Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка МОУ «Средняя школа №41» г.о. Саранск РМ Беляковой Юлии Анатольевны.
«Развитие коммуникативной активности учащихся на уроках английского языка в средней школе»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для учебно-воспитательного процесса.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения приобретают особое значение, так как коммуникативная компетентность выступает как интегрированная, ориентированная на достижение практического результата, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он является индивидуальной и практической системой коммуникативного иноязычного образования.
Целью моей работы является активизация коммуникативной деятельности учащихся на уроках английского языка.
Мною были поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть теоретические основы проблемы, 2) изучить опыт других преподавателей по использованию коммуникативных игр, 3) разработать и апробировать на практике коммуникативные игры, 4) доказать целесообразность использования коммуникативных игр на уроках, 5) составить тематическую подборку коммуникативных игр.
Объектом работы является использование игр при развитии коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Предметом работы являются обучающиеся.
Практическая ценность данной работы состоит в том, что данные игры могут быть применены учителями иностранных языков в школе.
В современной методической науке под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков по языку. Наряду с термином компетенция, используется термин компетентность.
Коммуникативная компетентность при обучении иностранному языку – это совокупность знаний о системе языка и его единицах, их построении и функционировании в речи, о способах формулирования мыслей на изучаемом языке. Формирование коммуникативной компетентности выступает в качестве ведущей при обучении иностранным языкам, поскольку она наиболее точно отражает предметную область. Согласно новым государственным стандартам основным назначение предмета «Иностранный язык» является формирование коммуникативной компетентности, т.е способность и готовность осуществлять иноязычное и межкультурное общение с носителями языка. Как показал опрос учащихся, иностранный язык нужен для изучения в школе и имеет практическую направленность в будущем (100 %), а игра, как вид деятельности на уроке английского языка, интересна 70% обучающихся (приложение 1). Опираясь на данные исследования можно сказать что использование игровых приемов на уроках английского языка имеет большое значение.
Развитию коммуникативной компетентности способствуют различные приемы организации учебной деятельности школьников. По моему мнению большое значение имеет использование коммуникативных учебных игр на уроках английского языка. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом учебным материал. В методике преподавания иностранного языка игра рассматривается как ситуативное упражнение, с возможностью повторения речевого образца в условиях приближенных к реальным условиям.
Игра, как форма организации урока выполняет следующие задачи: 1) тренирует учащихся в выборе нужного речевого образца, 2) способствует многократному повторению языковых единиц, 3) создает готовность к реальному речевому общению.
Коммуникативная игра доступна практически каждому ученику. Бывает так, что слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре. Случается что сообразительность и находчивость оказываются более важными чем знания в предмете. Чувство равенства, заинтересованность, ощущение посильности заданий- все это дает способность ученику преодолеть скованность, мешающую свободно употреблять в речи слова иностранного языка, боязнь ошибиться, что хорошо сказывается на качестве обучения.
Коммуникативная игровая деятельность выполняет такие функции, как: обучающая, воспитательная, развлекательная, развивающая. Обучающие игры являются мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых навыков, для возникновения и поддержания желания учащихся общаться на иностранном языке. В моей работе игры помогают оживить урок, внести естественность в общение, облегчить усвоение учебного материала. Коммуникативная игра требует от каждого учащегося активности, умение работать в коллективе класса. По моему мнению коммуникативная игра будет всегда желанной и результативной, так как для учеников это отдых и развлечение на фоне трудовой учебной деятельности.
Отличием всех учебных игр, которые я использую на уроках, является коммуникативная направленность. Это как раз способствует главной цели обучения любому иностранному языку – развитию коммуникативной компетенции, то есть, умению общаться. Я подбираю виды игр исходя из характеристик класса и в соответствие с программой учебной деятельности. Так на средней ступени обучения основным видом игр является предметная (лингвистическая) игра, которая подразумевает под собой закрепление не только лексической темы, но а также грамматические и фонетические аспекты. На данном этапе изучения я использую драматизацию. Наряду с лингвистическими играми применяю ролевые игры, направленные на общение между учащимися. Нацелены они, в основном, на владение иноязычным общением и также связаны программным материалом.
И начиная уже со старшей ступени обучения, особенно если уровень языковой подготовки учащихся достаточно высок, применяются сюжетно-ролевые и деловые игры. Это уже достаточно сложные виды игровой деятельности, они требуют более тщательной подготовки и со стороны учителя и со стороны учеников. К примеру: вы являетесь учеником по обмену и приехали в страну изучаемого языка, и у вас и у вашего друга есть возможность познакомиться с представителями одной из социальных групп подростков. Задача учащегося – выбрать группу для общения, обосновать свой выбор и выразить своё отношение к данной группе. Использование ролевой игры как формы работы позволяет, по моему мнению, осуществить взаимодействия всех видов речевой деятельности.
В заключение хочу отметить , что имеющийся опыт использования коммуникативных форм и методов обучения на уроках иностранного языка дает хороший результат. За последние два учебных года качество знаний выросло на 5%, уровень успеваемости составляет 100%. (Приложеие2) .Творческий подход к планированию и проведению урока, постоянный поиск новых источников позволяют учителю увеличить уровень коммуникативного общения на уроке. Ученики активно и большим интересом работают на таких уроках, чувствуют себя уверенно и легко общаются друг с другом, проявляют фантазию. Все эти условия обеспечивают эффективность обучения.
Приложение 1
![]()
Нравится ли вам изучать английский язык? (40 респондентов)
![]()
Что тебе больше всего нравится делать на уроке английского языка?
Приложение 2
![]()
Приложение 3
Famous people. (Выдающиеся люди.)
Каждый ученик выбирает себе знаменитость, о которой может рассказать от первого лица, не называя его фамилию. Остальные задают ему вопросы:
· Are you a man or a woman?
· What do you do?
· What is the colour of your hair?
Задача “знаменитости” - отвечать на вопросы несколько неконкретно, чтобы его роль не так быстро разгадали. Если ученики догадываются, о ком идет речь, они пишут фамилию на листочке и отдают учителю. Когда дано несколько правильных ответов, учитель останавливает игру и называет фамилию ученика, который первый дал правильный ответ. Ranking
Обучаемым предлагается 5—6 тематически связанных существительных и 4—5 к существительным по теме «Пища» подбираются прилагательные «сладкий», «питательный», «дешевый » и т. д. Лексический материал представляется в виде таблицы и предъявляется учащимся:
Food
| cheap | tasty | healthy | fattening | essential to life |
macaroni | | | | | |
water | | | | | |
yoghurt | | | | | |
sausage | | | | | |
cheese | | | | | |
chips | | | | | |
omelette | | | | | |
pizza | | | | | |
meat sandwich | | | | | |
Эта игра используется в 6 классе Разновидность «Animals» Animals
| strong | rare | intelligent | beautiful | dangerous |
lions | | | | | |
snakes | | | | | |
dogs | | | | | |
elephants | | | | | |
spiders | | | | | |
Коммуникативная игра « Hobbies» органично вписывается.
Hobbies |
watching TV | healthy | tiring | productive | enjoyable |
swimming | | | | |
reading | | | | |
sleeping | | | | |
sightseeing | | | | |