СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных компетенций у учащихся с умеренными нарушениями интеллекта средствами арт – терапии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникативная компетентность- это овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умение общаться и через общение решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи. Нет единого мнения на раскрытие понятия «коммуникативная компетентность».

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных компетенций у учащихся с умеренными нарушениями интеллекта средствами арт – терапии»

Развитие коммуникативных компетенций у учащихся с умеренными нарушениями интеллекта средствами арт – терапии


Ким Т.В., учитель – дефектолог

Расстегаева Е.С., учитель-дефектолог


КГУ «Специальная школа-интернат №6» УОКО

г. Караганда, Казахстан


Аннотация

Коммуникативная компетентность- это овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умение общаться и через общение решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи. Нет единого мнения на раскрытие понятия «коммуникативная компетентность».

Коммуникативная компетентность рассматривается как ориентация на объект общения, как ситуативная адаптивность, как владение языком. Несмотря на разные трактовки данного понятия, их объединяет то, что все они указывают на компоненты, необходимые для общения: владение средствами общения (речью, мимикой, пантомимикой, жестами); умение с помощью вербальных и невербальных средств общения устанавливать контакты, включая для этого необходимые внутренние ресурсы (мотивы, направленность на общение, желание обменяться информацией и т. д); умение слышать, слушать, понимать и говорить(в процессе общения выражать свои чувства, эмоции, желания, задавать вопросы и аргументировать свою точку зрения).

Исследования доказывают, что именно общение служит основной движущей силой ребенка. Учащиеся с умеренными нарушениями интеллекта смогут адаптироваться к   окружающему миру, если будут способны выразить свои желания- сказать о своих потребностях, попросить о помощи и правильно отреагировать на слова, говорящих с ними людей.

Ключевые слова


Коммуникативная компетентность, социальная адаптация, коррекционная работа, имаготерапия, графомоторные навыки, диагностическое обследование.


В Концепции развития образования Республики Казахстан на 2022 – 2026 годы говорится, что «Ориентиром системы образования на ближайшие пять лет должно стать создание в организациях образования условий для того, чтобы не только поднимать уровень образованности человека, но и создать атмосферу, которая будет способствовать формированию высоконравственной и всесторонне развитой личности, обладающей ключевыми компетенциями выпускника, способного реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах казахстанского общества».[7]

Основная задача современной специальной школы для детей с особыми образовательными потребностями (в данной статье мы имеем в виду детей с умеренными нарушениями интеллекта) – это нормализация жизни таких детей. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни. [8, c.1,2]

Цель нашей работы – разработать систему мероприятий, способствующих приобретению обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволят им достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат включение учащегося в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Работа с такой категорией обучающихся требует поиска в применении новых эффективных способов для достижения этой цели. В своей работе мы ориентировались на использование современных возможностей искусства в процессе развития, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, так как включение детей с умеренными нарушениями интеллекта в социальные контакты и связи имеет особую специфику.

Большой вклад в разработку проблемы социальной адаптации детей с нарушениями в развитии внесли отечественные ученые как в области социальной и коррекционной педагогики  (Г.Л. Андросова, Г.В. Васенков, А.А. Венгер, В.В. Воронкова, Н.М. Галимова, О.Б. Дудко, С.Д. Забрамная, А.В. Закрепина, М.А. Егорова, Э.И. Леонгард, Г.А. Мишина, Н.В. Москоленко, Ж.И. Намазбаева, Е.А. Стребелева, Л.Ф. Хайртдинова, И.И. Черепанова, О.О. Шацкая, Н..Шматко и др.), так и специальной психологии (Л.Г. Агавелян, И.С. Багдасарьян, Н.Л. Белопольская, Т.Г. Богданова, Г.Г. Буторин,  Е.Г. Дзугкоева, О.В. Залесская, И. А.  Коробейников, И.Ю. Левченко; Н.В.Мазурова, В.М. Махова, И.И Мамайчук, Е.М. Мастюкова и многие другие).

 Развитие механизмов адаптации у детей с умеренными нарушениями интеллекта имеет свою специфику. Интеллектуальный компонент в ходе возрастного развития не становится ведущим. Ребёнок с недоразвитием познавательной сферы не имеет возможности осуществлять полноценный интеллектуальный контроль над эмоциональной сферой, в отличие от своих сверстников с адекватным умственным развитием (Л. С. Выготский). Однако, по сравнению с другими психическими процессами, эмоциональная сфера этих детей более сохранна (С. Д. Забранная). Этот факт и фактор взаимообусловленности эмоциональных явлений и процессов познания и отражения позволяют говорить о возможности использования эмоциональной сферы в качестве обходного пути для развития адаптивных и интеллектуальных способностей, как основы коррекционного воздействия при использовании имаготерапии.

