Просмотр содержимого документа
«Развитие инициативности и самостоятельности ребенка.»
Развитие инициативности и самостоятельности ребенка.
Проблема развития инициативности и самостоятельности ребенка была и остается очень актуальной и злободневной. Над этой проблемой работают не только педагоги, но и психологи, говоря о том, что развитие инициативности напрямую зависят от грамотного сопровождения ребенка взрослым: педагогом, психологом, родителем. Не случайно в ФГОС говорится, что нужно «побуждать детей к инициативности и самостоятельности.
Необходимо разграничить понятия инициативность и самостоятельность. Самостоятельность понимается как стремление и способность ребенка решать задачи своей деятельности, мобилизуя имеющийся опыт, знания, умения и навыки. Самостоятельность ребенка чаще всего проявляется в интересующей его деятельности: организации совместной с другими людьми игр, выполнение значимых поручений взрослого, создании сюжетов.
Под «инициативностью» понимается стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество. В «Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков» инициативность определяется как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличии от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития».
Проявление инициативности во многом зависит от внешних факторов. Поэтому современное образование требует проявления инициативности и самостоятельности, а Федеральный закон «Об образование в Российской Федерации» к направлениям деятельности педагога относит необходимость «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу и творческие способности».
Целью образования и воспитания является всестороннее развитие личности, то есть полная реализация заложенных в человеке способностей и возможностей. Именно поэтому так важно поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка.
Инициативный ребенок может придумать для себя и окружающих занятие, придумать игру, найти повод для общения. Такой ребенок отличается от других разнообразием интересов. У младших школьников инициативности проявляется в общении, в стремление узнать, как можно больше, в различной творческой деятельности, в экспериментирование.
Инициативный ребенок стремится исследовать все, что видит вокруг и сделать все своими руками. Так и появляется самостоятельность. Она стремительно развивается в раннем возрасте, с появлением у ребенка фразы «Я сам». С этого момента ребенок стремится сделать все сам, без помощи взрослого. Самостоятельность у детей проявляется в различных видах деятельности: игра, трудовая деятельность, продуктивная деятельность.
Постепенно самостоятельность ребенка преобразуется в самостоятельность с элементами творчества. Ребенку перестает быть интересно пользоваться предложенными шаблонами действий. Он ищет разные пути сделать все еще лучше, красивее, по-особенному. Таким образом к самостоятельности присоединяется инициативность, которую необходимо развивать
В ежедневных разработках уроков учитель ставит следующие цели: развивать самостоятельности и инициативность, учить смело высказывать свои мысли, учить находить пути решения предложенных ребенку задач, формировать уверенность в собственных силах. Учитель учитывает способности ребенка, стиль воспитания и взаимоотношения в семье, которые непосредственно влияют на формирование самостоятельности.