СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных компетенций у детей с ТНР в условиях дистанционного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных компетенций у детей с ТНР в условиях дистанционного обучения.»

Развитие коммуникативных компетенций у ДЕТЕЙ С ТНР в условиях дистанционного обучения.


Юсупова Алия Рамиловна

учитель начальных классов

ГБОУ Стерлитамакская КШИ


В связи со сложившейся в стране сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой большую популярность получил дистанционный вид обучения, который характеризуется большой гибкостью. Дистанционное обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором учитель и обучаемые физически находятся в различных местах.

Обучая «особых» детей, необходимо учесть трудности каждого отдельно взятого ребенка. Трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности, так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире. В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями. Образовательная среда должна быть нацелена не только на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) представляют собой широкую группу обучающихся с первичной речевой патологией, получающие образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием. В этой связи, при организации дистанционного образования необходимо учесть особые образовательные потребности обучающихся и особенности психофизического развития.

Для успешного развития коммуникативных компетенций у детей с ТНР в дистанционной форме,  педагогу следует учитывать особенности звуковой и смысловой стороны речи обучающихся, которые в дальнейшем без систематической и последовательной работы препятствуют полноценному овладению речью.

Во-первых, дети с ТНР испытывают значительные затруднения при восприятии на слух близких звуков, определении их акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Затруднения в выработке звуковой дифференциации чаще всего проявляются либо в замене одного звука другим, либо в смешении звуков. Замены и смешения звуков наблюдаются внутри определенных фонетических групп. Все это усложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.

У детей с ТНР наблюдается несформированность лексических средств и грамматического строя речи: бедность словарного запаса, неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении слов, отсутствие сложных синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов в речи.

Наряду с недоразвитием языковых средств особого внимания требуют особенности неречевых психических функций и общего и речевого поведения.

В частности, должны быть учтены трудности обучающихся планирования собственной деятельности, осуществления контрольных действий, поддержания определенного темпа деятельности, концентрации и переключении внимания и др.

Перечисленные особенности детей с ТНР должны быть учтены при реализации образовательной программы с применением дистанционных технологий.

В результате, для успешного развития коммуникативных компетенций у детей с ТНР в форме дистанционного обучения необходимо обеспечить тщательный отбор учебного материала с учетом особенностей речевого развития детей – состояние фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, умения использовать свои языковые средства в процессе коммуникации. Подбираемый речевой материал должен предусматривать:

1) совершенствование фонетико-фонематических процессов: различение оппозиционных звуков, звукобуквенный анализ и синтез;

2) уточнение значений, имеющихся у детей в активном запасе слов, обогащение их лексикона новыми словами за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

3) развитие у детей способности различать значимые части слова, выделять и сравнивать различные элементы в словах;

4) уточнение понимания учебного материала и формулирования учебных задач с помощью различных речевых оборотов для избегания неточности в понимании прочитанного/услышанного, механического выполнения заданий;

5) обучение сознательному построению высказываний (устное или письменное), то есть владение комплексом речевых умений.


 Список литературы

Монографии:

Павлова О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи. - М., 1998.

Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. - М., «Академия», 2006.

Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. -М., «Академия», 2004.

Статья из журнала:

Самахвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб.- метод. Пособие. - СПб.: Речь, 2011. - 432 с.

Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М., 2009.

 Электронные ресурсы:

1.Образовательный портал. СЛОВО. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/308/?PAGEN_1=2

2.http://www.bestreferat.ru/referat-150309.html

3.http://www.emissia.org/offline/2011/1552.htm