СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие исполнительских средств флейтиста

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая работа для преподавателей по классу флейты в детской музыкальной школе или детской школе искуств.

Просмотр содержимого документа
«Развитие исполнительских средств флейтиста»

Развитие исполнительских средств флейтиста.



Педагог будет обречен на неудачу, если ученики не обладают профессиональными данными. Должен быть хороший слух, ритм, память. Инструмент надо держать в горизонтальном положении. Флейта удерживается тремя взаимодействующими силами :

1. нижней челюстью, упирающейся в головку флейты

2.основанием первой фаланги указательного пальца левой руки

3. большим пальцем правой руки, поддерживающим инструмент под углом 45 градусов.

Нельзя прижимать значительную часть нижней губы мундштуком, надо держать головку флейты под нижней губой. Высоко поднятые и оттопыренные свободные пальцы тоже недостаток.

НАДО ЗАНИМАТЬСЯ НЕ МЕНЕЕ 2 – 3 РАЗ В ДЕНЬ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ НЕ БОЛЕЕ 20 МИНУТ. Главное внимание - на качество звука. Сначала извлекать легчайшие звуки : соль, ля, си. Освоение всего диапазона одновременно является педагогической ошибкой. В конце первого года можно освоить гаммы и арпеджио.

Задачи первого этапа обучения :

  1. Правильно держать флейту

  2. Не делать лишних движений пальцами и корпусом

  3. Правильно делать вдох и выдох

  4. Добиваться приятного звука

  5. Играть с удовлетворительной интонацией.



Дыхание развивается в процессе игры. При исполнительском дыхании вдох делается быстро, выдох медленно. Дыхание связано с активной работой диафрагмы. Во время вдоха плечи не должны подниматься.

С началом выдоха грудная клетка должна сохранять положение, которое приняла при вдохе, и только постепенно переходить к положению выдоха. Разграничение исполнительского дыхания на типы : грудное, брюшное, ключичное, грудобрюшное – не имеет необходимости. Дыхание имеет смешанный характер.

Дыхание должно быть логичным. Вдох следует делать в конце музыкальной фразы. Надо привить навыки разбора построения музыкального произведения и стремление к осмысленной, выразительной игре. Роль дыхания – главенствующая. Нельзя брать дыхание после вводного тона, отделять вдохом последний звук музыкальной фразы, делать вдох на тактовой черте, если фраза начинается со слабой доли. Музыка не должна искажаться. Место для цезуры всегда должно быть обдуманно.

Но надо удерживаться и от стремления сыграть возможно больше музыки на одном дыхании. Это произведет неприятное впечатление. Нельзя брать дыхание после предъема. Осторожно относиться к вдоху между двумя повторяющимися нотами.

Шумный вдох – это недостаток. Первым условием для верного интонирования является слух и правильная позиция губ. Для понижения звука надо направлять воздушную струю более в глубь отверстия. Для понижения звука струя направляется более поверхностно – ближе к краю отверстия. Нельзя вертеть головку флейты к себе и от себя.

В числе первостепенных задач стоит развитие красивого звука. Это его чистота, отсутствие шипящих призвуков, полнота и мягкость, наличие в нем вибрато.

Уже с первых уроков выясняется наличие или отсутствие задатков для развития хорошего звука. Его можно считать врожденным качеством, требующим систематического развития.

Нижнюю губу не следует прижимать инструментом, она располагается так, чтоб находящееся под ней отверстие в головке было закрыто ею примерно на 2/5.

В губах не должно быть большого напряжения . Оно должно быть лишь достаточным для сформирования небольшой щели, через которую будет подаваться воздух для образования звука. Бывает, что с первой попытки у учащегося получается приемлемый звук и развить его не представляет трудности. Бывает, что все попытки добиться удовлетворительного звука не достигают цели. В таких случаях имеет смысл избрать другой музыкальный инструмент.

Начальные упражнения – в пределах 1 октавы без нот. Надо показать, какие отверстия должны быть закрыты, как располагать губы на мундштуке и как подавать воздух. Все внимание – на качество звука.

Овладение всем диапазоном должно быть медленным. Упражнения в среднем регистре надо проводить длительное время. Стремление обладать предельными звуками в самом начале обучения всегда сказывается отрицательно. Большое значение имеет фортепианное сопровождение, игра в ансамбле.

Большое значение имеет вибрато. Оно как бы согревает звук. Достигается пульсацией выдоха умеренной частоты. У некоторых учащихся имеется природная способность. Полезно выучить « Лебедь» Сен – Санса. Вибрато нужно использовать с чувством и меры, оно нужно не всегда. Навык вибрато развивается.

Трудности представляет формирование высоких звуков. Нужна развитая мускулатура губ .Главное условие успешного развития техники – это отсутствие торопливости и ритмической неряшливости.

Попытки форсировать развитие техники ускорением темпов приводит к плохим результатам. Излишнее напряжение должно отсутствовать. Не делать лишних движений инструментом, телом, глазами ( не закрывать).

В первый год нужно играть упражнения в исполнении тонических арпеджио и их обращений в штрихах staссato и legato, позже изучать арпеджио доминантсептаккорда с обращениями, уметь исполнять от каждой ноты все виды арпеджио staccato и legato.Играть этюды, самые трудные – наизусть. Ежедневные упражнения играть без нот. Объясняя приемы извлечения звуков, можно приводить сравнение с согласными т, к, д.

Способ исполнения, когда над нотами нет ни лиги, ни точек – detache. Звуки исполняются раздельно, но длительность их не укорачивается. При исполнении staccato сокращается длительность звуков путем сокращения подачи воздуха. Между звуками возникают паузы. Чем они короче, тем острее штрих. Точки и черточки над нотами под лигой указывают на сочетание отрывистости со связностью исполнения –portamento. Исполняется мягким движением языка, отделяющими звук от звука без пауз, как бы перенося звук с одной ступени на другую. Особого внимания заслуживает прием двойное стаккато, при исполнении которого подача воздуха в инструмент прекращается поочередно, то концом языка, то задней его частью. Исполнитель чередует произношение согласных тк, кт, при этом вторая согласная подготавливается, но не произносится. Начинать можно со 2 или 3 года обучения. Упражняться надо в медленном темпе : триоли ткт, ктк, квинтоли ткткт, ктктк.

В современной музыке получил большое распространение штрих frullato. Звук получается вследствие движений конца языка, поставленного на пути выдыхаемой струи воздуха. Появляется выдержанное звучание буквы « р». Другой способ – движение, как при полоскании горла движениями малого язычка между миндалинами.

Потерянный без самостоятельных занятий день невозвратим. Наиболее продуктивны утренние часы. Надо постоянно чередовать нотный материал, уметь читать с листа.