Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.
В настоящее время образовательное пространство серьёзно переоценивается. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Это принципиальное изменение. Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном развитии обучающихся. Активность личности в обучении является важнейшим фактором для достижения целей обучения, общего развития личности. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, — это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности. Одним из интереснейших, на мой взгляд, является такой учебный предмет, как окружающий мир. Именно этот учебный курс является благодатной почвой для развития познавательной активности младших школьников. Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познаёт законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интереса, он проявляется в желании познавать различные стороны окружающего мира, использовать разные способы, чтобы узнавать новое, оценивать полученные сведения, выражать своё отношение к изучаемому объекту в различной деятельности: в высказываниях, рисунках и пр. Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика положительно повлияет на его познавательную активность. Развитие познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира может происходить по двум основным направлениям. С одной стороны, этому способствует само содержание учебного предмета. С другой стороны, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности обучающихся.
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний обучающихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации обучающихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает исследовательская деятельность.
«Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения».
Исследовательская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельности.
Понятие «исследовательская деятельность школьников» – использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений обучающихся.
К ним мы относим:
- умение видеть проблемы;
- умение задавать вопросы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение давать определение понятиям;
- умение классифицировать;
- умение наблюдать;
- умение проводить эксперименты;
- умение делать выводы и умозаключения;
- умение структурировать материал;
- умение доказывать и защищать свои идеи.
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста обучающихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
На 1 этапе рекомендуется применять тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:
- развитие умений видеть проблемы;
- развитие умений выдвигать гипотезы;
- развитие умений задавать вопросы ;
(то есть развитие регулятивных УУД)
- подбор литературы по заданной теме;
- ориентировка в словаре, справочной литературе;
- ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту.
(то есть развитие познавательных УУД).
Также на первом этапе можно создавать простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентовать их.
Второй этап ориентирован: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
Этот возраст – поле деятельности для проектно-исследовательской работы. На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений , выводов, а это – повышение уровня формирования универсальных учебных действий. Этот этап самый интересный как для учителя, так и для ребёнка. Именно в этих классах обучающийся уже более самостоятельный ,может поспорить и доказать свою точку зрения. Ребятам в этом возрасте уже нравится выполнять исследовательскую работу в виде проектов и презентаций в электронном виде. Мои выпускники с удовольствием сами организовывали группы и добывали информацию. Затем мы её обрабатывали и готовили проекты в электронном варианте. Детям очень нравилось защищать такие проекты, они себя чувствовали взрослыми и самостоятельными.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Толстой).
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в школе привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Какое значение для обучающихся имеет исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умение работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками.
Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.
По новым стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.
Поэтому главной целью исследовательской работы является:
- формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
знакомство с проведением учебных исследований;
развитие творческой исследовательской активности;
стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
ознакомление с научной картиной мира;
вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.
Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.
Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Учитель призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем. Учитель поможет юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем, как в прикладных целях, так и в практическом плане.
На первых этапах не всё удавалось с первого раза. Некоторых ребят было трудно приобщить к исследовательской деятельности. Они с большим нежеланием принимали участие, им было неинтересно добывать информацию, посещать библиотеку, а еще тяжелее им было защищать свои проекты. Постепенно и вот такие «нехочухи» приобщились к делу. У нас сложился дружный коллектив, в котором ребята помогали друг другу.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, наблюдения, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Совместной исследовательской деятельностью мы стали заниматься 4 года назад. Решили выставить проект по сказкам А.С. Пушкина на конкурс «Забава». Совместно с родителями мы решили организовать группу родителей и детей. Дети выполняли несложные поделки, рассказывали, почему именно эту поделку они решили сделать. Когда проект был готов и составлял одно целое, ребята его защищали. Рассказывали о творчестве поэта, вспоминали произведения. Вот так на протяжении 4 лет мы принимали участие в городском конкурсе и занимали первое место. Конечно, не все проекты такого типа сохранились, но некоторые из них вы могли рассмотреть в нашем холле.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.
Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
Вовлекая ребят во внеурочную деятельность по направлению духовно – нравственному, я боялась не найти со школьниками общий язык, так как считала, что это направление не интересует современного ребёнка. Я оказалась далека от истины. Ребята с удовольствием посещали мои занятия. Мы ходили на экскурсии, а потом рисовали то, что увидели и запомнили. Готовили различные проекты, искали материал для поздравления на праздники, совместно с родителями готовились к открытым мероприятиям.
Вот так потихоньку я старалась оторвать моих маленьких исследователей от интернета и приобщить их к чтению, прогулкам, познанию окружающего мира. Я думаю, у меня получилось, сейчас мои первооткрыватели перешли в среднее звено школы, но и там они не дают покоя учителям своими вопросами: где? почему? зачем? а если бы? А значит то семя исследовательской работы, которое проросло в начальной школе будет расти и процветать, найдет своё продолжение .
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитания.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, закладывается трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Список использованной литературы
Федеральный образовательный стандарт второго поколения утвержден приказом министерства образования и науки Р Ф от 06.09.2009г.
Белых С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // «Исследовательская работа школьников». – 2006. - № 18. – С. 68-74.
Леонтович А. В. «Разговор об исследовательской деятельности» // «Исследовательская работа школьников», 2006. №5.- С. 38-46
Обухов А.Е. «Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей»// «Исследовательская работа школьников». – 2003. - №4. – С.18-23