Формирование креативного мышления у ребёнка-дошкольника.
Задача, стоящая перед взрослыми - сформировать у детей следующие умения:
– воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
– угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
– воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;
– узнавать в неопределённых графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;
– комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
– находить в двух или более объектах общие и различные признаки;
– узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
– переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
– составлять сюжетный рассказ про какой-либо объект.
Необходимо поощрять ребёнка к выдвижению как можно большего количества решений, а затем вместе с ним оценивать их качество.
Как развить креативное мышление
Формирование креативного мышления обуславливается разными факторами. Влияет воспитание, детство, круг близких, установки в семье и другой опыт. Все мы разные, и креативные способности у каждого ребёнка развиты по-своему. Но можно пробовать разные способы для отработки навыка — обязательно найдётся то, что сработает у вас.
1. Техника креативного письма
Благодаря этой технике развития креативного мышления ребёнок задействует воображение. Вот возможные задания на креативное мышление:
поменять место действия в известной сказке,
переписать концовку рассказа,
изменить характер главного персонажа в книге.
Ребёнок по-новому взглянет на устоявшиеся шаблоны и варианты развития событий.
2. Игры и занятия на творчество и логику
Развитию креативного мышления у детей способствует:
рисование и лепка,
конструкторы и пазлы,
головоломки и задачи на логику,
шахматы и другое.
3. Упражнение «Откуда, почему, что, как»
Предлагается предмет или картинка предмета, назначение которого не вполне очевидно. Ребёнок угадывает:
для чего предназначен предмет,
из какой он сферы,
как используется.
Если упражнение выполняют несколько детей сразу, ответы не должны повторяться. Задание активирует быстроту мышления и мотивирует на инновационные идеи.
4. Упражнение «Ассоциации»
Цель игры — назвать любой предмет и подбирать к нему самые неожиданные метафоры, эпитеты, сравнения, которые приходят в голову.
Умение подмечать необычное в обычном легко почерпнуть из художественной литературы. Например, этим славился русско-американский писатель Владимир Набоков — он мог назвать волосы «ржавыми», петербургскую слякоть «фиолетовой», а улицы «бледными». Или сказать: «аллея шла с едва заметным наклоном, начинаясь почтамтом и кончаясь церковью, как эпистолярный роман». Перенимайте манеру писателей смотреть на мир — это гарантирует развитие креативного мышления.