СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие и коррекция речи, как одно из  приоритетных направлений деятельности доу

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, которые предоставляют широкий спектр услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, потребностей семьи и общества в целом.  

Просмотр содержимого документа
«Развитие и коррекция речи, как одно из  приоритетных направлений деятельности доу»

Развитие и коррекция речи, как одно из  приоритетных направлений деятельности ДОУ Подготовила учитель- логопед МОУ Центр Д и К Селифанова Татьяна Николаевна 21 августа 2013 года

Развитие и коррекция речи, как одно из  приоритетных направлений деятельности ДОУ

Подготовила

учитель- логопед

МОУ Центр Д и К

Селифанова Татьяна Николаевна

21 августа 2013 года

Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений , которые предоставляют широкий спектр услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, потребностей семьи и общества в целом.

Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.

Система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений , которые предоставляют широкий спектр услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, потребностей семьи и общества в целом.

Ведущий процесс в ДОУ -образовательный Сочетает в себе 3 функции: Ø воспитывающую; Ø обучающую; Ø развивающую.

Ведущий процесс в ДОУ -образовательный

Сочетает в себе 3 функции:

  • Ø воспитывающую;
  • Ø обучающую;
  • Ø развивающую.
Основные задачи дошкольных образовательных учреждений По мнению В.Н.Гурова: Ø охрана жизни и укрепление здоровья детей; Ø обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка; Ø осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка; Ø приобщение детей к общечеловеческим ценностям; Ø взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Основные задачи дошкольных образовательных учреждений

По мнению В.Н.Гурова:

  • Ø охрана жизни и укрепление здоровья детей;
  • Ø обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;
  • Ø осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;
  • Ø приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • Ø взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка. Согласно диагностике в ДОУ до 60% детей  имеют те или иные проблемы: Ø различные речевые нарушения; Ø нарушения слуха; Ø гиперактивность и дефицит внимания; Ø двуязычие (билингвизм).

Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка.

Согласно диагностике в ДОУ до 60% детей  имеют те или иные проблемы:

  • Ø различные речевые нарушения;
  • Ø нарушения слуха;
  • Ø гиперактивность и дефицит внимания;
  • Ø двуязычие (билингвизм).
Развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка  в дошкольном детстве Развитие речи рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.     Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами. В каждой возрастной группе, начиная со 2-ой младшей группы, мы встретим детей с той или иной проблемой, чаще всего это дети с задержкой речевого, психического развития.

Развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка  в дошкольном детстве

Развитие речи рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.

    Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами. В каждой возрастной группе, начиная со 2-ой младшей группы, мы встретим детей с той или иной проблемой, чаще всего это дети с задержкой

речевого, психического развития.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка Это время становления и развития всех сторон речи: Ø фонетической; Ø лексической; Ø грамматической.   Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка

Это время становления и развития всех сторон речи:

  • Ø фонетической;
  • Ø лексической;
  • Ø грамматической.

  Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного

воспитания детей в максимально

сензитивный период развития.

Основные задачи развития речи дошкольников Воспитание звуковой культуры речи (ЗКР), обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы , меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые необходимо  решать параллельно  и своевременно.

Основные задачи развития речи дошкольников

Воспитание звуковой культуры речи (ЗКР), обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы , меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые необходимо

решать параллельно

и своевременно.

Диалогическая речь детей-дошкольников В дошкольном возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью , которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но не приемлемы в построении монолога, который строился по законам литературного языка.   Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по смысловому типу на описания, повествования, рассуждения

Диалогическая речь детей-дошкольников

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью , которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но не приемлемы в построении монолога, который строился по законам литературного языка.

  Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по смысловому типу на описания, повествования, рассуждения

Уникальная роль родного языка в становлении личности ребёнка-дошкольника Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно выражать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей.      В связной речи отражается логика, мышление ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить  об уровне его развития .

Уникальная роль родного языка в становлении личности ребёнка-дошкольника

  • Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно выражать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей.
  •     В связной речи отражается логика, мышление ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. По тому,

как ребёнок умеет строить

своё высказывание, можно судить

об уровне его развития .

Резкий рост речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.   Среди всех речевых дефектов «Общее недоразвитие речи» и «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи» являются самыми распространёнными. Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекционной работы , которая предполагает развитие всех компонентов языковой системы : Ø звукопроизношение; Ø обогащение словаря; Ø грамматического строя речи; Ø умения говорить выразительно; Ø способности связно выстраивать  речь.

