СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие и формирование личности ученика посредством музыкального воспитания

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс обучения должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Просмотр содержимого документа
«Развитие и формирование личности ученика посредством музыкального воспитания»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Вяземская детская школа искусств

имени А.С. Даргомыжского.





Методическое сообщение.

                                       

«Развитие и формирование личности ученика 

посредством музыкального воспитания» 











Преподаватель: Черникова Н.Г.  

























2019 г.

В наше время образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. 

Поэтому  процесс обучения   должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

К сожалению,   сегодняшние данные социологического исследования констатируют  вытеснение эстетических потребностей, ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов подрастающего поколения.  Причины подобного явления отмечают многие педагоги-практики на страницах педагогических журналов. Это выгодные сегодня  прагматизм, рассудочность и бездушие, невнимание к ближнему и вообще к человеку, пренебрежение к нравственным ценностям. 
     Часто можно слышать сетования учителей на отсутствие у детей познавательных потребностей, их пассивность в учебной деятельности, нежелание читать и т.д.  К этому можно добавить еще целый ряд социальных и психологических проблем:  отсутствие навыков и умений игровой деятельности, а также тех, что необходимы для установления и поддержания социально-позитивных взаимоотношений в детской среде, дефицит разновозрастного общения. 

Существуют некоторые причины на этот счет:    

1. Пассивная позиция ребенка  обусловлена репродуктивным уровнем обучения, из-за чего ребенок не имеет возможности привнести что-то свое, сделать что-то новое;    

2. Отсутствие возможности применять знания в реальной жизни, создает у ребенка представление об их ненужности, что не способствует формированию познавательной мотивации;    

3. Отсутствие в реальной жизни возможности для содержательного общения детей разного возраста.

Особенность музыкального обучения   заключается в том, что  его методика  нацелена на стимулирование всестороннего развития ребенка, расширение представлений о неограниченности его способностей, поддержание интереса к избранному виду творческой деятельности. Посредством обучения в  ребенке могут раскрываться и другие способности, которых ранее не замечали.Приобретение дополнительных навыков позволяет ребенку выделяться среди других детей, привлекать их заинтересованное внимание, а значит, чувствовать интерес к себе со стороны окружающих, достигать успехов и получать признание, что также является значительным стимулом в личностном развитии и преодолении сложностей и трудностей, которые могут возникнуть на жизненном пути.

Педагог, воспитывая ученика, стремится к его художественному и техническому совершенствованию в пределах возможного, не допуская небрежности ни в предварительной работе, ни в исполнении.

Техническая работа,  начальный период разучивания произведений, когда непосредственные художественные задачи временно отодвигаются на второй план и требуется настойчивая, часто утомительная работа, над отдельными частями произведения, концентрация усилий воли, дисциплина приобретают особо  важное значение. Развивая целенаправленную волю ученика, педагог помогает формированию его личности, прививает терпение, любовь к труду. Все эти качества необходимы в сложном, но прекрасном труде музыканта. Проявление воли в работе может рассматриваться не только как условие труда, но и как качество исполнения. Волевое начало в исполнении рождает яркость, ритмическую организованность.На сцене у одних учеников малейшие неприятности вызывают панику, которую они не в состоянии побороть. Волевой ученик, наоборот, проявляет в таких случаях отличное самообладание.  Психологической основой обучения  музыки является развитие наблюдательности, опора на жизненный опыт детей, развитие слухового воображения, накопление музыкального опыта.  Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребенка  достигается тогда, когда используются все формы организации музыкальной деятельности детей.
Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство  музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
    Особенно следует отметить такую форму, как  организация и проведение концертов для родителей.
     В жизни детей праздничный концерт занимает особое место. Дети эмоциональны и впечатлительны. Отличительная черта их психики – усиленная острота восприятия, стремление к самовыражению. Организация концерта требует больших усилий и серьезного отношения. При этом нужно учесть, что сам концерт – это лишь одна сторона многогранной работы с детьми. Поэтому план и организация самого концерта включаются в общую систему воспитательного процесса. Обязательно учитываются интересы и психологические особенности детей. Это очень важно при подборе репертуара и раздаче индивидуальных заданий. Такие задания нужны для вовлечения всех детей в процесс подготовки к концерту. Поощряется самостоятельность и инициатива. Личностные качества учащегося при обучении игре на музыкальном инструменте – это воля, внимание, самостоятельность и критичность мышления, точность в выполнении поставленной цели или задачи, систематичность в работе. Эти качества стимулируют планомерное развитие необходимых навыков. 
Предпосылками развития воли является заинтересованность, вызывающая потребность в деятельности. Это достигается различными методами, обогащающими урок, на котором учащийся чувствует себя соучастником происходящего и ощущает радость творчества, что оказывает благоприятное воздействие на его волю. Педагогу следует обратить внимание на привитие умения трудиться. Ребенок должен устоять против соблазна посидеть за компьютером или посмотреть любимый сериал. Отказ от этого требует определенного напряжения воли. 

