СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста с ЗПР средствами сказкотерапии."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день!Уважаемые родители и педагоги предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему"Развитие  коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста с ЗПР средствами сказкотерапии"

Просмотр содержимого документа
«"Развитие коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста с ЗПР средствами сказкотерапии."»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 18 г. Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» комплекс упражнений по развитию коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста, с использованием средств сказкотерапии.  воспитатель Григорьева Елена Олеговна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 18 г. Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

комплекс упражнений по развитию коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста, с использованием средств сказкотерапии.

воспитатель

Григорьева Елена Олеговна

Актуальность : Общение - необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.  Коммуникативные отношения – это особые межличностные отношения, возникающие в результате взаимодействия со сверстниками, от их качества зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта.

Актуальность :

  • Общение - необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.
  • Коммуникативные отношения – это особые межличностные отношения, возникающие в результате взаимодействия со сверстниками, от их качества зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта.
выявлены противоречия: 1) между возросшими требованиями, предъявляемыми в ДОУ к коммуникативным отношениям детей среднего дошкольного возраста при переходе их в старшую группу и недостаточной разработанностью средств развития коммуникативных отношений в теории и практике воспитания ДОУ;  2) между невысокой эффективностью традиционных средств развития коммуникативных отношений дошкольников, как основы их социальной и психологической адаптации к условиям воспитательного процесса в ДОУ, и недостаточным вниманием исследователей к разработке подходов к развитию коммуникативных отношений с использованием возможностей сказкотерапии.

выявлены противоречия:

  • 1) между возросшими требованиями, предъявляемыми в ДОУ к коммуникативным отношениям детей среднего дошкольного возраста при переходе их в старшую группу и недостаточной разработанностью средств развития коммуникативных отношений в теории и практике воспитания ДОУ;
  • 2) между невысокой эффективностью традиционных средств развития коммуникативных отношений дошкольников, как основы их социальной и психологической адаптации к условиям воспитательного процесса в ДОУ, и недостаточным вниманием исследователей к разработке подходов к развитию коммуникативных отношений с использованием возможностей сказкотерапии.
Задачи: Познакомить детей с различными способами общения в разных моделируемых ситуациях; Развитие эмоциональной сферы, умение различать эмоции и правильно выражать их; Развитие когнитивных процессов (память, мышление, воображение, внимание); Познакомить с разными невербальными средствами общения и научить использовать их в речи; Активация мелкой моторики, творческого воображения; Воспитание чувства сплоченности, коллектива.

Задачи:

  • Познакомить детей с различными способами общения в разных моделируемых ситуациях;
  • Развитие эмоциональной сферы, умение различать эмоции и правильно выражать их;
  • Развитие когнитивных процессов (память, мышление, воображение, внимание);
  • Познакомить с разными невербальными средствами общения и научить использовать их в речи;
  • Активация мелкой моторики, творческого воображения;
  • Воспитание чувства сплоченности, коллектива.
Календарно-тематический план занятий по развитию коммуникативных отношений детей средствами сказкотерапии для группы детей среднего дошкольного возраста. № и тема занятия Дата проведения 1. Занятие «Сказка в детском саду». сентябрь 2. Сказка «Королева Капризуля» октябрь 3. Занятие: «Путешествие в сказку» ноябрь 4. Интегрированное занятие: «Путешествие Капельки» 5. Занятие: «Сказка, которая лечит душу» декабрь январь 6. Развивающее занятие: «Протяну сказке руку» февраль 7. Занятие «Радужная страна». март 8. Занятие «Давай мириться». апрель 9. Занятие «О чем ночью шепчут игрушки в детском саду ...». май 10. Итоговое открытое занятие: «Развитие базовых эмоций и воли» начало июня

Календарно-тематический план занятий по развитию коммуникативных отношений детей средствами сказкотерапии для группы детей среднего дошкольного возраста.

№ и тема занятия

Дата проведения

1. Занятие «Сказка в детском саду».

сентябрь

2. Сказка «Королева Капризуля»

октябрь

3. Занятие: «Путешествие в сказку»

ноябрь

4. Интегрированное занятие: «Путешествие Капельки»

5. Занятие: «Сказка, которая лечит душу»

декабрь

январь

6. Развивающее занятие: «Протяну сказке руку»

февраль

7. Занятие «Радужная страна».

