РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА В ПРОЕКТЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ КУКУРУЗИНКИ»
В. В. Лубенцова, К.А. Швабенланд
Студентки 3 курса
Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
Ю. А. Костюченко, В. А. Попова,
преподаватели КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий может осуществляться с помощью организации внеурочной деятельности.
Актуальной проблемой является выбор средств в формировании коммуникативных универсальных учебных действий в образовательном процессе. В игре легко и незаметно для ее участников у обучающихся формируется умение взаимодействовать. Игровой вид деятельности предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.
С целью развития коммуникативных УУД был разработан проект по внеурочной деятельности. Проект разработан в форме игры-путешествия, так как игра создает реальные условия общения и ситуации для обсуждения. Основным видом деятельности у младших школьников становится обучение, но общение в этом возрасте связано именно с игрой. Сюжет игры опирается на путешествие главной героини сказки К. Я. Лагунова «Городок на бугре» - Кукурузинки. [1]
На занятиях ученики объединяются в группы для выполнения игровых заданий. Игры разработаны так, что обучающиеся взаимодействуют не только внутри первичной группы (участниками которой они являются), но получают информацию посредством общения с участниками других групп. Замысел проекта предусматривает развитие таких коммуникативных универсальных учебных действий, как корректное и аргументированное высказывание мнения, участие в диалоге и дискуссии, обсуждение процесса и результата совместной работы [2].
Опираясь на выбранные коммуникативные универсальные учебные действия, были разработаны игры: «Помощь Кукурузинке», «Кукурузинка и Тени», «Зеркало для Кукурузинки». В каждой игре обучающиеся за соблюдение правил игры получают «улыбки» Кукурузинки.
Опишем замыслы игр.
В игре «Помощь Кукурузинке» обучающиеся восстанавливают последовательность пути главной героини по ее воспоминаниям. Работа осуществляется в группе. Обучающиеся жребием объединяются в группу случайных свидетелей падения Кукурузинки – «Клевера цветочки», «Подорожника листочки», «Колокольчики», «Ромашки», «Львиные зёвушки». Каждая группа получает письменный текст воспоминаний полета Кукурузинки в клюве Сороки. Задача групп – наклеить изображения в соответствии с той последовательностью, которая упоминается в рассказе Кукурузинки.
Текст воспоминания: «Когда Сорока схватила меня, мы поднялись так высоко, что мне стало страшно, и я закрыла глаза. Как только мы вылетели из амбара, я зажмурилась. Приоткрывая глаза, внизу мелькали большие желтые. А еще я помню, что мы пролетали над хвойным лесом. Приоткрыть глаза я решилась, когда мы летели над лесом, украшенным жёлтыми и красными листьями. Он был так красив, что я открыла глаза полностью, но ветер был настолько сильным, что долго любоваться красотой не получилось. Когда я снова открыла глаза, то увидела мост. Спустя время я почувствовала приятный запах, открыла глаза и увидела красивые красные цветы. А потом я увидела свое отражение в тихой, спокойной поверхности воды. Я испугалась, что упаду и закрыла глаза. Потом я услышала шум. Мне стало любопытно: что это за звук? Приоткрыв глаза, я увидела воду, которая мчалась быстрее нас. Вдруг клюв Сороки ослаб, и я стала падать… Я открыла глаза, оглянулась вокруг и поняла, что рядом совсем нет деревьев. Меня окружала высокая трава.»
После выполнения задания группы обмениваются работами и соотносят результаты выполнения. Достоверность восстановленного пути проверяется с помощью аудиозаписи Сороки.
Суть игры «Сорока-болтунья»: Сравните рассказ Сороки-болтуньи с воспоминаниями Кукурузинки. Если воспоминания Кукурузинки совпадают с рассказом Сороки и все восемь иллюстраций составлены в верной последовательности, то группа, проверяющая работу другой группы, дарит восемь «улыбок» Кукурузинки и поясняет за что, получены «улыбки».
Текст аудиозаписи: «Ах, какая я зоркая! Какая смелая! Зовите всех сюда. Пусть слышат. Пусть видят. Что я нашла! Вот это находка! Такого зерна никто не видел. Никто не едал. Ай да зерно! Какое сочное! А душистое! Я его из-под ястребиного носа выхватила. И пролетела с ним мимо домов и леса с колючими елями. Свернула в сторону красивого осеннего леса. Направилась в сторону моста. Поле красных маков я пролетела очень быстро. Потом появилось озеро, а за ним река. Я мчалась быстрее ястребиного полета, да так увлеклась, что выронила зерно. И не собираюсь его искать. Да и разве его найдешь на огромном поле!»
Обязательное условие окончания игры – каждый участник группы выбирает одну из остальных групп «Клевера цветочки», «Подорожника листочки», «Колокольчики», «Ромашки», «Львиные зёвушки» и составляет предложение, которое необходимо произнести вслух, обращаясь к обучающимся.
Возможные клише для предложений: «Я хочу поблагодарить группу (название) за _____»; «Я хочу пожелать группе (название) _________»; «Я считаю, что группа (название) смогла ____________». Все предложения должны быть составлены по сюжету игры.
Раскроем замысел игры «Кукурузинка и Тени»: Кукурузинка начала путешествие домой с последнего пункта ее пути. По этому пути Кукурузинка сталкивается с опасностью - наступает ночь, и она видит различные тени и не понимает, какие из них дружелюбны, а какие опасны для нее. Кукурузинка просит о помощи. Задача учеников - определить, кто или что скрывается за тенью (варианты теней предлагаются). В данной игре присутствует как групповое взаимодействие, так и межгрупповое. После того, как обучающиеся определили тени, ученикам необходимо поделиться ответами с другой группой для сравнения [4].
Младший школьник не всегда адекватно может выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления контакта с окружающими его людьми. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача образовательного процесса школы [3].
Список литературы:
Ромка рамазан. Городок на бугре / К. Я. Лагунов [Электронный ресурс]. URL: https://www.4italka.ru/detskoe/skazka/184082/fulltext.htm
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2022. - 57 с.
Цукерман, Г.А. «Виды общения в обучении» [Текст]/ Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993г. - 268 с
Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни: Пособие для учителя / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова — 2-е изд. - М .: ВИТА-ПРЕСС, 2012. - 128 с.