Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 18 г. Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
комплекс упражнений по развитию коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста, с использованием средств сказкотерапии.
воспитатель
Григорьева Елена Олеговна
Актуальность :
- Общение - необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.
- Коммуникативные отношения – это особые межличностные отношения, возникающие в результате взаимодействия со сверстниками, от их качества зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта.
выявлены противоречия:
- 1) между возросшими требованиями, предъявляемыми в ДОУ к коммуникативным отношениям детей среднего дошкольного возраста при переходе их в старшую группу и недостаточной разработанностью средств развития коммуникативных отношений в теории и практике воспитания ДОУ;
- 2) между невысокой эффективностью традиционных средств развития коммуникативных отношений дошкольников, как основы их социальной и психологической адаптации к условиям воспитательного процесса в ДОУ, и недостаточным вниманием исследователей к разработке подходов к развитию коммуникативных отношений с использованием возможностей сказкотерапии.
Задачи:
- Познакомить детей с различными способами общения в разных моделируемых ситуациях;
- Развитие эмоциональной сферы, умение различать эмоции и правильно выражать их;
- Развитие когнитивных процессов (память, мышление, воображение, внимание);
- Познакомить с разными невербальными средствами общения и научить использовать их в речи;
- Активация мелкой моторики, творческого воображения;
- Воспитание чувства сплоченности, коллектива.
Календарно-тематический план занятий по развитию коммуникативных отношений детей средствами сказкотерапии для группы детей среднего дошкольного возраста.
№ и тема занятия
Дата проведения
1. Занятие «Сказка в детском саду».
сентябрь
2. Сказка «Королева Капризуля»
октябрь
3. Занятие: «Путешествие в сказку»
ноябрь
4. Интегрированное занятие: «Путешествие Капельки»
5. Занятие: «Сказка, которая лечит душу»
декабрь
январь
6. Развивающее занятие: «Протяну сказке руку»
февраль
7. Занятие «Радужная страна».
март
8. Занятие «Давай мириться».
апрель
9. Занятие «О чем ночью шепчут игрушки в детском саду ...».
май
10. Итоговое открытое занятие: «Развитие базовых эмоций и воли»
начало июня
Коммуникативные упражнения
1. Занятие «Сказка в детском саду».
Цель: развивать воображение, образное мышление, умение эмоционально воспринимать окружающий мир. Воспитать положительное отношение к детскому саду.
2. Сказка «Королева Капризуля»
Цель: раскрыть детям значение понятия «капризуля», способствовать формированию у детей готовности понять и учитывать интересы и потребности других детей и взрослых.
Коммуникативные упражнения
3. Занятие: «Путешествие в сказку»
Цель:
1. Обогащение знаний и понимания эмоций их экспрессивные проявления.
2. Развивать речь и формировать представление о школе.
4. Развивать творчество, мышление, художественные навыки.
5. Воспитывать чувство дружбы, желание помогать, интерес к школьной жизни.
4. Интегрированное занятие: «Путешествие Капельки»
Цель:
- обеспечить атмосферу доверия, снять эмоциональное напряжение;
- установить положительный, эмоциональный контакт детей между собой и психологом;
- развить логическое мышление, память, творческое воображение, умение сосредотачиваться, наблюдательность;
- воспитать любовь и бережное отношение к воде, и к природе в целом.
Коммуникативные упражнения
5. Занятие: «Сказка, которая лечит душу»
Цель: знакомить детей с таким чувством, как злость, выяснить причины возникновения злости у детей; учить выходить из состояния злости, формировать умение регулировать свое поведение, воспитывать доброжелательность.
6. Развивающее занятие: «Протяну сказке руку»
Цель: развивать у детей творческое мышление, фантазию, воображение, уверенность в своих силах, креативный подход к созданию новых образов.
Коммуникативные упражнения
7. Занятие «Радужная страна».
Цель: Развить умение снимать эмоциональное и телесное напряжение.
Воспитывать добрые чувства.
Дать детям знания о разнообразии окружающего мира, с помощью элементов цветотерапии и музыкотерапии.
Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ лепки.
8. Занятие «Давай мириться».
Цель:
Развить желание ценить своих друзей, любить их, заботиться о них, поддерживать доверительные отношения, проявлять интерес к совместной деятельности.
Поддерживать радостное настроение от полученных хороших результатов в работе.
Сформировать умение скатывать шар между ладонями круговыми движениями рук.
Коммуникативные упражнения
9. Занятие «О чем ночью шепчут игрушки в детском саду ...».
Цель: Развить способность эмоционально воспринимать окружающий мир.
Воспитать бережное отношение к игрушкам.
Научить ребенка правильно реагировать на положительные и отрицательные поступки.
10. Итоговое открытое занятие: «Развитие базовых эмоций и воли»
Задача: Закрепить знания детей о различных видах настроения людей и детей, о зависимости определенных эмоциональных состояний от жизненных ситуаций, о том, что своими эмоциями в поведении следует управлять.
Воспитывать у детей доброту, любовь и уважение друг к другу в межличностном общении.
РЕЗУЛЬТАТ:
- сформировалось умение анализировать сюжет, поступки главных героев,
- развились умения общаться в коллективе, поддерживать беседу и др.
- развилась активность в игровой деятельности между детьми,
- произошло снятие некоторых детских комплексов и барьеров в общении,
- оказано положительное влияние на формирование коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста, для которых примером являлись сказки, игры, упражнения.
Теоретическая и практическая значимость образовательного продукта
- возможность использовать данного комплекса специальных упражнений сказкотерапии для развития коммуникативных отношений в свете адаптации детей с ЗПР к учебному и воспитательному процессу в ДОУ
Использованная литература
- Булашевич Т. С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром //Журнал практического психолога. - 2007. - №6.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: изд.5. - М.:Перспектива, 2016
- Ефимова О. Н. Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. - Пермь: Меркурий, 2016. - С. 74-77.
- Каптерев П.Ф. Психология детской игры: Общественные игры // Педагогический листок, 2013 № 1-3.
- Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 2007.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 2016.
- Педагогические технологии игры дошкольников//Материалы спецкурса по дошкольной педагогике. Магнитогорск, 2016.
- Юдина Л. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание, 2013, № 12.