Семинар-практикум для педагогов
«Развитие коммуникативных способностей посредством использования мнемотехники"
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский

Подготовила :
Учитель-логопед
Луковенко Е.В.
2018 г.
Начиная с дошкольного возраста необходимо развивать коммуникативные навыки детей. И осуществлять это нужно с помощью не только традиционных, но и инновационных форм, используя комплексный подход. Полученные навыки дети смогут применять в будущем в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? На помощь приходят сюжетные картинки. Постоянно используя их в своей работе, я помогаю детям удерживать полученную информацию в памяти, развивая тем самым коммуникативные успехи детей.
Не всякое общение является коммуникацией, но любая коммуникация между людьми строится на общении. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников. В кратком психологическом словаре коммуникация представлена как «смысловой аспект социального взаимодействия», и, если общение – это социальное взаимодействие, то коммуникация – это смысл общения, это взаимодействие в общении.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.
В настоящее время остается проблема развития речи детей. Она выражается в следующем:
1. Маленький словарный запас детей.
2. Бедная речь, состоящая из простых предложений.
3. Нарушение звукопроизношения.
4. Дети затрудняются строить монологи и вести диалоги.
Почему я использую в работе мнемотехнику?
Во-первых, в группах есть дети, которые по разным причинам (плохо развита память, лучше развита зрительная память) испытывают трудности при запоминании стихов, и здесь мнемотехника оказывает большую помощь.
Во-вторых, позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: коррекция звукопроизношения - период автоматизации ,помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции).
В-третьих, связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
В-четвертых, поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей и используются мной так же:
При автоматизации поставленных звуков (папка со скороговорками);
при обучении составлению описательных и творческих рассказов;
при заучивании стихов, при отгадывании загадок (папка с мнемо-схемами по лексическим темам);
при обучении пересказу художественной литературы (сказки , рассказы о временах года, сезонных изменениях, профессиях).
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, можно использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, способствует развитию ассоциативного мышления и воображения, развивает память, зрительное восприятие, обогащает словарь.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат (опорная картинка) – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
Развитие умения преобразовывать образы в символы.
Развитие слуховой, зрительной, ассоциативной памяти.
Развитие внимания.
Развитие образного мышления.
Развитие воображения.
Работа по обучению рассказыванию с использованием мнемотаблиц состоит из трех этапов:
рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;
рассказ по заданной теме (в младших группах с помощью воспитателя, в старших – самостоятельно).
Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
Составление рассказа
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказ художественных текстов
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Проговаривание чистоговорок и скороговорок
Используя мнемотаблицу, ребенок концентрирует свое внимание на правильном произношении звуков и слов.
Отгадывание и загадывание загадок
Мнемотаблица помогает запомнить загадку и загадать ее другим детям.
Заучивание стихотворений
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагают готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Игры для педагогов
1.Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивании стихотворения. Послушайте его:
Как ходило солнышко
В золотой рубашке.
Как ласкало солнышко
Белые ромашки,
Гладило ладошкой,
Лепесточки грело.
У ромашек белых
Грудка загорела.
– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось?
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
2.Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек. Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки, прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст, подгибаем. И дальше предлагаю, опираясь только на схему рассказать чистоговорку.
– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?
3.Зашифровать пословицы в мнемодорожку ( по 2 человека) Остальные отгадывают.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Под лежачий камень вода не бежит
Яблоко от яблони не далеко падает
Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!