Развитие индивидуальных способностей обучающихся в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий технологии гостиная
Вопрос интеллектуального и творческого развития школьников в условиях современной школы чрезвычайно актуален на сегодняшний день (падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всем мире). А ведь чтение всегда рассматривалось как средство обучения и воспитания молодого поколения.
Понимая это, мы обращаемся к теме «Развитие индивидуальных способностей обучающихся в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий технологии гостиная». Почему же именно гостиная?
Во-первых, это форма тесного творческого общения с учащимися, педагогами, родителями.
Во-вторых, в зависимости от целей и задач, которые поставлены разработчиком литературного мероприятия, можно провести и литературную гостиную, и составить литературно-музыкальную композицию, и пригласить ребят в литературное кафе или на встречу добрых друзей…
В–третьих, гостиная – это та форма, которая располагает к задушевному общению. Именно она позволяет раздвинуть рамки урока, помочь ребятам стать участниками далеких или недавних событий.
В-четвертых, ребята во время этих мероприятий играют роли и писателей (поэтов), и их современников. Это в свою очередь помогает учащимся не просто лучше узнать культуру разных времен и народов, но и глубже почувствовать ее, пополнить свой словарный запас, понять, уловить связь времен.
В–пятых, данная форма внеклассной работы способствует самовыражению каждого. При проведении литературной гостиной много внимания уделяется оформлению интерьера зала в зависимости от эпохи. Всевозможные декорации, макеты, эскизы костюмов, рисунки, выполненные юными художниками-декораторами, становятся важной частью происходящего. Многое сейчас делается при помощи компьютерных технологий. А это уже обучение информационной культуре.
Дети всегда рады пообщаться в неформальной, располагающей обстановке.
Гостиная - одна из оптимальных и адекватных форм общения с искусством средствами самого искусства. Эта форма творится самим подростком и адресована ему же.
Среди результатов и эффектов прохождения речевой практики технологии "Гостиная" можно выделить следующие:
формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;
освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
приобретение опыта публичного выступления;
расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил.
Таким образом, данная речевая практика направлена на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности. Литературно-музыкальная гостиная не только дает возможность повысить языковую и речевую компетенцию учащихся, но и выступает как формирующий человека фактор.
Кроме того, проведение гостиных обеспечивает приобретение личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных; гостиная способствует нравственно-патриотическому воспитанию, обогащению и расширению литературного круга знаний.
Кроме того, участие учащихся в гостиных формирует у них базовые навыки работы в команде, формирует коммуникативные навыки, учит презентовать себя и свою работу, формирует правильную речь, дает опыт публичных выступлений, что является неотъемлемой частью успешного начала профессиональной карьеры.
В ходе подготовки и проведения гостиной обучающиеся получают развитие «универсальные учебные действия», то есть совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса:
Личностные УУД | РегулятивныеУУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных | действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усво ения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий. | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информа ции; | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Гостиная по своей сути является наиболее оптимальной формой внеклассной работы по литературе, истории, обществознанию, иностранным языкам. Во-первых, эта форма способствует развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию их возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет осуществлять воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию.
Во-вторых, гостиная в полной мере осуществляет возрастносообразное построение образовательного процесса на основе учета возрастных психологических особенностей. В-третьих, формы и методы работы в литературной гостиной столь разнообразны, что позволяют учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося, обеспечивая рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащая формами взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, расширяя зоны ближайшего развития.
Методы технологии решают следующие задачи мероприятия:
формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову;
развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика;
освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами;
приобретение опыта публичного выступления;
расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил;
приобретение личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников;
нравственно-патриотическое воспитание, обогащение и расширение литературного круга знаний;
формирование базовых навыков работы в команде, коммуникативных навыков, умения презентовать себя и свою работу;
приобретение опыта публичных выступлений, что является неотъемлемой частью успешного начала профессиональной карьеры.
