требующих значительного двигательного опыта, поэтому при ее формировании нужно уделять внимание всем ее разновидностям, делая акцент на специфических для конкретного вида деятельности. В основу упражнений для развития гибкости положены разнообразные движения: сгибания-разгибания, наклоны, повороты, махи, вращательные и круговые движения.
В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.
Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) - задача упражнений на растягивание. Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.
Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).
Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).
Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6-9 с). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.
Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.
Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями, по нескольку повторений в каждой, и интервалами активного отдыха, достаточными для восстановления работоспособности.
В зависимости от решаемых задач, режима растягивания, возраста, пола, физической подготовленности, строения суставов дозировка нагрузки может быть весьма разнообразной, а количество повторений упражнения в серии дифференцируется. Этот метод имеет два варианта: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения. Поскольку, основной задачей при выполнении упражнений на гибкость является достижение максимальной амплитуды в том или ином движении, то необходимо учитывать вид (характер) упражнения, число повторений, интервал отдыха между упражнениями и т.д.
Кроме того, процесс развития гибкости имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать на тренировке. Как правило, гибкость развивается труднее, чем силовые качества. Главной задачей следует считать развитие активной подвижности, а улучшение пассивной гибкости рассматривать как вспомогательное средство. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой, соревновательный и соревновательно-игровой методы. Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной особенностью, отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон.
Соревновательно-игровой метод относится к группе практических методов. Его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками как игрового, так и соревновательного метода, использующихся в физическом воспитании.
К характерным его признакам можно отнести:
Присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;
Непредсказуемую изменчивость, как условий, так и действий самих участников;
Проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;
Стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования;
Применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.
Если рассматривать соединение соревновательного и игрового методов с позиции физического воспитания, то суть метода сводится к тому, что для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач на практике, в учебно-тренировочном процессе реально могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические упражнения, подвижные игры, эстафеты или комбинации их, когда учащиеся играют и соревнуются одновременно. И часто различие между игрой и соревнованием исчезает, так как двигательные действия несут в себе признаки, как игры, так и соревнования.
Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития учащихся, но и их духовного воспитания. Это происходит потому, что соревновательно-игровые задания для учащихся являются достаточно мощным раздражителем, позволяющим с большим интересом выполнять как простые, так и сложные двигательные действия. Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образовательной точек зрения в настоящее время широкое применение этого метода не только желательно, но и просто необходимо.
Использование соревновательно-игрового метода позволяет преподавателю успешно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку гимнастов.
2.3 Влияние физической нагрузки у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
Двигательная тренировка детей с нарушением слуха заключается в систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма ребенка к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с другой - развиваются и совершенствуются различные физические качества, такие как сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в результате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность ребенка с нарушением слуха, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.
В процессе физических нагрузок важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы: индивидуальный подход, принцип постепенности, систематичности, цикличности, системности воздействия, новизны и разнообразия в подборе физических упражнений, умеренность воздействия средствами физической реабилитации. При разработке реабилитационной программы необходимо учитывать возраст, пол детей, его двигательный опыт, характер и степень патологического процесса, и функциональные возможности организма. Особенно это важно при повышении физической нагрузки по всем ее показателям: объему, интенсивности, количеству упражнений, числу их повторений, сложности упражнений как внутри одного занятия, так и на протяжении всего процесса реабилитации.
Неустойчивое внимание, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные детям с нарушение слуха, требуют особого подхода при подборе физических упражнений, направленных на развитие гибкости.
Упражнения на гибкость решают не только задачу достижения необходимой амплитуды движений. Они обеспечивают укрепление суставов (суставной сумки, связок), на которые оказывается тренирующее воздействие, а также сухожилий, мышечных групп. Кроме того, развивают такое важное качество мышц, как эластичность. Наконец, их можно использовать как средство активного отдыха. Упражнения на растяжку могут быть активными и пассивными. Активные движения с большой амплитудой выполняются за счёт собственных мышечных усилий, пассивные движения — под воздействием внешних растягивающих сил (усилия партера, внешнее отягощение) или длительного сохранения положения тела в связи с растяжкой (шпагат горизонтальный, шпагат вертикальный). Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 – 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.
Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет. У детей 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста
Основными ограничениями размаха движений являются мышцы– антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими – задача упражнений на растягивание.
Основные правила применения упражнений в растягивании:
• не допускаются болевые ощущения;
• движения выполняются в медленном темпе;
• постепенно увеличивается их амплитуда и степень применения силы помощника.
Упражнения для развития гибкости более целесообразно подразделить на следующие основные группы:
1. пассивные (для растягиваемой группы мышц) движения, выполняемые за счет усилия других групп мышц (например - наклоны);
2. растягивающие движения на тренажерах или с помощью партнера; (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
3. маховые или пружинные движения. Эти упражнения связаны с увеличением силы мышц, осуществляющих движение, но не настолько, чтобы причислять их к упражнениям, развивающим активную подвижность.
4. маховые или пружинные растягивающие движения с отягощениями, способствующие движению;
5. расслабленные висы;
6. удержание положения тела, в котором мышцы наиболее растянуты.