Имаготерапия – (от лат. imago — образ) – один из видов арт – терапии, заключающийся в театрализации психотерапевтического процесса и занимает особое место среди видов арт-терапии. Её основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа. Сегодня имаготерапия, использует возможности театрального искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном и личностном развитии ребенка с особыми образовательными потребностями. Задачи имаготерапии – это укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей, воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я». Кроме этого, приёмы имаготерапии способствуют развитию волевых качеств, а также способностей к саморегуляции. [6 c.25]

Впервые данный метод был использован И.Е. Вольпертом в 1966г. Этот метод был предложен автором для лечения невротических синдромов различного происхождения, в частности больных, страдающих раздражительностью, изменчивостью настроения, предъявляющих ипохондрические жалобы на неприятные ощущения со стороны внутренних органов [1, c. 6].

Имаготерапия относиться к группе методов коррекции, в основе которых лежит научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению образа, мобилизации собственного жизненного опыта.

Наша работа строилась в три этапа.

На первом этапе было проведено диагностическое обследование, которое показало следующие результаты.

Таблица 1. Развитие учебных навыков в начале учебного года


 

1 учащийся

2-й учащийся

3-й учащийся

4-й учащийся

5-й учащийся

 

НС

СУ

С

НС

СУ

С

НС

СУ

С

НС

СУ

С

НС

СУ

С


Линии развития

старт

старт

старт

старт

старт

старт

старт

старт

старт

старт

старт

старт

старт

старт

старт


1. Развитие устной речи

20

80

0

20

80

0

90

10

0

80

20

0

20

80

0


2.Развитие коммуникативных навыков

70

30

0

70

30

0

100

0

0

90

10

0

60

40

0


3.Развитие графомоторных навыков и письма

40

50

10

40

50

10

100

0

0

90

10

0

70

30

0



НС – навык не сформирован

СУ – навык сформирован, но не автоматизирован, выполняет с помощью взрослого или требует дополнительной стимуляции

С – навык сформирован

Как видно из таблицы 1, у всех учащихся отсутствуют показатели сформированности навыков по таким линиям, как «Развитие устной речи», «Развитие коммуникативных навыков», очень низкие показатели сформированности навыков (С) – 10% по линии «Развитие графомоторных навыков и письма». По линии «Развитие устной речи» показатель НС (навык не сформирован) у 40% учащихся показатели высокие 80 и 90%, у 60% учащихся этот показатель составляет 20%, по линии развития «Развитие коммуникативных навыков» этот показатель практически у всех учащихся варьируются от 60 до 100%, по линии развития «Развитие графомоторных навыков и письма» у 40% учащихся НС составляет 40%, у 60% этот показатель составляют от 70 до 100%. Тем не менее у всех учащихся имеются частично сформированные навыки (СУ) по развитию речи, показатели варьируются от 10 до 80%, развитие коммуникативных навыков от 10 д 40%, развитие графомоторных навыков и письма составляют от 10 до 50%.

Полученные результаты свидетельствовали, что учащиеся испытывают значительные трудности в установлении контакта со взрослыми, сверстниками. Не умеют адекватно коммуницировать, не могут выразить свои желания, просьбы, слабо осознают даже собственные потребности. Вследствие этого наблюдаются значительные трудности в развитии речи. Поэтому на втором этапе, практическом, были включены в занятия элементы арт-терапии, в частности приёмы имаготерапии. Каждое занятие включало упражнения на снижение тревожности (например, упражнение «Таня плакса» на основе стихотворения А. Барто «Мяч»), на распознавание эмоций и собственных чувств (например, упражнение «А я сегодня вот, такой!»), на развитие позитивной самооценки (например, упражнение «Ласковые имена»), упражнения, обучающие социально приемлемым способам выражения гнева (упражнение «Можно злиться на…»).

Кроме этих упражнений, на занятиях использовались такие виды театров, как: пальчиковый театр, кукольный театр, театр вязаных игрушек, театр перчаток, театр теней, театр масок, настольный театр, театр веревочных кукол (марионеток).

Подобный вид работы прежде всего был направлен на развитие эмоциональной сферы, на узнавание и воспроизведение чувств, на снятие страхов движения, контакта с педагогом. А также на развитие спонтанности, понимаемой как умение адекватно реагировать на неожиданно возникающую ситуацию.

