Гришина Людмила Юрьевна
«Развитие коммуникативной речевой компетентности дошкольников с использованием интерактивных форм, методов и приемов: прием «Изосказка», метод «Микрофон» и. др.
Воспитатель
I квалификационной категории
Первоначальная функция речи- коммуникативная.
Речь есть, прежде всего, средство социального
общения, средство высказывания и понимания
Л.С. Выготский
Актуальность развития коммуникативных навыков дошкольника в современном мире .
«Целью всякого воспитания должно быть создание
деятельной личности в лучших идеях общественной
жизни, в идеалах истины, добра и красоты».
В. М. Бехтерев
В современном обществе человек , имея социально-общественное начало, испытывает потребность в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным , ведь коммуникативные навыки- это одно из важнейших условий развития ребенка , его индивидуализации и социализации, формирования личности. Моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста предполагает вырабатывание способности эффективного активного общения, а также совместной деятельности с людьми, создание, развитие навыков коммуникации . К таким навыкам относятся : • сопереживание, • способность представить себя на месте другого человека; • умение сочувствовать, заботиться о других людях; • умение сдерживать свои эмоции, не допускать оскорблений собеседника или его родственников; • умение спокойно выслушивать другое мнение, принимать во внимание, что люди все разные, каждый человек имеет право отстаивать свою точку зрения. Развитие , формирование этих навыков у дошколят происходит во взаимодействии со значимыми родственниками, а также в яслях, детсадах под влиянием воспитателей. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни.
Цель: создание условий для формирования у детей коммуникативной компетентности средствами речевых игр.
Задачи:
- Развивать диалогическую речь как средство коммуникации;
- Формировать умения слушать, слышать и понимать собеседника, поддерживать собеседника;
- Стимулировать развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- Формировать навыки задавать вопросы и отвечать на них в полной и краткой форме;
- Развивать устную речь;
- Развивать умения рассуждать, аргументировать, доказывать и высказывать свое мнение;
- Развивать эмоциональность, творчество в детях;
- Формировать у детей лексический запас, усвоение грамматических категорий, активизировать речь детей.
Интерактивные формы, методы и приемы: - «ИЗО - сказка» (прием) - «Микрофон» (метод) - Работа в тройках «Новая сказка» (метод) -
«Изосказка»
«Микрофон» На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивный метод «Микрофон». Благодаря использованию этого метода у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
«Взрослый – ребенок»
«Ребенок – ребенок»
«Работа в тройках»
«Новая сказка»
1-ая строчка «Кто? Что?» - существительное, одно ключевое слово, определяющее содержание (Название произведения, имя героя);
2-ая строчка «Какой? Какая? Какое?» - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3-я строчка «Что делает?» - три глагола, обозначающих действие, относящихся к теме; 4-ая строчка синквейна - четыре слова, ключевая фраза, которое показывает личное отношение автора к теме или ее суть
5-ая строчка – одно слово существительное (или словосочетание) – ассоциация (синоним), который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Сказка про Машу
- Маша.
- Умная, красивая.
- Занимается, играет, поет.
- Маша очень любит играть на пианино.
- девочка
«Хитрая лисичка»
- Лиса.
- Хитрая, ловкая, рыжая.
- Обманывает ,крадет, охотится.
- Она любит обманывать лесных зверей.
- Патрикеевна
ВЫВОД: Таким образом, интерактивное обучение – очень интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Использование интерактивных технологий дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию. А так же является эффективным способом речевого развития детей дошкольного возраста и позволяет развивать коммуникативные умения и навыки воспитанников.
Спасибо за внимание!