Для воспитания активной подвижности применяют также упражнения с внешним сопротивлением:
1. вес предметов;
2. противодействие партера;
3. сопротивление упругих предметов;
4. статические (изометрические) силовые упражнения, выполняемые в виде максимальных напряжений, длительностью 3 – 4 сек.
Все указанные упражнения обеспечивают прирост подвижности в суставах за счет улучшения растяжимости мышечно-связочного аппарата. Они воздействуют непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют их укреплению, повышают эластичность.
У новичков наблюдается значительная разница между активной и пассивной подвижностью в суставах, причем наибольшая разница обнаружена при сгибании и отведении ноги, разгибании руки, пронации и супинации голени, бедра, плеча, предплечья, а наименьшая – при движениях позвоночного столба, разгибании ноги, движениях кисти, сгибании голени, предплечья.
В связи с этим на начальном этапе тренировки при воспитании гибкости в движениях первой группы большое внимание нужно уделять силовым упражнениям в сочетании со специальными упражнениями, способствующими развитию активной подвижности в суставах, а при воспитании гибкости в движениях второй группы – упражнениям на растягивание, способствующим развитию пассивной подвижности. По достижении высокого уровня развития активной или пассивной подвижности в суставах комплекс упражнений необходимо менять.
Таким образом, развивая активную подвижность в суставах, большое место нужно отводить силовым упражнениям в сочетании с упражнениями на растягивание. Комплексное использование таких упражнений способствует не только увеличению силы мышц, производящих данное движение, но и их растяжимости и эластичности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ специальной методической литературы дает основание отметить, что уровень физического развития и физической подготовленности детей с нарушением слуха значительно отстает от здоровых сверстников. Особенности физического развития слабослышащих детей ведет к значительному снижению двигательной и познавательной активности и задерживает формирование двигательных навыков.
В связи с ограничением возможностей подражания, у учащихся порождается искаженное представление об окружающей действительности, вследствие чего наблюдается снижение степени овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. Мышечная сила, по сравнению с нормой, значительно ослаблена, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамического равновесия.
Большое внимание, в сравнении с другими физическими кондициями, у детей младшего школьного возраста следует уделять развитию гибкости, так как это качество помогает раскрепостить и убрать мышечные «зажимы» у слабослышащих школьников. При осуществлении целенаправленного развития и совершенствования гибкости, осуществляется значительно быстрее и овладение различными двигательными действиями.
Из первой главы можно сделать вывод, что у детей младшего школьного возраста речь формируется не в полной мере, что может выражаться в бедном словарном запасе, выпадении отдельных слогов, нарушениях звукопроизношения, особенностях построения фраз. Патология слуха представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то есть отклонение в ее развитии, и ее нарушение, что являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только слух, но и все высшие психические функции в целом. Исходя из вышесказанного, можно сделать заключение о необходимости коррекции психофизического развития слабослышащих детей, используя специально подобранные упражнения с учётом их индивидуальных особенностей. Целенаправленное проведение занятий по физическому воспитанию в школах для слабослышащих детей и, в частности занятий по физической культуре, требует разработки специальных методов обучения и контроля, которые должны учитывать особенности физического, функционального, и психического развития школьников.
По второй главе можно сделать вывод, что при совершенствовании специальной гибкости применяют комплексы специально-подготовительных упражнений, логически подобранные для целенаправленного воздействия на суставы, подвижность в которых в наибольшей мере определяет успешность профессиональной или спортивной деятельности. В младшем школьном возрасте особо важно развивать гибкость и координационные способности. Учитывая, что у детей с нарушениями слуха чаще встречаются нарушения в координационной сфере ребёнка. Принимая во внимание новые формы образования и воспитания детей с нарушениями слуха в условиях специальных образовательных учреждений, и учитывая сложность усвоения программного материала ввиду специфики психического и физического развития таких детей, необходим поиск новых методов работы с детьми данной категории.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аветисов, Э.С. Физкультура при близорукости / Э.С. Аветисов, E.И. Ливадо, Ю.И. Курпан. – М.: «Знание», 2020. – 23 с.
2. Анатомия человека: Учебник /М.Ф. Иваницкий, Б.А.Никитюка, А.А. Гладышев, Ф.В. Судзиловский. – М.: Тера-Спорт, 2019 – 62 с.
3. Байраков, В. И. Общая инвалидность детского населения вследствие болезней уха по обращаемости в бюро медико-социальной экспертизы в Российской Федерации в 2015-2020 гг. /В.И. Байраков // Медико-социальная экспертиза и реабилитация, 2020. - №3. – С. 51-53.
4. Батов, Г.Н. История обучения слабослышащих детей в России: автореф. Дис… канд. Пед. Наук. – М: Моск. Гос. Открытый пед. Ун-т, 2021. – 24 с.
5. Бегидова, Т.П. Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие / Т.П. Бегидова. – М.: «Физкультура и Спорт», 2021. – 192 с.