Резкий рост речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  Среди всех речевых дефектов «Общее недоразвитие речи» и «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи» являются самыми распространёнными. Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекционной работы , которая предполагает развитие всех компонентов языковой системы :

  • Ø звукопроизношение;
  • Ø обогащение словаря;
  • Ø грамматического строя речи;
  • Ø умения говорить выразительно;
  • Ø способности связно выстраивать

речь.

Проблемы детской речи Ø односложная, состоящая из простых предложений, речь; неспособность грамматически правильно строить распространённое предложение; Ø бедность речи; недостаточный словарный запас; Ø употребление в речи нелитературных слов и выражений; Ø бедность диалогической речи; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ; Ø неспособность построить монолог; Ø отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; Ø отсутствие навыка культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса, темп речи; Ø плохая дикция.

Проблемы детской речи

  • Ø односложная, состоящая из простых предложений, речь; неспособность грамматически правильно строить распространённое предложение;
  • Ø бедность речи; недостаточный словарный запас;
  • Ø употребление в речи нелитературных слов и выражений;
  • Ø бедность диалогической речи; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
  • Ø неспособность построить монолог;
  • Ø отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • Ø отсутствие навыка культуры речи:
  • неумение использовать интонацию,

регулировать громкость голоса, темп

речи;

  • Ø плохая дикция.
     Многие дети не могут успешно справиться с данными проблемами ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ, ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ГРАМОТЫ И ЧТЕНИЯ.  самостоятельно. Достигая 4-5летнего возраста, дети сами начинают замечать изъяны собственной речи и чаще всего болезненно их переживают . Это выражается в стеснении говорить, избегании слов с неправильно произносимыми звуками, в раздражительном поведении и нежелании посещать детский сад, а в последствии и школы. У детей возникает ощущение собственной неполноценности, боязни насмешек и «поправок» со стороны других детей или взрослых. И здесь на помощь детям и родителям должен прийти специалист. Именно учитель-логопед, обследовав уровень речевого развития ребёнка, составит индивидуальный план коррекционной  работы по преодолению психо-речевой патологии.

Многие дети не могут успешно справиться с данными проблемами ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ, ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ГРАМОТЫ И ЧТЕНИЯ. самостоятельно. Достигая 4-5летнего возраста, дети сами начинают замечать изъяны собственной речи и чаще всего болезненно их переживают . Это выражается в стеснении говорить, избегании слов с неправильно произносимыми звуками, в раздражительном поведении и нежелании посещать детский сад, а в последствии и школы. У детей возникает ощущение собственной неполноценности, боязни насмешек и «поправок» со стороны других детей или взрослых. И здесь на помощь детям и родителям должен прийти специалист. Именно учитель-логопед, обследовав уровень речевого развития ребёнка, составит индивидуальный план коррекционной  работы по преодолению психо-речевой патологии.

поэтапное восстановление пробелов в развитии речи детей только в тесной взаимосвязи логопедов, воспитателей, профильных специалистов и родителей      Ряд учёных (Р.Е.Левина, С.С. Ляпидевский, Р.Ф.Спирова и др.) указывают на то, что у детей с ТНР в связи с несформированностью речевых процессов отстают в развитии и другие высшие психические функции, что сказывается на качестве усвоения программы, влияет на последующее развитие детей, на их социальную адаптацию.     Следовательно, необходимо поэтапно восстанавливать пробелы в развитии детей только в тесной взаимосвязи логопедов, воспитателей, профильных специалистов и родителей с учётом: Ø вида психо-речевой патологии и уровня речевого недоразвития; Ø особенностей психического развития детей с тяжёлой речевой патологией; Ø характерологических особенностей дошкольников с речевыми нарушениями.