март

8. Занятие «Давай мириться».

апрель

9. Занятие «О чем ночью шепчут игрушки в детском саду ...».

май

10. Итоговое открытое занятие: «Развитие базовых эмоций и воли»

начало июня

Коммуникативные упражнения 1. Занятие «Сказка в детском саду». Цель: развивать воображение, образное мышление, умение эмоционально воспринимать окружающий мир. Воспитать положительное отношение к детскому саду. 2. Сказка «Королева Капризуля» Цель: раскрыть детям значение понятия «капризуля», способствовать формированию у детей готовности понять и учитывать интересы и потребности других детей и взрослых.

Коммуникативные упражнения

1. Занятие «Сказка в детском саду».

Цель: развивать воображение, образное мышление, умение эмоционально воспринимать окружающий мир. Воспитать положительное отношение к детскому саду.

2. Сказка «Королева Капризуля»

Цель: раскрыть детям значение понятия «капризуля», способствовать формированию у детей готовности понять и учитывать интересы и потребности других детей и взрослых.

Коммуникативные упражнения 3. Занятие: «Путешествие в сказку» Цель: 1. Обогащение знаний и понимания эмоций их экспрессивные проявления. 2. Развивать речь и формировать представление о школе. 4. Развивать творчество, мышление, художественные навыки. 5. Воспитывать чувство дружбы, желание помогать, интерес к школьной жизни. 4. Интегрированное занятие: «Путешествие Капельки» Цель:  - обеспечить атмосферу доверия, снять эмоциональное напряжение; - установить положительный, эмоциональный контакт детей между собой и психологом; - развить логическое мышление, память, творческое воображение, умение сосредотачиваться, наблюдательность; - воспитать любовь и бережное отношение к воде, и к природе в целом.

Коммуникативные упражнения

3. Занятие: «Путешествие в сказку»

Цель:

1. Обогащение знаний и понимания эмоций их экспрессивные проявления.

2. Развивать речь и формировать представление о школе.

4. Развивать творчество, мышление, художественные навыки.

5. Воспитывать чувство дружбы, желание помогать, интерес к школьной жизни.

4. Интегрированное занятие: «Путешествие Капельки»

Цель:

- обеспечить атмосферу доверия, снять эмоциональное напряжение;

- установить положительный, эмоциональный контакт детей между собой и психологом;

- развить логическое мышление, память, творческое воображение, умение сосредотачиваться, наблюдательность;

- воспитать любовь и бережное отношение к воде, и к природе в целом.

Коммуникативные упражнения 5. Занятие: «Сказка, которая лечит душу» Цель: знакомить детей с таким чувством, как злость, выяснить причины возникновения злости у детей; учить выходить из состояния злости, формировать умение регулировать свое поведение, воспитывать доброжелательность. 6. Развивающее занятие: «Протяну сказке руку» Цель: развивать у детей творческое мышление, фантазию, воображение, уверенность в своих силах, креативный подход к созданию новых образов.

Коммуникативные упражнения

5. Занятие: «Сказка, которая лечит душу»

Цель: знакомить детей с таким чувством, как злость, выяснить причины возникновения злости у детей; учить выходить из состояния злости, формировать умение регулировать свое поведение, воспитывать доброжелательность.

6. Развивающее занятие: «Протяну сказке руку»

Цель: развивать у детей творческое мышление, фантазию, воображение, уверенность в своих силах, креативный подход к созданию новых образов.

Коммуникативные упражнения 7. Занятие «Радужная страна». Цель: Развить умение снимать эмоциональное и телесное напряжение. Воспитывать добрые чувства. Дать детям знания о разнообразии окружающего мира, с помощью элементов цветотерапии и музыкотерапии. Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ лепки. 8. Занятие «Давай мириться». Цель: Развить желание ценить своих друзей, любить их, заботиться о них, поддерживать доверительные отношения, проявлять интерес к совместной деятельности. Поддерживать радостное настроение от полученных хороших результатов в работе. Сформировать умение скатывать шар между ладонями круговыми движениями рук.

Коммуникативные упражнения

7. Занятие «Радужная страна».

