Волейбол – ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничении касаний мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.
Двигательные действия игрока заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, прыжках вверх на максимальную и оптимальную высоту, большое количество взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовке волейболистов.
В последние годы физической подготовке уделялось очень большое, если не сказать, основное внимание всеми тренерами национальных и клубных команд, которые ставили перед собой задачи достижения самых высоких результатов в соревнованиях.
Особенно актуальна данная проблема на начальных этапах занятий волейболом. Поскольку уровень развития физических качеств является фундаментом, позволяющим эффективно осваивать технический арсенал игры. Особо это касается развития координационных способностей в целом и способностей к дифференцированию параметров движений в частности. И недостаточный уровень развития данных способностей негативно сказывается на освоении технических приемов игры. Это проявляется в выполнении передач мяча, подач на точность, нападающего удара и блокировании.
Эти положения легли в основу ведущей идеи нашего исследования, которая заключается в использовании в учебно-тренировочном процессе такого подхода в развитии физических качеств (способности в дифференциации движений), который позволил бы тренеру повысить эффективность процесса физической подготовки. Координационные способности к дифференцированию параметров движений один из важных компонентов физической подготовки. Они обуславливают высокую точность и экономичность пространственных (позиций углов в суставах), силовых (состояния напряжения в рабочих мышцах) и временных (высокое чувство микроинтервалов времени) параметров движений, которые надо развивать у детей с семи до тринадцати – четырнадцати лет. В этом возрасте в наибольшей мере раскрывается и в основном завершается биологически обусловленное естественное развитие сенсомоторных нервных механизмов этих способностей, а также связанных с ними проявлений равновесия и расслабления мышц.