Наша система использования элементов театральной деятельности для учащихся с умеренными нарушениями интеллекта представляет собой систему мероприятий, объединённых общей идеей реализации социокультурных практик, приобщения детей и семей, в целом, к созданию общего творческого пространства. В рамках этой работы были проведены мастер классы для родителей «Применение элементов театральной деятельности в домашних условиях», внеклассные мероприятия с включением родителей «В гостях у сказки». Кроме этого, совместно с воспитателем был разработан план кружковой работы по проведению подготовительных работ к театральным постановкам, которые включали:

- изготовление кукол перчаток;

- изготовление кукол марионеток;

- шитье кукол для кукольного театра;

- изготовление масок;

В сотрудничестве с учителем музыки и ритмики были поставлены инсценировка стихотворения Ю. Тувим «Овощи», «Танец кукол» (театр марионеток), пение песен по ролям.

На третьем заключительном этапе была проведена повторная диагностика развития учебных навыков. Эти данные представлены в таблице 2.

Таблица 2. Развитие учебных навыков в конце учебного года


 

1 учащийся

2-й учащийся

3-й учащийся

4-й учащийся

5-й учащийся

 

НС

СУ

С

НС

СУ

С

НС

СУ

С

НС

СУ

С

НС

СУ

С

Линии развития

итог

итог

итог

итог

итог

итог

итог

итог

итог

итог

итог

итог

итог

итог

итог

1. Развитие устной речи

10

40

50

10

50

40

80

20

0

80

20

0

0

60

40 

2.Развитие коммуникативных навыков

20

60

20

30

70

0

100

0

0

80

20

0

40

60

0

3.Развитие графомоторных навыков и письма

30

50

20

40

40

20

100

0

0

80

20

0

20

60

20

Как видно из таблицы 2, у 60% учащихся появился по линии «Развитие устной речи» показатель С (навык сформирован), который составил от 40 до 50%. А показатель НС (навык не сформирован) уменьшился и составил от 0 до 80%, показатель СУ (навык сформирован, но не автоматизирован) имеется у всех учащихся и составил от 20 до 60%.

По линии «Развитие коммуникативных навыков» также изменились показатели у 80% учащихся, только 20% учащихся остались на прежнем уровне. У 20% учащихся появился показатель С и составил 20%. Показатель СУ также изменился у 60% учащихся и вырос до 60 – 70%, у 20% учащихся вырос до 20%, у 20% показатель СУ не изменился и составил 0.

По линии «Развитие графомоторных навыков и письма» также наблюдается положительная динамика у 80% учащихся. Появились данные показателя С, который составил у 60% учащихся - 20%, у 40% учащихся этот показатель равен 0. Показатель НС уменьшился у 80% учащихся и составил от 20 до 80%, у 20% учащихся этот показатель не изменился и составил 100%. Показатель СУ изменился у 80% учащихся и составил от 20 до 60%, у 20% учащихся он составил 0%.

Таким образом, данные обследования проведённого в конце учебного года показывают на изменения в усвоении учебного материала. Улучшились показатели по развитию устной речи, развитию графомоторных навыков. Как видно из таблицы 2, данные развития коммуникативных навыков изменились, хотя и незначительно. Все это свидетельствует о том, что развитие коммуникативных навыков больше связано со способностью не только поддерживать различные виды контакта (зрительного, телесного, речевого), но и адекватно реагировать на него, т.е. умение вступать в диалог, использовать невербальные и вербальные средства, с интеллектуальной деятельностью. Что в большей степени страдает у данной категории учащихся.

В заключении хочется сказать, что театральное искусство является действенным способом для раскрытия чувств, эмоций, учащихся с нарушениями интеллекта. Практика показала, что для достижения устойчивого результата по коррекции поведения ученика, работу необходимо проводить постоянно. Очень важно учить учащегося улавливать и передавать тонкие оттенки чувств: разочарование, возмущение, заинтересованность, восхищение и т. п. Кроме этого, применение элементов имаготерапии помогают решать основные задачи, стоящие перед педагогами, работающими с такой категорией детей.

Список использованной литературы:

  1. Вальдес Одриосола "Арт-терапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности." Методическое пособие. Владос, 2005.

  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта. Дефектология, 1999. № б. С. 25 - 34.

  3.  Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.

  4. Красный Ю. Арт - всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. Издательство 000 «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования» Москва, 2006, 204 стр.

  5.  Киселева М.В. "Арт-терапия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.

  6. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: М., 2001.

  7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 ноября 2022 года № 941Об утверждении Концепции развития образования Республики Казахстан на 2022 – 2026 годы https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34324758

  8. Приложение к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115. Типовая учебная программа по учебному предмету «Развитие речи и коммуникация» для обучающихся с умеренными нарушениями интеллекта 1-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения)



©Ким Т.В., 2024

©Расстегаева Е.С., 2024






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!