Соколовская
Людмила Михайловна,
воспитатель средней группы «Звездочки»
МАДОУ «Детский сад 7»
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» В.А.Сухомлинский
Художественно-эстетическое развитие в средней группе детского сада играет важную роль в общем развитии ребёнка. Оно направлено на формирование эстетического вкуса, развитие творческих способностей, воображения и восприятия красоты окружающего мира. В этой возрастной категории дети уже обладают определёнными навыками и знаниями, что позволяет педагогам использовать разнообразные методы и формы работы.
Основные направления художественно-эстетического развития:
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию , воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус , творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни.
Рисование помогает детям выражать свои мысли и чувства, развивает мелкую моторику и координацию движений. В средней группе акцент делается на освоении различных техник (рисование карандашами, красками, пальчиками), а также на создании композиций, отражающих природные явления, животных, людей и предметы быта.
Рисование пальчиковыми красками
Рисование с элементами аппликации
Просто раскраски
Аппликация
В системе по эстетическому воспитанию детей большое место должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей , но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, а так же расширению умственного кругозора.
Аппликация развивает точность движений, аккуратность и усидчивость. Дети создают изображения из бумаги, ткани, природных материалов, используя ножницы, клей и другие инструменты. Темы аппликаций могут варьироваться от простых геометрических фигур до сюжетных картин.
ОБРЫВНАЯ АППЛИКАЦИЯ
РАБОТА С НОЖНИЦАМИ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТОК
КОЛЛЕКТИВНЫЕ РАБОТЫ
Лепка.
Лепка - самый динамичный, жизнерадостный и осязаемый
вид художественного творчества . Ребёнок не только видит, то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из
пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка .
Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений.
Лепка способствует развитию мелкой моторики, пространственного мышления и фантазии. Дети учатся лепить простые фигуры (шар, кубик) и усложнённые композиции (животные, люди). Также они осваивают приёмы раскатывания, сплющивания, прищипывания и соединения деталей.
Конструирование – это результативная деятельность дошкольников по средствам которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов. В процессе знакомства с моделированием различных построек ребенок начинает осознавать, что каждый объект может нести художественный образ, соответственно развивается воображение. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Музыка и танцы
Дети с первых мгновений воспринимают различные звуки. Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмичная музыка. Под её влиянием активизируются физиологические и психические функции человека : усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды .
Ритмичная музыка является могучим воспитывающим и организующим средством, способствует формированию у дошкольников чувства сплочённости, побуждает активное желание выражать музыку в движении.
Музыкальные занятия помогают развить слух, чувство ритма и голосовые данные. Дети учатся петь, играть на простейших музыкальных инструментах, двигаться под музыку и участвовать в театрализованных представлениях.
Театрализованная деятельность .
Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию . Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу , развитии коллективизма .
Роль педагога:
Педагог выступает в роли наставника и помощника, создавая условия для свободного творческого самовыражения детей. Он организует образовательный процесс, предлагает идеи и темы для творчества, поддерживает интерес и мотивацию, помогает преодолевать трудности и оценивает результаты деятельности.
Заключение:
Художественно-эстетическое развитие в средней группе детского сада – это важный этап в формировании личности ребёнка. Оно способствует развитию творческих способностей, эстетического вкуса, эмоциональной сферы и социальной адаптации. Грамотно организованный процесс помогает детям раскрыть свой потенциал и подготовиться к дальнейшему обучению и развитию.