Цель: Развить умение снимать эмоциональное и телесное напряжение.

Воспитывать добрые чувства.

Дать детям знания о разнообразии окружающего мира, с помощью элементов цветотерапии и музыкотерапии.

Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ лепки.

8. Занятие «Давай мириться».

Цель:

Развить желание ценить своих друзей, любить их, заботиться о них, поддерживать доверительные отношения, проявлять интерес к совместной деятельности.

Поддерживать радостное настроение от полученных хороших результатов в работе.

Сформировать умение скатывать шар между ладонями круговыми движениями рук.

Коммуникативные упражнения 9. Занятие «О чем ночью шепчут игрушки в детском саду ...». Цель: Развить способность эмоционально воспринимать окружающий мир. Воспитать бережное отношение к игрушкам. Научить ребенка правильно реагировать на положительные и отрицательные поступки. 10. Итоговое открытое занятие: «Развитие базовых эмоций и воли» Задача: Закрепить знания детей о различных видах настроения людей и детей, о зависимости определенных эмоциональных состояний от жизненных ситуаций, о том, что своими эмоциями в поведении следует управлять. Воспитывать у детей доброту, любовь и уважение друг к другу в межличностном общении.

Коммуникативные упражнения

9. Занятие «О чем ночью шепчут игрушки в детском саду ...».

Цель: Развить способность эмоционально воспринимать окружающий мир.

Воспитать бережное отношение к игрушкам.

Научить ребенка правильно реагировать на положительные и отрицательные поступки.

10. Итоговое открытое занятие: «Развитие базовых эмоций и воли»

Задача: Закрепить знания детей о различных видах настроения людей и детей, о зависимости определенных эмоциональных состояний от жизненных ситуаций, о том, что своими эмоциями в поведении следует управлять.

Воспитывать у детей доброту, любовь и уважение друг к другу в межличностном общении.

РЕЗУЛЬТАТ: сформировалось умение анализировать сюжет, поступки главных героев,  развились умения общаться в коллективе, поддерживать беседу и др. развилась активность в игровой деятельности между детьми, произошло снятие некоторых детских комплексов и барьеров в общении, оказано положительное влияние на формирование коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста, для которых примером являлись сказки, игры, упражнения.

РЕЗУЛЬТАТ:

  • сформировалось умение анализировать сюжет, поступки главных героев,
  • развились умения общаться в коллективе, поддерживать беседу и др.
  • развилась активность в игровой деятельности между детьми,
  • произошло снятие некоторых детских комплексов и барьеров в общении,
  • оказано положительное влияние на формирование коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста, для которых примером являлись сказки, игры, упражнения.
Теоретическая и практическая значимость образовательного продукта возможность использовать данного комплекса специальных упражнений сказкотерапии для развития коммуникативных отношений в свете адаптации детей с  ЗПР к учебному и воспитательному процессу в ДОУ

Теоретическая и практическая значимость образовательного продукта

  • возможность использовать данного комплекса специальных упражнений сказкотерапии для развития коммуникативных отношений в свете адаптации детей с ЗПР к учебному и воспитательному процессу в ДОУ
Использованная литература Булашевич Т. С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром //Журнал практического психолога. - 2007. - №6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: изд.5. - М.:Перспектива, 2016 Ефимова О. Н. Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. - Пермь: Меркурий, 2016. - С. 74-77. Каптерев П.Ф. Психология детской игры: Общественные игры // Педагогический листок, 2013 № 1-3. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 2007. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 2016. Педагогические технологии игры дошкольников//Материалы спецкурса по дошкольной педагогике. Магнитогорск, 2016. Юдина Л. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание, 2013, № 12.

Использованная литература

  • Булашевич Т. С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром //Журнал практического психолога. - 2007. - №6.
  • Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: изд.5. - М.:Перспектива, 2016
  • Ефимова О. Н. Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. - Пермь: Меркурий, 2016. - С. 74-77.
  • Каптерев П.Ф. Психология детской игры: Общественные игры // Педагогический листок, 2013 № 1-3.
  • Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 2007.
  • Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 2016.
  • Педагогические технологии игры дошкольников//Материалы спецкурса по дошкольной педагогике. Магнитогорск, 2016.
  • Юдина Л. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание, 2013, № 12.