6. Богомильский, М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ М. Р. Богомильский, О. С. Орлова. – М.: Авторская акад.: Товарищество научных изданий КМК , 2018 – 399 с.
7. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха [Текст]/ Р.М. Боскис. – М.: [б. и.], 2019. – 190 с.
8. Волков, В.М. К проблеме развития двигательных способностей // теория и практика физической культуры. – 2019. - №5-6. – С. 41.
9. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно- ролевым играм. – М.: Просвещение, 2019. – С. 56-76.
10. Дефектология. Словарь-справочник [Текст] / Б.П. Пузанова. – М.: [б. и.], 2021. – 200 с.
11. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. В 2 т. / Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева. – М., 2021. – 448с.: ил.
12. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. – М.: «Советский спорт», 2021. -240 с.: ил.
13. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2021. – 264 с.
14. Зыкова, М.А. Самостоятельное общение глухих школьников в процессе совместной деятельности // Дефектология. – 2021. - № 4. – С.38- 43.
15. Зинкевич, В.И. Как помочь «особенному» ребенку. Книга для педагогов и родителей / В.И. Зинкевич, Т.Д. Евстигнеева, Л.А. Нисневич. – СПБ.: Институт специальной педагогики и психологии, 2021. – 96 с.
16. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека: Учебник / М.Ф. Иваницкий, Б.А. Никитюка, А.А. Гладышев, Ф.В. Судзиловский. – М.: Тера-Спорт, 2020 – 624 с.
17. Калинчева, Я.В. Коррекция двигательных и функциональных нарушений слабослышащих детей 12-15 лет в процессе занятий оздоровительной аэробикой: автореф. Дисс…канд. Пед. Наук. – Тамбов, 2021. – 24 с.
18. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха / Сост. И.А. Михаленкова. – СПб.: Детство пресс, 2019. – 112 с.
19. Леонгард, Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников /Э.И. Леонгард. – М.: Просвещение, 2019. – 132 с.
20. Морозова, Н.Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста /Н.Г. Морозова // Дефектология. – 2021. - № 3. – С. 27-33.
21. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное
пособие [Текст] /Б.В. Сермеев. – М.: Просвещение 2018.- 24с.
22. Чудинова, П.Р. Воспитание гибкости у детей [Текст] /П.Р.
Чудинова// Физическая культура в школе. – 2017. - №5. – 3 с
23. 3. Гугин А. А. Уроки физической культуры в 1—3 классах: в помощь учителю / А. А. Гугин. — М., 2018. – 289с
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
Комплексы упражнений для развития гибкости детей младшего возраста
1. И.П- ноги врозь, руки перед собой в замок. На первые четыре счета делаем круговые движения кистями вперед на следующие назад.
2. И.П- основная стойка, на первые четыре счета делаем круговые движения руками вперед на следующие четыре счета назад.
3. И.П- ноги врозь, руки на пояс. На первые четыре счета делаем круговые движения тазом вправо, затем на следующие четыре счета влево.
4. И.П- Ноги вместе, руки на коленях на первые четыре счета круговые и вращения в правую сторону на следующие четыре счета в левую сторону.
5. И.П- ноги врозь, руки на пояс. Правую руку поднимаем вверх и совершаем пружинящие наклоны влево, потом меняем сторону.
6. Берем в руки гимнастическую палку (можно скакалку или полотенце, главное, чтобы расстояние между руками было шире плеч). Поднимаем руки с палкой вверх и выкручиваем плечевые суставы назад, возвращаемся в исходное положение. Со временем можно уменьшать расстояние между руками.
7. И.П- сидя на полу, с усилием дотягиваемся до стоп, ложась грудью на бедра.
8.И.П – сидя на полу, разводим ноги как можно шире и стараемся дотянуться к стопам по очереди.
ПРИЛОЖЕНИЯ 2
Комплекс упражнений для развития гибкости с помощью партнера
1. Исходная позиция – стоя лицом, друг к другу, прямые руки на плечах партнера, пальцы сплетены на его затылке (его пальцы на вашем затылке). Преодолевая сопротивление партнера, по переменно пригибать и поднимать голову.
2. И. п. – лицом друг к дуге, руки согнуты в локтях на уровне груди, ладонь на ладони партнера, пальцы сплетены. Выпрямлять руку, стараясь как можно дальше отвести руку партнёра. Одновременно сгибая другую руку, отводите ее под давлением партнера как можно дальше назад. Корпус старайтесь не разворачивать.
3. И. п. – стоя спиной друг к другу, прямые руки в стороны, пальцы сплетены с пальцами партнера. Медленно поднимать вверх и опускать руки.
4. И. п. – стоя лицом друг к другу, прямые руки на плечах и спине партнера. Выполнять пружинящие наклоны туловища вперед под давлением рук партнера.
5. И. п. – то же. Совместные наклоны вправо и влево.
6. И. п. – стоя спиной друг к другу, прямые руки вверх. Взяться кистями. Делая медленно выпад одной ногой, прогнуться в пояснице и пружинящими движениями отвести плечи друг от друга как можно дальше.