СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие и совершенствование вокальных способностей учащихся»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Певческий голос - это природный "музыкальный инструмент" человека. Если у ребенка есть вокальные способности, то нужно их правильно развивать, воспитывать посредстовм музыки чувство прекрасного.

Просмотр содержимого документа
««Развитие и совершенствование вокальных способностей учащихся»»


«Пение – самый высокий союз мира физического и духовного»

Дж.Лаури-Вольпи




Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка.

Г.Рукавишников писал, что «дети, которые сначала учились петь, а потом играть (на музыкальных инструментах), достигают успехов в музыке быстрее, нежели те, которые пению не учились». Именно творческая, активная сторона процесса пения является одним из основных рычагов музыкального воспитания учащихся.

Процесс пения помогает ребенку не только приобрести определенные навыки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя; развитию его музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему) и даже помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – и поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов.

Однако не всякое пение способствует развитию и охране детского голоса. Именно с той целью, чтобы пение не вредило здоровью, а шло ему на пользу, практические занятия построены с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей ребенка и носят здоровьесберегающий характер.

Как известно, все дети отличаются один от другого степенью музыкальной одаренности, стилем познания, сферами интересов. Независимо от уровня их способностей к пению, все дети любят петь. И это желание следует поддерживать у ребенка. Следует ли начинать работу по обучению правильному пению детей, развитию их певческого голоса с малых лет? На этот вопрос можно ответить словами великого ученого И.П.Павлова о том, что каждый орган человека устроен так, чтобы выполнять определенную функцию в организме, т.е. конструкция и функция тесно взаимосвязаны. Значит, в процессе обучения пению можно влиять на формирование функционирования голосового аппарата, особенно в период бурного роста всего организма, т.е. в детстве. Следовательно, специально обучать пению, тренировать детский голос не только можно, но и нужно, чтобы вовремя направить его развитие в нужное русло. Индивидуально-дифференцированный подход в воспитательно-образовательном процессе, личностно-ориентированные методы обучения и воспитания в условиях внешкольного учреждения, индивидуальная углубленная работа создают условия для развития детей, развития их вокальных способностей.

Чтобы научиться правильно петь, как известно, необходимо иметь целый комплекс музыкальных способностей и постоянно развивать его. Недоразвитость одного из его компонентов может стать причиной неправильного (нечистого) интонирования.

Обучение пению детей – одна из труднейших задач музыкального воспитания учащихся. Главным условием формирования певческих навыков является развитие основных музыкальных способностей: чувства ладовой устойчивости, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма, - поскольку освоить певческую азбуку без сформированности у ребенка этих музыкальных способностей невозможно даже в том случае, когда у него имеется звонкий голос. Однако звонкий голос еще не показатель музыкальности. Встречаются дети (и взрослые) с очень звонкими голосами и красивыми тембрами звучания, но совершенно не умеющие правильно спеть простую небольшую мелодию.


Задачи в обучении пению


1.Формировать:

  • Устойчивый интерес к пению с музыкальным сопровождением и без него;

  • Первоначальный исполнительский опыт (соло, в ансамбле, в группе);

  • Умение передавать в пении музыкальный образ, используя для этого как певческие навыки, так и средства музыкальной выразительности: тембр голоса, динамические оттенки, характер звуковедения и др.;


2.Развивать:

  • Музыкальную память и беглость словесного выражения мысли (через запоминание текста);

  • Чувство уверенности в своих способностях к пению и в достижении успеха в нем;

Способность к самооценке песенно-исполнительской деятельности, оценке и умение анализировать пение других; стремление к высоким стандартам пения с сопровождением и a capella;

Внимание ко всем деталям, помогающим выразительному пению (положение головы, корпуса, микстуры голосового аппарата);

  • Умение эмоционально переживать создаваемый в пении образ, используя для этого жесты, мимику, выражение глаз и др.;

  • Лучшие качества голоса: звонкость, полетность, певческий диапазон и т.д.;

  • Музыкальное мышление;


3.Способствовать:

  • Проявлению и развитию песенно-творческой музыкальной деятельности;

  • Формированию общей музыкальной и певческой культуры;

  • Накоплению запаса музыкально-песенного репертуара и умению его использовать в повседневной жизни.


4.Стимулировать:

  • Увлеченность пением;

  • Индивидуальное и коллективное песенное творчество.


1. Певческая установка


0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.


2. Дыхание


Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:


1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);


2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;


3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).


С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.


К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).


Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Учащиеся должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.


3.Артикуляционные задачи.


Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.


При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта расрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».


Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:


а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;


б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;


в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;


г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.


Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).


Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.


4. Выработка подвижности голоса.


Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.


5. Расширение певческого диапазона детей.


Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.


6. Развитие чувства метроритма.


Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.


7. Выразительность и эмоциональность исполнения.


Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.


Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим музыкальным руководителем.


8. Работа над чистотой интонирования.


В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.


9. Формирование чувства ансамбля.


В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.


10. Формирование сценической культуры.


Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в музыкальном зале в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы . Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.


План работы над вокальным произведением


1.Название.

2.Авторы.

3.Нотный и стихотворный тексты.

4.Художественная ценность (краткая аннотация).

5.Соответствие песни возрастным, физиологическим, психологическим,

общекультурным, музыкальным возможностям ребенка.

6.Процесс разучивания:


  • Интонационно-образные особенности песни (выявление главных смысловых интонаций);

Распевание на отдельных интонациях без слов и с текстом;

  • Учет характера, жанровой основы интонаций, их соответствие образному содержанию;

  • Динамические, ритмические, ладовые, темповые особенности интонаций, их соотнесение с образным строем песни;

Характер движения мелодии и сопровождения;

Особенности многоголосия и работа над ним.


Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребенок усваивает в раннем возрасте с помощью компетентного педагога, то надежный фундамент певческой культуры заложен.

7