поэтапное восстановление пробелов в развитии речи детей только в тесной взаимосвязи логопедов, воспитателей, профильных специалистов и родителей

  •     Ряд учёных (Р.Е.Левина, С.С. Ляпидевский, Р.Ф.Спирова и др.) указывают на то, что у детей с ТНР в связи с несформированностью речевых процессов отстают в развитии и другие высшие психические функции, что сказывается на качестве усвоения программы, влияет на последующее развитие детей, на их социальную адаптацию.
  •     Следовательно, необходимо поэтапно восстанавливать пробелы в развитии детей только в тесной взаимосвязи логопедов, воспитателей, профильных специалистов и родителей с учётом:
  • Ø вида психо-речевой патологии и уровня речевого недоразвития;
  • Ø особенностей психического развития детей с тяжёлой речевой патологией;
  • Ø характерологических особенностей дошкольников с речевыми нарушениями.
Проблемы на данном этапе   Отсутствие в штате многих ДОУ учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов. Это создаёт трудности в организации качественной подготовки детей с проблемами в речевом развитии к школе. Опыт показывает, что в условиях обычного детского сада, где нет логопеда, трудно добиться более эффективных   результатов и помочь всем детям раскрыть свой потенциал, в данном случае, речевой.

Проблемы на данном этапе

  •   Отсутствие в штате многих ДОУ учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов. Это создаёт трудности в организации качественной подготовки детей с проблемами в речевом развитии к школе. Опыт показывает, что в условиях обычного детского сада,

где нет логопеда, трудно

добиться более эффективных 

результатов и помочь всем

детям раскрыть свой потенциал,

в данном случае, речевой.

Решение данной проблемы      Решение проблем – это ежедневные занятия коррекционной направленности с учителем-логопедом.  А для этого необходимо в ДОУ организовывать коррекционную работу именно в логопедических группах, где дети смогут получить квалифицированную помощь не только учителя-логопеда, но и воспитателей, специально обученных для работы с детьми , имеющими отклонения в речевом развитии.

Решение данной проблемы

  Решение проблем – это ежедневные занятия коррекционной направленности с учителем-логопедом. А для этого необходимо в ДОУ организовывать коррекционную работу именно в логопедических группах, где дети смогут получить квалифицированную помощь не только учителя-логопеда, но и воспитателей, специально обученных для работы с детьми , имеющими отклонения в речевом развитии.

Коррекционная работа в ДОУ должна проводиться в тесном взаимодействии со всеми сотрудниками     Коррекционная работа в ДОУ должна проводиться в тесном взаимодействии со всеми сотрудниками: воспитатели, помощники воспитателей, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию.   Создание условий для работы над речевыми недостатками детей рассматривается как один из важных компонентов деятельности педагогов. Работа в этом направлении должна осуществляться, начиная с младшего возраста.   Но основную коррекционно-развивающую работу должен проводить учитель-логопед. Во время проведения специально-организованной деятельности он использует как фронтальную, так и индивидуальную формы работы. 

Коррекционная работа в ДОУ должна проводиться в тесном взаимодействии со всеми сотрудниками

    Коррекционная работа в ДОУ должна проводиться в тесном взаимодействии со всеми сотрудниками: воспитатели, помощники воспитателей, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию.

  Создание условий для работы над речевыми недостатками детей рассматривается как один из важных компонентов деятельности педагогов. Работа в этом направлении должна осуществляться, начиная с младшего возраста.   Но основную коррекционно-развивающую работу должен проводить учитель-логопед. Во время проведения специально-организованной деятельности он использует как фронтальную, так и индивидуальную формы работы. 

Роль родителей в речевом развитии ребенка          В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями родители являются первыми учителями своих детей, поэтому они также обеспечивают реализацию речевого развития.  Но в каждой семье по-разному относятся к ребёнку, который плохо говорит. Некоторые родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.   Наша задача, как педагогов, обеспечить родителям возможность участвовать в образовательном процессе . С этой целью необходимо использовать активные формы взаимодействия. Всё это  стимулирует речевую активность детей. Проведение собраний, консультаций, индивидуальных бесед, тренингов, мастер-классов помогают сформировать у родителей знание о необходимости формирования и развития  правильной речи детей.

Роль родителей в речевом развитии ребенка   

    В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями родители являются первыми учителями своих детей, поэтому они также обеспечивают реализацию речевого развития.

Но в каждой семье по-разному относятся к ребёнку, который плохо говорит. Некоторые родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.

  Наша задача, как педагогов, обеспечить родителям возможность участвовать в образовательном процессе . С этой целью необходимо использовать активные формы взаимодействия. Всё это  стимулирует речевую активность детей. Проведение собраний, консультаций, индивидуальных бесед, тренингов, мастер-классов помогают сформировать у родителей знание о необходимости формирования и развития  правильной речи детей.

