СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интеллектуальной одаренности учащихся на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с одаренными детьми – приоритетное направление в развитии  образования Самарской области. В связи с этим  поддержка, развитие и социализация  детей с математическими способностями, несомненно, становятся одной из основных задач системы образования.

Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальной одаренности учащихся на уроках математики»

Развитие интеллектуальной одаренности учащихся на уроках математики.


На современном этапе развития общества возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Работа с одаренными детьми – приоритетное направление в развитии образования Самарской области. В связи с этим поддержка, развитие и социализация детей с математическими способностями, несомненно, становятся одной из основных задач системы образования.

Целью обучения математики в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для продуктивной жизни в обществе. Поэтому проблема совершенствования методики обучения математики, направленной на развитие одаренных детей, остается актуальной.

Переход к ФГОС , в основе которого лежит развитие способностей каждого ученика, предоставил для учителя широкий спектр деятельности, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. В связи с этим я разработала и на данном этапе апробирую свою программу «Вектор перемен». Эта программа рассчитана на учащихся среднего и старшего звена. В каждом классе я определяю группу учащихся, с которыми буду работать по своей программе.

Цель – создать условия для развития математических способностей детей в рамках реализации данной программы.

Задачи:

1) в результате психолого-педагогической диагностики составить банк одаренных детей;

2)определить направления и формы работы по развитию математических способностей талантливых детей;

3)разработать методы и приёмы работы с одаренными детьми;

4) провести мониторинг результативности программы.

Реализация первой задачи.

Выявление одаренных детей – это процесс очень сложный и подходить к нему необходимо комплексно. Хочется отметить, что оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Реализация второй задачи

Направления работы в рамках программы

1.Классно-урочная деятельность :организация работы в группах; подбор дифференцированных заданий; внедрение технологии проблемного обучения; работа с творческими заданиями; включение в учебный процесс заданий практического содержания.

2.Внеурочная деятельность :организация недели математики (викторина, КВН, конкурс плакатов); реализация программ внеурочной деятельности «Математика и жизнь»(5-9 классы); организация индивидуально-групповых занятий(7-9классы); элективные курсы(10-11классы).

3. Индивидуальная работа с учащимися при подготовке к олимпиадам

4. Взаимодействие с родителями

Реализация третьей задачи

Методы и приёмы для развития математической одаренности.

Для реализации своей программы я использую новую технологию – технология поиска идей. Для применения данной технологии при реализации своей программы я использую, разработанные мною, следующие приемы и методы:

Изменение объектов.

Вспомогательный объект.

Метод интерпретации.

Составление учащимися задач.

Работа с интерактивной доской.

Реализация четвертой задачи

Мониторинг результативности программы «Вектор перемен»

Для того чтобы отследить результативность своей работы я анализирую качественные показатели и методики их отслеживания, и колличественные показатели – наблюдение изменения уровня успеваемости учащихся. Конечно же, в данной статье я не могу отразить и показать все исследования, поэтому приведу некоторые из них.

Предметный результат

1. Стабильно высокий процент качества знаний по математике (средний 68% 65%- выше среднего)

2. Возрастание степени обученности учащихся. Методика В.П. Симонова.

Метапредметный результат

3. Работа в рамках программы «Вектор перемен» положительно влияет на формирование мегазнаний, доказательством чему являются результаты исследования умственного развития учащихся по методике ШТУР-2. Качественный анализ результатов исследования уровня умственного развития учащихся 5 классов, показывает преобладающий процент учащихся с высоким и средним уровнем умственного развития.

Личностный результат

4.Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы по методике А.Д. Андреевой подтверждает тенденцию роста положительной учебной мотивации.

5. Повышение уровня самооценки личности – свидетельство создания условий для реализации способностей учащихся. Подавляющее большинство учащихся не отягощены сомнениями, адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия. Методика Шайгородского Ю. Ж

Свидетельством эффективности программы является наличие победителей всероссийской олимпиады школьного и окружного уровней, победы во всероссийской дистанционной олимпиаде по математике «Инфоурок» и т.д.

Таким образом, анализ результатов реализации программы доказательство её эффективности. Я надеюсь, что мой опыт будет полезен коллегам-математикам.