«Развитие ИКТ-компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО».
Хорошо информированный человек стоит двух.
Французская пословица.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому младших школьников необходимо не только знакомить с информационно-коммуникационными технологиями, но и учить применять их в своей деятельности, способствуя тем самым формированию ИКТ-компетентности.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии, реализующие принцип личностно-ориентированного образования.
«Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» воплощение в жизнь нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования требует создания организационных механизмов проектирования информационно-образовательной среды (ИОС) начальной школы и поиска средств эффективной реализации ее развивающей и воспитательной функций.
ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
«Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» воплощение в жизнь нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования требует создания организационных механизмов проектирования информационно-образовательной среды (ИОС) начальной школы и поиска средств эффективной реализации ее развивающей и воспитательной функций.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Требования к результатам обучения сформированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью нового Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.д.
Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного Стандарта.
Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества.
Метапредметные: освоение обучающимися УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные), метапредметные понятия.
Предметные: освоение деятельности для получения новых знаний, их преобразование и применение, системы основополагающих элементов научного знания.
Что изучается с использование ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдение, и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, микроскопов, фотоаппарата и видеокамеры.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового Стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа может, продолжена на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением природных зон РФ. Результатом такой деятельности становится, например, видеорепортаж, видео зарисовка, описывающая выбранную природную зону.
Использовать компьютерные модели можно на уроках различных видов:
1. Интегрированный урок - закрепления знаний.
Здесь возможны как индивидуальные, так и групповые задания: тесты с автоматической проверкой, теоретические вопросы, на которые можно найти ответ в интернете и т.п. Здесь важно продумать систему оценки работы обучающихся и довести ее до их сведения.
2. Урок-исследование.
При этом необходимо сформулировать тему и цель исследований, теоретические вопросы, на которые необходимо ответить обучающимся в процессе работы.
3. Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой.
Эти задачи могут быть предложены как для работы в классе, так и дома.
Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерной программы усиливает познавательный интерес обучающихся, делает их работу творческой.
4. Контроль знаний.
Преимущества компьютерного контроля:
- индивидуальный контроль
- повышается объективность оценки
- детальная картина собственных недоработок
- минимум времени на оценку выполненной работы
5. Домашнее задание.
Применение новых информационных технологий в школьном образовании является неотъемлемой частью современной методики обучения. Огромные возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования. С помощью компьютера возможно в несколько раз повысить интенсивность урока, использовать вариативность материала и индивидуализацию обучения.
Компьютер — это, прежде всего
1. источник учебной информации
2. наглядное пособие
3. тренажер
4. средство диагностики и контроля
Дидактические возможности компьютера разнообразны:
- усиливает мотивацию учения;
- способствует моделированию реальных процессов;
- помогает видеть причины, следствия и смысл изучаемого;
- развивает познавательные способности обучающихся: не учит знаниям, а учить учиться;
- развивает метапредметные связи;
- прививает навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
- расширяет возможности для творческой деятельности обучающихся;
- интегрирует обучение предмету.
Использование ИКТ возможно на всех этапах обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом ребенок выполняет различные функции: учителя, объекта обучения, субъекта обучения, сотрудника коллектива.
Компьютерный урок характеризуется прежде всего интенсивностью использования компьютера: если 100% времени урока ученики работают на компьютере, он полностью заменяет учителя (это компьютерное обучение). Если компьютер совсем не используется - это обыкновенный урок. При частичном использовании ПК — компьютерный урок.
Все этапы урока могут быть компьютеризированы полностью или частично.
Разнообразие «компьютерных уроков» зависит от:
- общей дидактической структуры урока
- какие средства ИКТ используются: мультимедийный ПК, интерактивная доска, проектор и т.д.
