СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие креативного мышления на уроках музыки в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ООО

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.       

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативного мышления на уроках музыки в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ООО»











«Развитие креативного мышления на уроках музыки в условиях реализации обновленных ФГОС НОО и ООО».











Читао Людмила Нурбиевна,

учитель музыки

МБОУ «СОШ №3» а.Адамий


«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь»

(китайская пословица)

В современном мире функциональная грамотность является одним из важнейших показателей качества общего образования. Её критерии лежат в основе международных исследований по оценке читательской, математической, естественнонаучной грамотности, а также глобальных компетенций и креативного мышления. Сегодня важно не просто вложить в обучающегося определенные знания и умения- писать, читать, считать, но и необходимо их вывести на уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, научить его проявлять инициативность, способность находить нестандартные решения, творчески мыслить, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Не осталась в стороне предметная область «Искусство».

Уроки музыки за последние годы претерпели большие изменения! Раньше в школе проходили уроки пения, где учитель с детьми разучивал песни. Сейчас урок музыки, как урок искусства, помогает познать мир, развить творческое воображение, воспитать художественный вкус, сформировать любовь к миру, жизни, природе, людям. Урок музыки требует компетентности учителя, так как на уроках он формирует музыкальную грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение музыкальных понятий и терминов, творчества композиторов. И, в первую очередь, учитель музыки должен так построить свой урок, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, чтобы они смогли расширить музыкальные знания, полученные в ходе урока, которые пригодились бы им в дальнейшей жизни. Порой ученики на уроке задают вопрос на тему: «Зачем нужна музыка?».

И в итоге, после бурных дискуссий, признают то, что за какой-то год обучения могут отличить на слух ту или иную композицию, или мелодию, звучащую на каком-нибудь мероприятии, использовать свои знания, чтобы определить произведение того или иного композитора.

Что же включает в себя функциональная грамотность? Как развивать функциональную грамотность на уроках музыки? Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности обучающихся на конкретных примерах.

Общая грамотность развивается у учащихся, когда дается задание:

- написать эссе (небольшое сочинение) -поделиться своими впечатлениями о прослушанном музыкальном произведении;

- подготовить реферат по биографии и творчеству композитора;

- ответить на вопросы по теме, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов;

- заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, тесты, бланки с заданиями.

Компьютерная грамотность очень хорошо развивается когда ученики должны были найти информацию в сети Интернет;

- уметь пользоваться электронной почтой и приложениями WhatsApp, ВКонтакте;

- участвовать в онлайн-тестах;

- работать с материалами Российской электронной школы и др. обучающими сайтами.

Информационная грамотность развивается у обучающихся, когда дается задание:

- найти и подобрать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов;

- посмотреть и найти картины художников, подходящие к музыкальным произведениям;

- использовать данные из СМИ;

- пользоваться услугами детской и школьной библиотеки;

- анализировать информацию по теме урока.

Коммуникативная грамотность:

- работать в парах, группе, команде;

- расположить к себе других людей;

- не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы, класса;

- использование физминуток и рефлексии на уроках музыки.

На этапе активизации мыслительной деятельности можно использовать следующие виды работ:

1.Установи общие признаки или различия (между жанрами музыки, инструментами)

2. Найди лишнее слово (аккордеон, баян, гармонь, пианино)

  1. Соотнести с именем композитора:

а) фрагмент его биографии б) портрет

в) фрагмент истории создания произведения г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.


  1. Продолжить ряд:

а) пианист, трубач ... (профессии музыкантов-исполнителей)

б) виолончель, гусли...(струнные, без деления на струнные и струнные смычковые)

в) Бах, Чайковский... (фамилии композиторов)

  1. Сгруппировать

Контрабас, ансамбль, трубач, флейта, кларнет, хор, барабан, домра, органист, оркестр, ложки, песня, соната.

Синквейн как приём формирования функциональной грамотности позволяет развивать креативные способности, умение анализировать и делать выводы, подводить итог.

Синквейн — это стихотворная форма, состоящая из пяти строк, характеризующая предмет (тему).

Правила написания синквейна:

Первая строка — одно слово — тема, обычно имя существительное.

Вторая строка — два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

Третья строка — три глагола, описывающих действие по теме синквейна.

Четвёртая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно ключевое слово, синоним к первой строке:

1.Музыка

2.Тихая, нежная

3. Звучит, играет, слышется

4.Музыка проникает в сердце и оживляет его.

5.Искусство.

Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся. Каждый урок можно построить по-разному с привлечением разного дидактического материала: видео уроки, презентации, учебные модули, аудио-видео-материал; работа в парах, группах, командах; опрос устный и письменный; анализ и обсуждение музыкальных произведений и т.д. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Уроки музыки способствуют полному раскрытию всех внутренних психологических качеств учащихся (мышление, воображение, память, волю и т.д.), воспитывает эмоционально-чувственную сферу психики(чуткость, умение познавать глубину душевных переживаний) и ,что самое главное-это постоянная возможность помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к семье ,к жизни , к человеку, к природе и своей Родине.

Альберт Эйнштейн сказал: «…образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности.