Научно-исследовательская работа
на тему – «Развитие координационных способностей в художественной гимнастике упражнениями с предметами».
Исполнитель: тренер Корешкина Инна.
Актуальность. Художественную гимнастику можно отнести к видам спорта со сложной технико-тактической деятельностью, требующей высокого уровня развития координационных способностей.
Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются ее основным содержанием.
Развитие координационных способностей при помощи комплекса упражнений с предметами - это совершенствование процесса базовой подготовки гимнасток к выполнению упражнений с предметами, от которой зависит успешность дальнейшей многолетней соревновательной деятельности.
Объект исследования: процесс развития координационных способностей в художественной гимнастике.
Предмет исследования: комплекс упражнений с предметами, для развития координационных способностей гимнасток.
Цель исследования: практическое изучение процесса развития координационных способностей гимнасток при помощи комплекса упражнений предметами.
Задачи исследования:
1) Подобрать и изучить литературные источники по выбранной теме.
2) Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня развития координационных способностей гимнасток.
3) Подготовить комплекс упражнений с предметами для развития координационных способностей гимнасток.
4) Сделать заключение.
Методы исследования:
Анализ литературных источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Теоретическое обоснование развития координационных способностей в художественной гимнастике», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ литературных источников показал, что соревновательные упражнения с предметами в художественной гимнастике используются, как эффективное средство развития координационных способностей. Занятия позволяют гимнасткам повысить уровень развития КС при выполнении гимнастических упражнений с предметами.
Хорошее владение предметами значительно обогащает и расширяет рамки движения гимнастки, позволяет в совершенстве овладеть новыми и сложными формами технических действий.
Координационные способности с предметами является неотъемлемой частью технической подготовки в художественной гимнастике.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение влияния упражнений с предметами на развитие координационных способностей гимнасток» - представляет собой описание выполнения практической деятельности.
На первом этапеисследовательской деятельности необходимо изучить методику тестирования координационных способностей в художественной гимнастике.
На втором этапеисследовательской деятельности для проведения тестирования гимнасток были подобраны следующие тесты:
Тест 1. Три кувырка вперед - кол-во сек.
Тест 2. Челночный бег 3x10 - кол-во сек.
Тест 3. Бросок мяча вверх кувырок, ловля мяча. Из 5 бросков, кол-во раз.
Тест 4. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами - кол-во сек.
- Тест 5. Прыжки через скакалку на двух ногах за 30 сек. - кол-во раз.
- Тест 6. Бросок скакалки и ловля - из 5 попыток - кол-во раз.
Тест 7. Бросок обруча одной рукой, ловля - из 5 попыток - кол-во раз.
Тест 8. Перекат обруча из руки в руку - из 5 попыток - кол-во раз.
На третьем этапе исследовательской деятельности изучение опыта специалистов, тренеров и спортсменов в художественной гимнастике дали возможность подготовить комплекс упражнений с предметами.
Упражнения с применением игрового метода:
Кувырок вперед с ловлей предмета, бросок выполняет тренер без зрительного контроля гимнастки. Выполнять - 5-6 раз.
Полоса препятствий: прыжки с двойным вращением скакалки – 10 раз. "Уголки" (на гимнастической стенке) - поднимание ног до 120° - 10 раз. Прыжки через скамейку, вдоль нее на 2-х ногах - 10-15 раз. Упор лежа, отжимание - 10 раз. От одного упражнения к другому переходить, только закончив предыдущее.
Упражнения с различными предметами
«Жонглирование» (2 булавы), правая и левая рука 10 раз;
«Жонглирование» (2 теннисных мячика), правая и левая рука 10 раз;
«Упражнения с двумя обручами» При броске первого обруча выполняется прыжок во второй обруч.
Комплекс упражнений с булавами
Броски: средние броски с ловлей в жесткий хват, булава вертикально, то же после параллельного броска 2 булав, то же после предварительных поочередных бросков малой высоты с ловлей за голову.
Круги:
а) по 4 малых круга в боковой плоскости правой и левой рукой.
б) круг рукой в боковой плоскости с одновременными малыми кругами булавой.
в) круговой перекат с передачей булавы.
И т.д.
Заключение
Анализ научно-методических источников и выполнение практической части курсовой работы показали что, методически правильная организация тренировочного процесса, направленного на развитие координационных способностей с предметом, призвана обеспечить наилучший результат как с физической, так и с психологической стороны.
Используемая грамотно, данная методика становится существенным дополнением к общему тренировочному процессу гимнасток. Она способствует не только развитию координационных способностей, но и учит контролировать движение любой части тела и устойчивости внимания.
В художественной гимнастике развитие координационных способностей необходимо для раскрытия возможностей своего тела, для более выразительного исполнения гимнастических композиций и совершенного владения предметом. Хорошее владение предметом значительно обогащает и расширяет рамки возможностей гимнастки, позволяет овладеть новыми и сложными формами технических действий.