Преемственность работы ДОУ и школы Преемственность ДОУ и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития, которое отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.     Как показывает практика, если ребёнок не получил квалифицированную помощь логопеда в ДОУ, то он с речевыми проблемами переходит на следующие этапы обучения , т.е. в школу. А следовательно, младший школьник встречается сразу с проблемами письма и чтения (дисграфия и дислексия) не только в начальном звене, но и в среднем.  Актуальность проведения логопедической работы, направленной на профилактику дисграфии,  подтверждена значительным ростом нарушений письма у младших школьников, требованиями школьной программы к темпу усвоения основных учебных навыков в свете новых ФГОС

Преемственность работы ДОУ и школы

  • Преемственность ДОУ и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития, которое отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
  •     Как показывает практика, если ребёнок не получил квалифицированную помощь логопеда в ДОУ, то он с речевыми проблемами переходит на следующие этапы обучения , т.е. в школу. А следовательно, младший школьник встречается сразу с проблемами письма и чтения (дисграфия и дислексия) не только в начальном звене, но и в среднем.  Актуальность проведения логопедической работы,

направленной на профилактику дисграфии,

подтверждена значительным ростом

нарушений письма у младших

школьников, требованиями школьной

программы к темпу усвоения основных

учебных навыков в свете новых ФГОС

 Логопедическая работа с детьми с ОНР, ФФНР   Логопедическую работу с детьми с ОНР, ФФН по предупреждению дисграфии необходимо проводить систематически.     На основе анализа структуры речевого нарушения, учёта сохранных и компенсаторных возможностей дошкольника учитель-логопед решает  следующие задачи коррекционного обучения по профилактике дисграфии: Ø формирование правильного звукопроизношения и уточнение артикуляции звуков; Ø развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, фонематических представлений; Ø расширение словарного запаса, обогащение активного словаря; Ø совершенствование пространственно-временных ориентировок; Ø подготовка к обучению грамоте; Ø развитие мелкой моторики; Ø развитие конструктивного праксиса; Ø развитие высших психических функций.

Логопедическая работа с детьми с ОНР, ФФНР

  Логопедическую работу с детьми с ОНР, ФФН по предупреждению дисграфии необходимо проводить систематически.     На основе анализа структуры речевого нарушения, учёта сохранных и компенсаторных возможностей дошкольника учитель-логопед решает  следующие задачи коррекционного обучения по профилактике дисграфии:

  • Ø формирование правильного звукопроизношения и уточнение артикуляции звуков;
  • Ø развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, фонематических представлений;
  • Ø расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;
  • Ø совершенствование пространственно-временных ориентировок;
  • Ø подготовка к обучению грамоте;
  • Ø развитие мелкой моторики;
  • Ø развитие конструктивного праксиса;
  • Ø развитие высших психических функций.
Необходимость логопедической помощи в дошкольных образовательных учреждениях детям с проблемами в развитии речи Таким образом, можно говорить, что проблема преемственности является также актуальной в нашем образовании на сегодняшний день.     В настоящее время учителю-логопеду, который является начальной ступенькой на лестнице коррекции, в одиночку очень трудно справиться с этой задачей. Необходимо полное взаимодействие воспитателей, психологов, логопедов и, конечно, семьи.     А это значит, что в дошкольных образовательных учреждениях логопедическая помощь детям с проблемами в развитии речи необходима. И это направление в ДОУ должно быть приоритетным.

Необходимость логопедической помощи в дошкольных образовательных учреждениях детям с проблемами в развитии речи

  • Таким образом, можно говорить, что проблема преемственности является также актуальной в нашем образовании на сегодняшний день.
  •     В настоящее время учителю-логопеду, который является начальной ступенькой на лестнице коррекции, в одиночку очень трудно справиться с этой задачей. Необходимо полное взаимодействие воспитателей, психологов, логопедов и, конечно, семьи.
  •     А это значит, что в дошкольных образовательных учреждениях логопедическая помощь детям с проблемами в развитии речи необходима. И это

направление в ДОУ должно

быть приоритетным.

    В условиях модернизации (преобразовании) дошкольного образования необходимо создать оптимальные условия для развития и коррекции речи в ДОУ, обеспечивая непрерывное педагогическое воздействие и успех в овладении детьми норм родного языка.   Решение

    В условиях модернизации (преобразовании) дошкольного образования необходимо создать оптимальные условия для развития и коррекции речи в ДОУ, обеспечивая непрерывное педагогическое воздействие и успех в овладении детьми норм родного языка.

 

Решение

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание