Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Развитие креативных способностей
у детей младшего школьного возраста
с помощью нетрадиционных техник рисования
Выполнила: Ващенко Анастасия Леонидовна, ученица 9А класса
Руководитель: Сартасова Любовь Михайловна,
учитель ИЗО, черчения
р. п. Хор
2022
Содержание
| Введение | 3 |
1 | Основная часть | 5 |
1.1 | Способы нетрадиционного рисования | 5 |
1.2 | Возрастные особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста | 7 |
1.3 | Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие ребенка | 10 |
2 | Практическая часть | 13 |
2.1 | Этапы работы | 13 |
3 | Заключение | 16 |
| Литература | 17 |
Введение
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Актуальность проекта
Все с детства любят рисовать, но рисунки не всегда получаются и, поэтому у многих исчезает это желание. Чтобы повысить интерес к рисованию применяют нетрадиционные способы, при которых рисовать можно чем угодно, где угодно и как угодно!
Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки можно легко придумать что-то новое. У ребенка появляется уверенность в себе, интерес и желание рисовать. Нетрадиционная техника рисования - это эксперимент, результат всегда непредсказуемый и интересный. В этом и есть актуальность моего проекта.
Цель проекта
Раскрыть творческие способности детей младшего школьного возраста посредством освоения нетрадиционных техник рисования.
Задачи
Изучить технологию выполнения изображения в нетрадиционных техниках рисования.
2. Ознакомиться с возрастными особенностями развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
3. Провести мастер-класс с учащимися 1 класса в нетрадиционных изобразительных техниках. Выполнить коллективное панно «Новогодняя ёлочка».
Основная часть
Способы нетрадиционного рисования
Что такое нетрадиционное рисование? Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается оригинальностью.
Термин «нетрадиционный» предполагает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, привычными.
Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет. Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. А можно даже самому придумать новую технику рисования.
Для достижения интересных и необычных эффектов используются разные материалы и инструменты, чем разнообразнее материалы и инструменты, тем ярче развиваются творческие способности, больше хочется рисовать и творить.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата:
1. «Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.
2. «Кляксография» (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть ... до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать недостающие детали.
Материалы и инструменты: акварель, трубочка, кисть, бумага, баночка для воды.
3.«Ниткография». Нитки по 25-30 см сложенные вдвое обмакивают в разные краски (гуашь) кладут на лист бумаги, прикладывают другим листом и выдёргивают нить. Недостающие детали дорисовываются. (Нитки можно использовать разной толщины и фактуры.) дорисовать недостающие детали.
Материалы и инструменты: нить, краска, бумага, баночка для воды.
4. «Фотокопия» -проступающий рисунок выполняется при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки
5. «Тычкование» (техника "пуантилизм" (от фр. pointiller, что означает "писать точками")). Рисование ватными палочками
6. Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). Полученный отпечаток всегда уникален, поэтому создать две одинаковых работы невозможно.
Материалы и инструменты: гуашь, кисточки, бумага..
7. «Набрызг» Достаточно простой в применении является техника “набрызг”. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски на бумагу.
Материалы и инструменты: акварель или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа, засушенные листочки, цветы и травинки, трафареты, шаблоны, клеенка, газета, фартук.
8. Техника «мыльные пузыри» Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.
Материалы и инструменты: стакан с водой, краска, мыльный раствор, трубочка, бумага.
9. Отпечатки – это очень интересная и необычная техника рисования. Можно делать отпечатки, используя готовые штампики или выполненные из пластилина, достаточно только придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску. Отпечатки можно делать из чего угодно.
Материалы и инструменты: пластилин, карандаш, краска, губка, кисть, бумага, баночка для воды
10. «Пуантилизм» (от фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионизм Жорж Сёра. Пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками)
Материалы и инструменты: цветная или белая бумага, краски: акварель или гуашь, ватные палочки, можно использовать маркеры (фломастеры), восковые мелки.
Возрастные особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
Знаменитый педагог А.В. Сухомлинский писал: «Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой»
Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в роли материальной опоры данной деятельности. В.С. Мухина отмечает, что «изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже — по принятым изобразительным законам». Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка. Таким образом, занятия рисованием способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Все дети в известном смысле являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребенка и может в определенной степени служить показателем психического развития.
Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо и это качество необходимо поддерживать и развивать. Один из непременных компонентов творческого мышления - это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений. Так как один из признаков творчества - это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса. Из этого следует, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, который по словам Л.С. Выготского, обеспечивает следующую деятельность ребенка:
-построение образа, конечного результата его деятельности;
- создание программы поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих деятельность;
- создание образов описываемых объектов.
Воображение - необходимая способность человека и в младшем школьном возрасте способность к воображению нуждается в особой заботе в плане развития, ведь в этом возрасте она развивается особенно интенсивно.
В дальнейшем, наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры всѐ ещѐ - плод буйной работы фантазии, благодаря которым дети с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой учебной деятельности также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Ещѐ Л.С. Выготский отмечал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение.
Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Для художественного типа младшего школьника свойственно предметное, образное восприятие окружающего мира, оперирование в процессе мышления чувственными образами.
Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт, что в свою очередь способствует развитию воображения, творческого мышления. Младший школьный возраст - период значительных изменений в жизни ребенка, он определяется моментом поступления в школу, это период примерно с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения.
1.3 Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие ребенка
Занятия изобразительной деятельностью – это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития. Дело в том, что искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом.
Н. П. Сакулина говорила, что «…нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения», т. е. надо использовать на занятии разные техники рисования. Ведь, как известно, всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.
Для развития творческих способностей, воображения, творческого мышления рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.
Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Они требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла, умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания. Работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы детей.
Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение.
Как доказывают современные исследования: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, они становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что всё получится, и что получится красиво.
2.Практическая часть
Тема занятия: Нетрадиционные техники рисования. Мастер-класс.
Цель: Изготовление коллективного панно «Новогодняя ёлочка» в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи:
-знакомство с разными техниками нетрадиционного рисования;
-применение способов нетрадиционного рисования при изготовлении коллективного панно.
Оборудование и материалы: бумага, гуашь, акварель, восковые мелки, кисточки, ватные палочки, влажные салфетки для протирания рук от краски кружочки из бумаги для оформления елочных игрушек.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Этапы проведения мастер - класса:
I этап. Организационный |
Приветствие. Вступительное слово. Объявление темы занятия. Повторение правил при работе с краскам, клеем. | |
II этап. Знакомство с технологией выполнения изображения в нетрадиционных изобразительных техниках |
Изображение ёлочки способом «Рисование ладошкой». Выполняются отпечатки ладошек ярусами. Используется гуашь двух оттенков зеленого цвета | |
После такого веселого рисования необходимо тщательно вымыть руки! | |
Оформление елочных игрушек в технике «Фотокопия» или проступающий рисунок. | |
Выполняется при помощи восковых мелков. Их контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки. | |
Выполнение надписи «С Новым годом!» в технике «пуантелизм» или рисование точками. | |
Используя технику «Отпечатки» , украсили снежинками фон панно. | |
III этап. Заключительный |
Подведение итогов. Рефлексия участников мастер-класса. | |
Вывод: Дети с удовольствием рисовали ладошками елочку, мелками и акварелью расписали игрушки в технике проступающего рисунка, оформляли фон и надпись отпечатками.
У нас получилась яркое и необычное панно «Новогодняя ёлочка», которое теперь украшает кабинет.
3. Заключение
Выполняя проект, я изучила различные техники нетрадиционного рисования, историю их возникновения.
Узнала об особенностях развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Провела мастер-класс с учащимися 1А класса, на котором дети выполнили замечательное панно, применив различные техники нетрадиционного рисования.
На практике я убедилась в том, что ознакомление школьников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес их к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Литература:
Чумакова С. П. Развитие творческих способностей младших школьников: Методические рекомендации С. П. Чумакова. - Могилев: МГХ им. А. А. Кулешова, 2005.-32 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
Информационные ресурсы:
1 https://infourok.ru/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostej-mladshih-shkolnikov-4553794.html
2 https://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-netradicionyh-tehnik-risovanie-na-razvitie-rebenka.html
3 https://mega-talant.com/biblioteka/metodicheskaya-razrabotka-netradicionnye-tehniki-risovaniya-102120.html
https://artchive.ru/styles/pointillism
https://pedlib.ru/Books/7/0060/70060-1.shtml