Самостоятельность мышления – еще один важный компонент в обучении детей. Когда ребенок что-то мастерит своими руками, результат своего труда он видит сразу. В музыкальной школе он сталкивается с тем, что результаты будут иметь отдаленные последствия: пока он выучит пьесу и, может быть, выступит с ней в концерте или на конкурсе, то есть здесь предмет труда для него имеет абстрактные очертания. По этим причинам ребенка следует подводить к самостоятельному мышлению. Обычно, чем одареннее ученик, тем отчетливее проявляются его пристрастия в музыке. Ученикам менее способным нужно помочь выработать свое отношение к музыке. Для этого важно создать условия, благоприятные для более широкого выбора понравившихся ему произведений. Поощрение самостоятельности в этой области стимулирует живое отношение к музыке и к работе над выбранным произведением. Не нужно запрещать ребенку сыграть понравившееся произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития. Если он хочет его сыграть, значит, оно отвечает его психологическому состоянию или эмоциональным переживаниям. 
     С воспитанием самостоятельности мышления связано еще одно требование: учащийся должен самокритично оценить свою игру, предложить способы устранения ошибок. Этот способ окажется весьма продуктивным в домашних занятиях. Одновременно с этим педагог подводит ребенка к точности в выполнении заданий. Если ученик понимает свою задачу и знает способы ее выполнения, он избежит излишней траты времени на переучивание неверно закрепленных навыков. Проблемой общенародной значимости стал сегодня вопрос о том, какой слуховой опыт приобретают дети – во многих случаях именно это оказывается решающим в формировании их вкуса, их эстетических взглядов. Эта проблема волнует не только музыкальных педагогов, непосредственно работающих с детьми, но и композиторов. У нас есть прекрасная детская музыка, разнообразная по музыкальному языку, охватывающая практически все жанры – от простых «малышовых» песенок до детских опер, она должна также активно «работать на воспитание», доходить до тех, кому предназначена.

Вполне резонно заметил на страницах «Литературной газеты» Ю.Андреев: «Ситуация, при которой определенная часть молодежи способна под музыку лишь «балдеть» и вместе с тем не знает ни одной своей отечественной песни, это весьма тревожная ситуация, о которой надо говорить в полный голос и которая требует конструктивного подхода». Поэтому необходимо прививать и вырабатывать в детях с самых ранних лет любовь к прекрасному, уважение к серьезному искусству, хороший вкус, позволяющий безошибочно отличать настоящее от подделки, вечное от сиюминутного, развивать чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Использовать в этих целях лучшие возможности таких учебных предметов как литература, музыкально-изобразительное искусство, эстетика, музыкальная литература, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

Следует помнить, что на пробуждение художественных эмоций у учащегося всегда будет иметь воздействие его собственная живая и непосредственная реакция на музыку, на художественную красоту произведений, которые звучат и разбираются на уроке. Эмоциональному отношению к действительности взрослые учат ребёнка на собственном примере. Переживания взрослых, выражаемые голосом, мимикой, жестами, движениями, заражают ребёнка, вызывают эмоциональный отклик, младшие школьники начинают подражать взрослым. Педагогу нужно быть актёром перед ребёнком, чтобы "заразить" его эмоциями. Во время прослушивания музыки преподаватель никогда не должен отвлекаться, "уходить" в свои дела - ведь такие случаи могут послужить примером для ребёнка. Прослушивание - дело совместное, и увлечённое слушание музыки преподавателем будет хорошим ориентиром для учащихся, иначе музыка становится только учебным материалом. Удовлетворение музыкальным процессом, музыкальной деятельностью на уроке будет полным, если учащиеся с увлечением станут не только слушать музыку, но и размышлять о ней, рисовать рисунки, воплощая образы музыкальных произведений, разбирая произведения, рассказывая о них и играя их на инструментах, на которых учатся в школе.

Музыка - это окно в звучащий мир, она даёт колоссальную эмоциональную информацию, подпитку, заражает своей энергией. Сейчас музыка звучит повсюду: по телевидению, радио, на концертах, в театрах. Важно, чтобы развлекательная музыка не заслонила интерес к серьёзной, классической и содержательной музыке.

Главное назначение искусства не в том, чтобы развлекать, а в том, чтобы развивать и удовлетворять духовные запросы, которые у человека тем разностороннее, чем выше его культура и шире кругозор, чем больше он знает и понимает в искусстве. И если в наше время подростковый возраст, восприимчивый ко всему новому, необычному, будоражащему чувство и воображение, - период возникающего интереса к лёгкой музыке, то и столь же благоприятное время для приобщения к серьёзному искусству. Увлечение школьников лёгкой музыкой происходит сейчас стихийно, по существу вне художественного отбора, на уровне удовлетворения поверхностных интересов и простого развлечения. Лёгкая музыка способствует общению с ровесниками, серьёзная же музыка требует контакта со слушателем в тишине раздумий и переживаний наедине с собой. Музыку можно услышать и в природе. Чуткое восприятие природы, умение видеть и слышать её красоту вырабатывают способность переживать и понимать прекрасное в искусстве; природа - начальная школа эстетического восприятия и эстетических чувств. Ребёнка нужно с детства приучать к природе, чтобы он оберегал её, ведь она красива и воспитывает в ребёнке чувство прекрасного, чувство красоты.

Список литературы:

  1. Бочкарев "Психология музыкальной деятельности” – М., 1978.

  2. Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка” – М., 1978.

  3. Ляховицкая С. "Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре” – Л., 1970.

  4. Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей” – М., 1978.

  5. Холопова В.Н. "Музыкальный ритм” – М.,1980.