СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В тексте выступления представлены приемы развития коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.»

Развитие коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ставится задача формирования базовых учебных действий (БУД). Базовые учебные действия обеспечивают усвоение новых знаний и умений и проявляются в способности школьников самостоятельно (или при поддержке взрослого) их применить в разных ситуациях.

Коммуникативные компетентности включают в себя умения:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

При социализации детей с умственной отсталостью трудно разрешаемыми проблемами являются дефицит навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Важно привить детям коммуникативные навыки как можно раньше, поскольку общение – это основа социальной адаптации человека.

Установлено, что личностные и деловые отношения складываются между детьми с нарушением интеллекта трудно и медленно. Для них характерны неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Умственно отсталым школьникам сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива.

Особенности психического и речевого развития затрудняют общение умственно отсталых детей не только со сверстниками, но и со значимыми взрослыми, что отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе сверстников, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера.

Часто школьники с нарушением интеллекта держатся однажды сложившегося мнения. Если оно отрицательно по отношению к тому или иному однокласснику, они не могут без посторонней помощи переменить к нему отношение, увидеть в своем товарище положительные проявления характера.


Для формирования коммуникативных базовых учебных действий нужно использовать следующие виды деятельности:

  • создать атмосферу доброжелательности и уважения в общении;

  • учить задавать вопросы учителю, своим одноклассникам;

  • давать учащимся время на обдумывание их ответов;

  • слушать и слышать своих товарищей;

  • уметь адекватно принимать точку зрения одноклассников;

  • оказывать помощь товарищу по парте;

  • уметь правильно оценить себя и своих товарищей, воспринимать оценку учителя;

  • уметь работать в паре;

  • уметь работать в группе.

Сегодня я хочу вам представить несколько практических упражнений для развития коммуникативных компетентностей у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Игра в слова.

Цель: планирование и согласование выполнять совместной деятельности, взаимоконтроль действий друг друга.

Дети работают в паре.

Используя буквы с, а, м, ш, у, а составь разные слова из 3 букв; 4 букв.

Для тех детей, которые еще не овладели навыками фонематического анализа, можно предложить такое задание: Один ученик пишет буквы гласные, второй — согласные и потом проверяют работу друг друга.


Радио

Цель: формирование эмпатии, терпимого отношения к сверстникам.

Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду). Пусть он подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.


Игра «Поварята»

Цель: развитие слухового внимания, умения взаимодействовать в коллективе.

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. У каждого участника карточка с названием фрукта (яблоко, вишня, груша и т.д.) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.



Упражнение для неговорящих детей

Разговор через стекло

Цель: развивать мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Неговорящему ребенку нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а группе отгадывать то, что они увидели.


Развитие коммуникативных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью — задача актуальная всегда, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.


Притча «Мудрец и бабочка»

Эта история произошла давным-давно в одном старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы родного города. Но был в городе человек, который завидовал славе мудреца.

И вот однажды завистник решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Если он скажет «живая», я сомкну ладони, и бабочка умрёт. А если скажет «мёртвая», я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас мудрее!»

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и прилюдно задал мудрецу вопрос: «Скажи, о мудрейший! Какая у меня бабочка в руках: живая или мёртвая?» И тогда великий мудрец, который был очень умным и дальновидным человеком, ответил: «Всё в твоих руках...»

Уважаемые коллеги, трактуя данную притчу, можно сказать, что ВСЁ В НАШИХ РУКАХ .Именно от нас зависит, насколько успешно будут сформированы БУД у обучающихся с умственной отсталостью, которые обеспечат им качественное освоение образовательной программы и социальную адаптацию.