- объем тех функций, которые должен выполнить компьютер
Варианты использования средств ИКТ:
1. полная замена деятельности учителя компьютерными программами, электронными учебными пособиями; (данный вариант практически не применим в начальной школе);
2. частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (учитель использует свой сценарий изучения учебного материала с применением частичного компьютерного обеспечения по предмету);
3. фрагментарное, выборочное использование компьютерного материала;
4. использование тренинговых программ для закрепления материала;
5. использование диагностических и контролирующих материалов, что улучшает контроль за деятельностью обучающихся, позволяет вести мониторинговый режим, сохранять ход и результаты решений и исследований;
6. выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий с последующей демонстрацией на уроках;
7. использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, мотивации, психологической разрядки.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор детей;
повышает уровень использования наглядности на уроке;
способствует увеличению производительности труда учителя и учащихся на уроке.
Для урока с применением ИКТ свойственно следующее:
принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
интерактивность и диалоговый характер обучения;
способность «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;
оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Умение рационально применять ИКТ с традиционными средствами обучения позволяет учителю создавать ту палитру красок, с помощью которой создается современный урок.
На современном этапе развития образования невозможно обойтись без информационных технологий на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики, технологии, русского языка в начальной школе. Также широко используются ИКТ в начальной школе при проведении физкультминуток и динамических пауз.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
Пример организации проверки выполнения домашнего задания.
Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
1. мультимедиа технологии:
презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).
2. раздаточный материал:
тесты (Excel) (Word);
карточки (Word);
кроссворды (Excel);
самостоятельные работы (Word);
контрольные работы (Word).
Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ.
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
Для решения дидактической задачи данного этапа:
1. мультимедиа технологии:
презентация-лекция - (PowerPoint);
видеофрагменты фильмов;
презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);
слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);
коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
видеоклип - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)
2. компьютерные технологии:
диаграммы (Excel);
схемы (Excel);
таблицы (Word).
Пример организации закрепления и систематизации знаний.
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования.
Для решения дидактической задачи данного этапа применяются:
1. мультимедиа технологии:
презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint).
мобильный класс
работа в группе;
выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);
2.Интернет-ресуры:
для работы в группах.
Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации можно использовать следующие технологии:
1. мультимедиа технологии:
презентация-выступление (PowerPoint);
презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях.
2. компьютерные технологии:
стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher);
буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);
брошюра - сборник дидактических, методических материалов (Word);
плакат, заголовки - текстовое оформление стендов, помещений (Word);
открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);
анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).
Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы.
Умение увидеть, сформулировать и решить проблему помогают компьютерные технологии:
выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
оформление портфолио проекта (Word);
создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
создается портфолио проекта (Word),
проводится исследование по теме проекта (Интернет).
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями.
Таким образом, ИКТ с правильными технологиями обучения, создают высокий уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Использование ИКТ возможно на различных этапах обучения.
Этап усвоения новых знаний: активизируются такие процессы обучающихся, как восприятие, внимание, память, мышление; повышается познавательный интерес. Более 80% информации у людей воспринимается им через зрительное восприятие. При использовании ИКТ создается эффект присутствия («Я это видел»).
Для использования ИКТ существует множество электронных учебников, программ-тренажеров, словарей, справочников, виртуальных экскурсий, игр, видеосюжетов и т.п. Но преподавателю необходимо продумывать и соблюдать логическое преподнесение изучаемого или повторяемого материала.
Этап первичной рефлексии: обучающиеся, используя ИКТ, имеют больше времени для отработки новых полученных ими знаний.
Заключительная рефлексия: использование ИКТ повышает познавательный интерес, развивает личностные и коммуникативные действия обучающихся.
Эффективность применения ИКТ зависит от этапа урока.
- 1-5 минут сокращает подготовительный период и сдвигает усталость и потерю внимания на 5-10 минут позже обычного.
- 15-20 минут; 30-35 минут - позволяет поддержать устойчивое внимание обучающихся практически в течение всего урока.
Соблюдение санитарных норм.
Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным «нормам» составляет для обучающихся начальной школы 10-15 минут.
Таким образом, использование современных цифровых инструментов и коммуникативных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, куда включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Поэтому, использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.