Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с техникой «лоскутная аппликация».
Воспитатель Климович Надежда Павловна.
В своем поиске идей по развитию художественно- творческих способностей у детей, мы обращаемся к лоскутной аппликации. Этот вид декоративного искусства незаслуженно забыт педагогами, между тем он содержит богатейшие возможности для формирования чувства прекрасного у детей дошкольного возраста и введении ребёнка в мир творчества и фантазии.
Слайд 2
Изделия из лоскутков сегодня так же популярны, как и много лет назад. Дизайн и изготовление таких изделий -это и полезное, и приятное занятие. Эти яркие и радующие глаз и душу изделия эмоционально близки и понятны детям, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей.
На занятиях лоскутной аппликацией дети знакомятся со свойствами ткани, учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, ориентироваться в системе узора и в пространстве сюжетной композиции. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии.
Путем сочетания разных фигур создаются аппликации с изображением насекомых, птиц, животных. У ребенка целенаправленно формируется чувство цвета, умение комбинировать, используя многообразие расцветок ткани.
Слайд 3
Цель таких занятий ввести детей в мир фантазии, вымысла, творчества, используя богатые возможности лоскутной аппликации.
При выполнении работ необходимо научить детей не копировать готовые образцы, а по возможности работать творчески: что-то дополнять, изменять в цвете, размере.
На первом этапе работы по созданию композиций задачами являются:
Слайд 4
*Заинтересовать детей данным направлением народного декоративно-прикладного искусства;
*Обучать детей навыкам работы с шаблонами геометрических фигур, элементов растительных фигур и фигур животных, а также архитектурных сооружений;
*Формировать первоначальные навыки работы в технике лоскутной аппликации
Задачи второго этапа:
Слайд 5
*Научить детей создавать эскизы будущих сюжетных композиций самостоятельно;
*Развивать творческую фантазию, используя богатые возможности лоскутной аппликации.
Методы и приёмы:
Слайд 6
Подготавливаем ткань для аппликации, для этого нужно:
*Подобрать лоскутки ткани, сочетающихся и контрастных цветов.
*Накрахмалить лоскутки.
*Отутюжить лоскутки.
Слайд 7
Алгоритм изготовления лоскутной аппликации.
*Изготавливаем шаблон.
*На ткани рисуем силуэт, который задумали.
*Вырезаем силуэт по прорисованным линиям.
*Промазываем клеем деталь с обратной стороны.
*Приклеиваем к подготовленному фону.
*Чтобы закрепить аппликацию, кладем под пресс.
В ходе работы закрепляются с детьми такие правила:
Слайд 8
*рисунок переводить только на изнаночную сторону, чтобы лицевая оставалась всегда чистой;
*при работе ножницами не размахивать, не играть ими, потому что это режущий предмет и обращаться с ним нужно осторожно;
Слайд 9
*начиная наклеивать нужно, положить деталь на специальную клеенку, изнаночной стороной вверх;
*На кисть набирать небольшое количество клея, наносить клей тонким слоем на всю деталь, обращая внимание на то, чтобы хорошо были смазаны края;
*на отдельные детали, создающие полу объем, клей наносить только на определенные части, чаще на края детали, оставшиеся части слегка отгибать или приподнимать над поверхностью работы;
Слайд10
*смазанную клеем деталь прикладывать к намеченным заранее точкам, слегка разглаживать, затем покрывать деталь салфеткой и притирать к фону, плотно его придерживая.
*после окончания работы плоскостную аппликацию лучше положить на ровную поверхность, закрыть чистой бумагой и прижать грузом. Через некоторое время груз снять. Аппликация готова.
Наряду с выполнением индивидуальных работ большое внимание необходимо уделять коллективным работам, общий результат которых всегда богаче по содержанию и красочнее по цветовому решению, чем индивидуально выполненные работы. Наиболее простая и часто применяемая форма коллективных работ состоит в том, что каждый ребенок выполняет порученное ему задание индивидуально, а затем все части объединяются в единую композицию. Другой формой взаимодействия является составление несколькими подгруппами обшей композиции из отдельно выполненных частей. Ценность коллективных работ состоит в том, что они объединяют детей, так как всем предлагается одна тема, общая цель, и дети заинтересованы в общем результате.
Слайд 11,12
«Зимний вечер», «Солнышко».
Слайд 13
Прогнозируемые результаты:
*Повышение уровня внимания и воображения.
*Самостоятельность в создании эскизов и композиций.
*Повышать умение работать коллективно.
Возможности аппликации из лоскутков неисчерпаемы, в них заложены элементы плоскостного конструирования, основы цветоведения , способствующие формированию художественного вкуса, чувства прекрасного.
Слайд 14
Пусть работы ваших детей радуют своей красотой и неповторимостью композиций.