Рамазанова З.М.
Развитие коммуникативной компетенции посредством метода проектов на уроках английского языка
в начальной школе
Аннотация
Статья о необходимости использования метода проектов на уроке английского языка. Особую популярность в последнее время приобретает метод проектов в младших классах. Учитель при данном методе обучения играет роль организатора. Учащиеся самостоятельно проводят исследования по теме, занимаются поиском и обработкой информации, оформлением полученных результатов. Данный вид деятельности развивает творческий потенциал личности учащегося и повышает интерес к предмету.
Ключевые слова
Метод проектов, творческий потенциал, исследования.
Наиболее благоприятным для обучения английскому языку является младший школьный возраст. На данном этапе закладываются основы иноязычной коммуникативной компетенции, под которой понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/программой пределах, что предусматривает сформированность языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной коммуникативной компетенции.
Целью начального этапа изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников. Именно на начальном этапе овладения иностранным языком очень важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка. Решить все эти дидактические задачи позволит метод проектов.
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения, который сочетается с любым УМК, используемым в начальной школе и другими учебными средствами, также дает возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией.
В целом метод проектов позволяет учащимся:
- показать знания в области языковой системы (в пределах программного минимума), навыки оперирования этими знаниями;
- проявить владение нормой речевого поведения (во всех видах речевой деятельности);
- подобрать нужную лингвистическую форму, способ выражения, в зависимости от коммуникативной цели и намерения говорящего;
- глубже познакомиться с национально-культурной спецификой речевого поведения носителей языка, с теми элементами социокультурного контекста, которые релевантные для прохождения и восприятия речи с точки зрения носителей языка: обычаи, правила, нормы, социальные условности,
- позволяет компенсировать особыми средствами недостаточность знания языка, а также речевого и социального опыта общения в иноязычной среде, а следовательно, развивает иноязычную коммуникативную компетенцию.
В системе образования происходят большие перемены: возрастает количество классов и школ с углубленным изучением иностранного языка, увеличивается количество часов на преподавание данного предмета, расширяются возможности овладения иностранным языком за счет системы дополнительного образования. В связи с такими изменениями, в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета "иностранный язык" выступает начальная школа. На данном этапе закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей на элементарном уровне.
Само понятие «компетентность» имеет латинские корни и происходит от «compete», что переводится на русский язык как «добиваюсь», «соответствую», «подхожу», в наши дни компетентность рассматривается как самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях учащегося, его интеллектуальном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики.
Наиболее благоприятным для обучения языку является младший школьный возраст. Пластичность природного механизма его усвоения детьми раннего возраста, имитационные способности, любознательность и потребность в познании нового, отсутствие "застывшей" системы ценностей и установок, а также так называемого "языкового барьера" способствует эффективному достижению практической цели, стоящей перед учебным предметом "иностранный язык", при ведущем методическом принципе коммуникативной направленности.
Основная идея принципа коммуникативной направленности обучения иностранному языку заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Целью начального этапа изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников. Именно на начальном этапе овладения иностранным языком очень важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка. Решить все эти дидактические задачи позволит метод проектов.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
В результате целенаправленной и систематической проектной деятельности у каждого ребенка не только формируется банк творческих работ, но и значительно повышается мотивация к изучению языка, развиваются коммуникативные, исследовательские, презентационные умения, мышление, навыки работы в сотрудничестве, закрепляется опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, что обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения английского языка в средней школе.
Библиографический список
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. 2009. - №1.
Бим И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ / Л.М. Бим. М., 1999.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.