СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие креативного мышления старшеклассников в процессе кейс-обучения на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается эффективность использования кейсовой технологии для развития креативного мышления обучающихся старших классов и формирования их функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативного мышления старшеклассников в процессе кейс-обучения на уроках английского языка»

Развитие креативного мышления старшеклассников

в процессе кейс-обучения на уроках английского языка


Как известно, любой проблемный кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения школьников анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. В этом случае у обучающегося развивается способность мыслить не только творчески, но и максимально продуктивно, а значит нестандартно решать предлагаемые даже совсем незначительные задачи, чтобы найти новый, наиболее эффективный способ их реализации.

Что дает креативное мышление подростку? По мнению авторов тренинга «Технология успешного Я», подросток:

  • - приобретает разнообразные навыки;

  • - развивает творческое воображение;

  • - преодолевает трудности для проявления собственных творческих способностей и раскрытия индивидуальности с повышением самооценки;

  • - учится использовать непривычные подходы, разрушать привычные стереотипов мышления;

  • - преодолевать креативную инертность и добиваться успеха.

Когда современные психологи и дидактики рассуждают об основных характеристиках сформированной у старшеклассников креативности, они чаще всего отмечают следующие характеристики:

  • любознательность;

  • оригинальность;

  • богатство мыслей;

  • гибкость мыслей;

  • фантазию;

  • умение видеть проблему;

  • интуитивное мышление;

  • беглость мыслительных операций и принятия продуктивного решения;

  • аналитические способности.

Современные УМК по иностранным языкам содержат различные проблемные тематические кейсы, решение которых не только развивает креативное мышление, но и формирует различные аспекты функциональной грамотности школьников. – от читательской до финансовой.

Например, в 8 классе изучая тему «Holidays and Celebrations» в УМК «Forward» предлагается для изучения, решения и обсуждения следующий кейс:

You are going to make some New Year’s Gifts for your parents and your sister. You have not so much money to buy something, just 200 roubles. You want to give a present for every member of your family. How will you prepare it?

Пример следующего кейса содержит решение двух задач – развития креативного мышления и формирование глобальных компетенций, так как относится к теме защиты окружающей среды:

There is a small garden in your school. The teachers found out yesterday that all the flowers and plants had wilted in it. Moreover, the fish which had been living in the aquarium had died too. The birds which live in the garden now are still alive but they don’t fly and don’t sing it seems that they are sick.

Пример данного кейса может стать шаблоном для создания авторских проблемных ситуаций социального характера, которые становятся с каждым годом всё более актуальными:

Your class is divided into two groups of the pupils. One group consists of the diligent pupils, they get only excellent marks, and they are never late and wear a school uniform. However, the other group of the class hates learning and abiding the rules. What’s more, they are against the school uniform. These brave students don’t want to attend the classes till the uniform will be cancelled in the school. The teaching staff doesn’t know how to solve the problem.

Однако на уроках очень часто не достаточно времени для работы с подобными объёмными проблемными кейс-ситуациями, поэтому рекомендуется в качестве краткого, но не менее эффективного тренинга креативности использовать мини-кейсовые задания, выполнение которых на уроках иностранного языка даёт обучающимся старших классов уникальную возможность подготовки к устной части экзаменов формата ОГЭ и ЕГЭ, а также формируют устойчивые навыки коммуникативной компетенции.

Примерные кейс-задания для развития креативного мышления:

1. Write a story (compose a dialogue) about an empty school diary.

2. You're coming home from the store. List 10 reasons, including the most incredible ones, why the front door in your apartment is wide open.

3. Start a 100-word article like this: "If I could change something, I would change..."

4. Write a story about a round yellow object.

5. What do you not do on a rainy day? Compose a dialog.

6. Think about a person who can be called too proud. Describe the behavior and possible future of this person.

7. List 10 things you will never do.

8. Compose an ad using keywords: UK, English, beach, courses.

9. Describe your main achievement for the interview.

10. Discuss with a friend why you don't believe in Santa Claus.


Таким образом, использование кейс-технологии в процессе обучения иностранному языку способствует развитию творческой познавательной деятельности старшеклассников, интеллекта и креативности, что, в свою очередь, свидетельствует об эффективности данного метода.




Использованный интернет-ресурс:


https://infourok.ru/kejs-razvitie-kreativnogo-myshleniya-realizuemyj-v-ramkah-dopolnitelnoj-obsherazvivayushej-programmy-socialno-gumanitarnoj-napra-4563838.html