РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Предметная область «Иностранный язык» универсальна по своей направленности обучения и развития личности. Она затрагивает любые темы, касающиеся жизни и интересов обучающихся и базируется уже на протяжении многих лет на основе системно-деятельностного подхода, лежащего теперь в основе федеральных государственных образовательных стандартов и предполагающего учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Стоит отметить, что иностранный язык является предметом первой степени сложности для обучающихся, поэтому применение здоровьесберегающих технологий всегда являлось неотъемлемой частью урока.
Одна из главнейших задач, обозначенных в нормах федеральных государственных образовательных стандартов - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Теперь, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делается упор на сохранении и развитии общего здоровья: физического, психического, эмоционального, нравственного, социального. Задача учителя — создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую личность.
Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающих технологий сводятся к построению урока на основе закономерностей образовательного процесса, оптимальному сочетанию специфических принципов и методов обучения, созданию условий для продуктивной познавательной деятельности обучающихся, активизации развития всех сфер их личности, логичности и эмоциональности всех этапов деятельности урока; использовании средств здоровьесбережения: физкультминуток, подвижных игр; формированию умения учиться, заботясь о своем здоровье; мониторингу качества урока.
При этом к планируемым результатам относятся обеспечение психического здоровья учащихся; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициация разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии; предотвращение усталости и утомляемости; повышение мотивации к учебной деятельности.
Само содержание предмета «Иностранный язык» включает темы «Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха», «Спорт», «Сбалансированное питание», «Отказ от вредных привычек». То есть программная тематика предмета иностранный язык базируется также на концепции здоровьесберегающего образования и на протяжении всего школьного курса затрагивает следующие вопросы: «Режим дня»; «Климат и его влияние на здоровье человека»; «Спорт и здоровый образ жизни»; «Здоровое питание и влияние его на здоровье»; «Экстремальные виды спорта»; «Здоровый образ жизни»; «У врача»; «Защита окружающей среды»; «Проблемы молодежи»; «Здоровье и культура общения»; «Технический прогресс и человеческие способности», «Походы и путешествия».
На уроках иностранного языка здоровьесберегающие технологии используются не только как методы и способы профилактики и поддержания здоровья обучающихся, но и как вспомогательное средство развития определённых универсальных учебных действий и конкретных навыков и умений видов речевой деятельности, отработки языкового материала и грамматики. Так почему бы вместо обычной физкультминутки не провести полезную для здоровья физическую зарядку в рамках темы и материала урока, способствующую обучению иностранного языка? К тому же, изучая различные методы укрепления и оздоровления организма, учитель может найти массу приемлемых необычных упражнений, способных заинтересовать и даже удивить ребёнка.
Конечно, во время уроков учитывается смена видов речевой деятельности; чередование видов активности; проводятся разнообразные «разрядки», в ходе которых обучающиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз, используются дыхательные упражнения, хромотерапия.
Это могут быть имитативные физические упражнения, когда обучающиеся произносят за учителем слова или текст, повторяя в точности его жесты и движения; ритмические с движениями, сопровождающими декламацию коротких стихов или пение песни; танцевальные под музыку. Так части тела человека очень хорошо изучать с помощью песни “Head and shoulders, knees and toes”, в которой указывается и показывается всё с головы до ног. При этом части тела можно называть и произвольно, развивая внимание ребят.
При отработке лексического материала используются игры - пантомимы. Активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным является отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка. Отмечено, что слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе запоминаются лучше, чем визуальные образы, воспринимаемые с картинки. При этом срабатывает механическая память. Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку. Например, при изучении тем «Животные», «Мой день», «Спорт» детям предлагается изобразить животное или действие мимикой, жестами, движениями. Или один ребёнок показывает движение, а другие отгадывают. Повторяя предлоги, обучающиеся берут в руку воображаемую коробку и показывают место расположения предмета относительно коробки.
Наиболее используемым упражнением в виде зарядки для отработки лексического материала может быть тренировка неправильных глаголов в их трёх формах. К тому же глаголы, образующиеся не по правилу, являются самыми частотными в английском языке. Например, обучающиеся произносят три формы глагола за учителем и «переводят» значение движениями и жестами. Кроме необходимых для отработки глаголов стоит включать такие глаголы действия как плавать, летать, бегать, а так же глаголы, образуемые по правилу танцевать, прыгать. То есть добавлять глаголы, способствующие движению и разминке.
Повторяя или отрабатывая слова любой темы, можно использовать перевод без слов, стимулируя, таким образом, и воображение обучающихся.
Игры в пантомиму востребованы и в изучении грамматики, несложных структур. Прохлопывание, протопывание, простукивание или «печатание» по слогам на компьютере способствуют запоминанию и наработке автоматического навыка в использовании определённых грамматических явлений или заучивании стихотворений, текстов. Использование мяча в режиме вопрос – ответ оживляет ребят на уроке.
Отработке языкового материала и развитию навыков устной и письменной речи способствуют различные подвижные игры.
Например, игра «Лучший детектив». Сбор информации.
Put down your three favourite kinds of sport. Then find your sports asking “What kind of sports do you like best of all?” The first person will be the best detective.
Ученики записывают три любимых вида спорта, делятся на две команды. Ребята одной команды встают и стараются найти каждый свои виды спорта у учеников другой команды, задавая им вопросы, отрабатывая структуру. Лучший детектив тот, кто первый найдёт свои ответы. Затем команды меняются.
Это может быть социологический опрос в группе.
We will make a survey. You know everything carries danger. What is more or less dangerous? You are going to do it in pairs. Put dots on the lines.
skiing | |
smoking | |
playing football | |
taking drugs | |
windsurfing | |
doing exercises | |
drinking alcohol | |
| Low risk | Medium risk | High risk |
Then put them on the blackboard when you are ready.
На парты раздаются одинаковые листочки с названиями видов спорта и вредных привычек. Каждая пара должна определить степень риска (низкая, средняя, высокая) и поставить соответственно точку на линии напротив каждого вида деятельности (катание на лыжах, курение, игра в футбол, употребление наркотиков, занятие виндсерфингом, выполнение физических упражнений, потребление спиртных напитков).
Затем ученики дублируют это же самое на доске, выбегая по очереди. Таким образом, определяется общее мнение в группе, что является самым безопасным и самым опасным занятием.
В младших классах актуальна пальчиковая гимнастика, способствующая поддерживанию внимания детей и их умственной активности. Часто пальцы руки представляются веселой семьёй. Тогда за каждым закреплен определенный статус. И, разгибая или сгибая пальцы руки, начиная с большого по очереди, произносится
This the father, so strong and stout,
This the mother with children all about,
This is the brother so tall you see,
This is the sister with her dolly on her knee,
This is the baby still to grow,
And this is the family, all in row.
С помощью пальчиковых игр можно вводить или отрабатывать звуки английского языка, изображая с помощью определённым образом сложенных пальцев животных и подражая их голосам. Например, изобразив собаку, ввести звук [w] – “bow-wow”, ворону [a:] – “caw, caw”, льва [r] – “ rrrr”.
Упражнение «Шарик» на дыхание помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке.
Imagine you are balloons.
Breath in! – one, two, three, four.
Hold your breath.
Breath out! - one, two, three, four, five, six, seven, eight.
Детям предлагается представить, что они воздушные шарики. На счёт 1, 2, 3, 4 - обучающиеся делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.
Упражнения на развитие памяти и мышления. При этом работают оба полушария головного мозга.
Упражнение 1. «Вверх и вниз по лестнице».
Prepare your thumbs and forefingers. Join your forefinger of the left hand with the thumb of the right hand and the thumb of the left hand with the forefinger of the right hand, forming the quadrangle. Go “upstairs”. Then go “downstairs”.
Указательный палец левой руки соединяется с большим пальцем правой руки наверху, а большой палец левой руки - с указательным правой руки, образуя четырехугольник.
А «Шагаем вверх по лестнице» пальцами, перемещая нижние пальцы одновременно вверх, при этом кисти рук остаются перед собой на месте.
Б «Шагаем вниз по лестнице», перемещая верхние пальцы одновременно вниз.
Упражнение 2. «За и против». Можно взять тематику спорта и вредных привычек.
Alcohol, drugs, smoking and laziness are on the left ( show “fig”) and sport and health are on the right (show “great” with your thumb). Then bad habits run to the other side - clap and change the figures. Сlap and change…
Пальцы левой руки образуют «фиг» (в этой стороне - вредные привычки и лень), а большой палец правой руки поднят вверх, показывая «отлично» (c этой стороны - спорт и здоровье). Затем хлопок - и фигуры, образуемые руками, меняются (вредные привычки «перебегают» на другую сторону, соответственно, спорт и здоровье оказываются на другой стороне). Хлопок - и фигуры, образуемые руками, меняются опять. Темп движений при смене фигур ускоряется.
Эмоциональное разнообразие на уроке вносят элементы йоги смеха, который является прекрасной возможностью снятия напряжения и негатива.
На выдохе, прижимая согнутые локти к телу, на раз – два произносится “ho-ho” («хо-хо»); на выдохе с хлопаньем в ладоши на три – четыре – пять произносится “ha-ha-ha” («ха-ха-ха »). После этого идут глубокие вдохи, а воздух выпускать на выдохе с улыбкой. Дыхательные упражнения насыщают мозг и организм кислородом.
На выдохе, прижимая согнутые локти к телу, произносится “Very good! Very good!”; на выдохе с вскинутыми руками вверх произносится “Yes!” («Очень хорошо! Очень хорошо!», «Да!»).
Упражнение «Коктейль». В руке держится предполагаемый стакан, встряхивается содержимое сначала справа со звуком “h” («хэ»), потом - слева “h” и выпивается коктейль с произнесением “ha-ha-ha” («ха-ха-ха »).
«Животный смех». “Laugh like an animal”.
Задача — смеяться, подражая тому или иному животному. Смех курицы: присесть, отодвинув руки назад и, повторять похожее на кудахтанье «хо-хо-хо». Смех свиньи: хрюкать и смеяться. Смех обезьяны: изобразить мартышку перед зеркалом и смеяться на «ху-ху-ху». Смех мыши: запрокинув голову вверх и вытянув губы, смеяться на «хи-хи-хи» тоненько, как мышь. При этом очень хорошо тренируется звук [h].
Общую релаксацию можно совместить с расслаблением мышц глаз.
Rub palms against each other, aligning the centers; cover your eyes with your hands so that the light will not be able to penetrate, close your eyes. Imagine that you are on the beach and hear the sound of waves; night. Open eyes under palms, blink quickly. Then remove the palms from the face.
Потрите ладони друг о друга, совместите центры; накройте глаза ладонями так, чтобы свет не проникал к глазам, закройте их. Представьте, что вы находитесь на берегу моря и слышите шум волн; ночь. Откройте глаза под ладонями, поморгайте. Уберите ладони от лица.
Применение здоровьесберегающих технологий позволяет обучающимся более качественно овладевать знаниями на уроке, помогает достигать поставленных целей. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются необходимой частью учебного процесса, вводят ученика в образовательное поле с повышенной мотивацией, способствуют самоопределению и самореализации, творческому развитию личности.