Программа Литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Н.В.Гоголя
№ | Этап гостиной | Ответственный |
1 | Фрагмент к-ф «Майская ночь…» | |
2 | Презентация «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя» | |
3 | Викторина | |
4 | Заочная экскурсия по гоголевским местам Украины | |
5 | Украинская народная песня | |
6 | Сообщение о работе Гоголя над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»(с презентацией) | |
7 | Монолог из повести «Заколдованное место» | |
8 | Сообщение о портретах Н.В.Гоголя | |
9 | Исполнение вступления в повесть «Невский проспект» | |
10 | Инсценировка «Бобчинский и Добчинский» | |
11 | Инсценировка «Признания Хлестакова» | |
12 | Фрагмент к-ф «Мертвые души» - «Чичиков у Ноздрева» | |
13 | Сочинение синквейнов | |
14 | Фрагмент к-ф «Мертвые души» - «Птица – тройка» | |
15 | Закрытие гостиной | |
Гостиная. Этапы работы. Схема.
Гостиная – одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Встреча при свечах, прослушивание музыкальных композиций, чтение стихов способствует формированию потребности видеть, чувствовать и самим творить прекрасное.
За основу работы взято традиционное понимание слова «гостиная», данное многими методистами, в том числе и Н Е Щурковой «это форма свободного общения, деятельность в которой определяется границами лексического значения слова комната, в которой принимают гостей. Это гибкая форма организационного общения, импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрослость». Дело книги - духовное собирание человека, попытка разгадать его тайну, загадку человеческой судьбы, опираясь на вечные критерии Свободы, Истины, Добра и Красоты. Наедине с книгой человек становится свободной личностью.
Формы работы: литературно-музыкальные вечера, творческие встречи, авторские поэтические вечера, информационные обзоры, книжные выставки, просмотры, час культуры, конкурсы чтецов, экскурсии в музей…
Главные принципы построения:
1) принцип историзма, научности, системности;
2) принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя, поэта;
3) принцип доступности, толерантности.
Концепция литературного образования исходит из того, что литература демократична по самой своей природе, создаётся личностью, к личности обращена и личностью потребляется. Литература рассчитана на сопереживание, соразмышление, диалог. Предполагается – в границах объективного смысла произведения – возможность различных точек зрения и толкований. Существует достаточное многообразие форм методов и приёмов, но считаю одним из эффективных приёмов обучения и развития творческих способностей – общение. Именно умение общаться позволяет обучаемому говорить, открываться, творить. Но, где же общаться? Конечно, на уроке! Но урок – это структура, это рамки учебной деятельности. Вот тогда-то и открываются двери гостиной:
Откроем дверь нашей гостиной,
Куда не входят без причины,
Куда ведёт души стремленье
И благородное общенье!
Как показывает опыт, в обстановке гостиной происходит развитие индивидуальных возможностей учащихся. Во всей полноте раскрываются их артистичность, поэтический дар, художественный вкус. Встречи в литературной гостиной проходят в атмосфере сотрудничества, открытости и откровенности.
Любая из тем гостиной до своего воплощения в жизнь проходит несколько этапов:
1 этап. Определение темы. На совместном совещании библиотекарей социума и МО русского языка и литературы обсуждаются примерные темы, чаще всего подсказанные самими учащимися. Затем темы конкретизируются, уточняются сроки.
2 этап. Разработка сценария, который является творчеством самих организаторов, определение в нем места учащихся и гостей. Подготовка групп учащихся, репетиции. Но никогда не репетируется весь ход литературной гостиной, весь сценарий, чтобы создать атмосферу непринужденной заинтересованности.
3 этап. Реклама. Пригласительные билеты. Книжные выставки. Красочные объявления.
4 этап. Создание соответствующего интерьера декорации, костюмы, свечи.
5 этап. Создание эмоционального настроя, через интригующее начало, введение музыкальных фрагментов.
6 этап. Момент творчества, музыкальное исполнение стихов песен, романсов, участие в спектаклях и сценках.
7 этап. Рефлексия. Традиционное заключение, когда участники и зрители делятся впечатлениями, сочиняют синквейны.
Требования, которые необходимо соблюдать при подготовке и проведении гостиной1. Гостиная должна создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных нравственных установок.
2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие в «празднике слова».
3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто.
4. При проведении мероприятий ориентироваться на уже достигнутый уровень развития учащихся. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем нельзя делать мероприятие «наукообразным». Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние на ребят. Не последнюю роль играет и принцип наглядности.
6. Активное применение игровых, ролевых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.
7. При подготовке мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности школьников.
8. Особенностью мероприятий, проводимых в школе, является их тесная связь с задачами приобщения к чтению и поощрения чтения. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно ни затрагивало и в какой бы форме ни происходило, подразумевает, в первую очередь, «рекламу»
4