Городское методическое объединение учителей истории и обществознания
ГОУ ЛНР «Кировская средняя школа №2»
«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания»
Учитель истории и обществознания
ГОУ ЛНР «Кировская СШ №2»
Басов В.В.
Кировск, 2021
В педагогике познавательная активность определяется как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели»
Проблема развития познавательной активности на уроках истории в современном мире прибредает все большую актуальность. Это обусловлено следующими причинами:
традиционные формы уроков не отвечают требованию современных стандартов, поэтому необходимо развивать активность ребят на уроке, используя различные методы и средства.
учебники предлагают учащимся большой поток сложной, необработанной информации, поэтому основная задача учителя – помочь ученику усвоить эту информацию, используя различные формы работы с ней.
Многие учащиеся не могут или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не умеют устанавливать причинно-следственные связи. Данные факты говорят о том, что надо искать и применять новые формы и средства активизации познавательной деятельности.
Хочется отметить, что именно от педагогического мастерства учителя зависит познавательный интерес ребят к изучаемому предмету, а значит и активизация познавательной деятельности на уроках истории. Развитию познавательной активности способствуют различные методы и средства, которые реализуются на разных этапах урока.
Предлагаю рассмотреть следующие из них:
Применение нетрадиционных форм урока
В педагогической литературе выделяются различные типы нестандартных уроков. Наиболее используемые на уроках истории это: урок-дискуссия, урок-игра «Поле чудес», урок-экскурсия, интегрированный урок, объединённый единой темой или проблемой с другим предметом. Нестандартные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем обычные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Такого типа занятия являются ярким пятном в учебной деятельности учащихся, вызывают интерес к изучаемой дисциплине. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, использовать их систематично не рекомендуется из-за большой потери времени и отсутствия серьезного познавательного труда.
Сегодня современная школа стоит на пороге абсолютно нового для нашей страны явления - тотального вхождения в жизнь школ информационных технологий. Информатизация образования является велением времени.
Принципиальное изменение содержание образования, его нацеленность на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, интереса к истории. Решение этой задачи осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода в обучении, предполагающего самостоятельную творческую активность, являющуюся необходимой для формирования познавательного интереса, ценностно-мотивационных установок учащихся к изучению истории. В связи с этим возникает необходимость разработки новых подходов формирования познавательного интереса учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и познавательных возможностей. Особое внимание обращается на взаимосвязь обучения, воспитания и развития, влияющих на повышение уровня мотивации, самостоятельной познавательной деятельности, формирование комплекса устойчивых интересов.
Результаты современных психолого-педагогических исследований показывают, что проблема развития познавательного интереса учащихся при изучении истории в школе остается актуальной и в наши дни. Как свидетельствуют научные исследования и опыт преподавания, внимание обращается на поиск эффективных приемов и средств формирования познавательной самостоятельности учащихся. На первый план выдвигается работа с различными источниками знаний, использование различных форм учебных занятий, разнообразными педагогическими технологиями, позволяющих формировать самостоятельную социально-активную личность.
Развитие познавательного интереса связано с овладением приемами учебной деятельности и соответствующими им учебными умениями. Это возможно только в процессе активной познавательной деятельности, направленной на усвоение основ исторической науки, развитие умственных способностей и приемов умственной деятельности. Овладение приемами учебной работы и приемами мыслительной деятельности позволяет ориентировать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, добывание знаний.
Прошлое и настоящее вызывает большой интерес у учащихся. Учитель обучает школьников ориентироваться в растущем потоке информации, самостоятельно анализировать важнейшие события мировой политики.
Система методов обучения определяется задачами обучения истории. Отсюда следует вывод, что основные методы обучения истории - это методы познания диалектики самого исторического процесса, а именно:
1. познания исторических фактов;
2. изучения хронологии;
3. изучения локальности исторических явлений;
4. формирования основных исторических понятий;
5. изучения причинно-следственных связей;
6. раскрытия закономерностей исторического развития.
С целью развития интереса, повышения активности, развития творческих способностей, формирования умений и навыков, самостоятельности учащихся в усвоении знаний в обучении направлена активность учителя.
Одним из условий влияющих на уровень активности учащихся является эмоциональность обучения: переживание, восхищение, которое испытывает ученик в процессе изучения темы.
Чтобы развивать познавательные интересы учащихся на уроках истории, учителю необходимо специально отбирать содержание материала, формы и методы, приемы и средства обучения для каждой темы.
Развитие познавательных интересов учащихся при изучении истории и обществознания на современном этапе невозможно без применения интерактивных технологий.
Огромные развивающие возможности дает применение компьютерных презентаций. Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы. Внедрение этой деятельности позволяет учителю организовать освоение современных информационных технологий, сформировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с современными системами, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: таблицы, изображения, анимацию, видео- и т.д., т.е. каждый слайд может включать в себя различные формы представления информации.
К условиям выполнения презентаций относятся:
-анализ и системное представление текстов и связанных с ним изображений;
-работа с базой данных по определенной тематике;
-поиск способов представления различной информации для привлечения внимания во время проведения презентации.
Применение мультимедийных презентаций на уроках истории и обществознания вызывает большой интерес учащихся к предмету.
Мультимедийную презентацию может создать учитель к уроку, либо ученик в качестве проектной работы. Существует много возможностей демонстрации мультимедийной презентации и объяснения нового материала:
1.демонстрация происходит с помощью проектора, учитель объясняет новый материал;
2.на каждом компьютере ученик смотрит мультимедийную презентацию сам, слушая объяснения учителя;
3.ученик самостоятельно изучает материал во время демонстрации мультимедийной презентации на своем компьютере;
4.демонстрация материала, непосредственная работа с ним происходит с помощью проектора и интерактивной доски.
Возможности использования интерактивной доски очень велики: можно представлять и выделять определения, понятия, термины с помощью цветных маркеров, выделительных линий, показывать видеофрагменты, иллюстративный материал, карты, выделять необходимый фрагмент. Можно необходимый материал прикрыть на время «шторкой».
Возможности анимации позволяют акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах урока, позволяют понять логику построения логических цепочек, схем, таблиц.
Компьютерная презентация развивает у учащихся познавательный интерес к истории и обществознания, так как:
-за короткий срок ребята могут познакомиться с большим объемом информации (демонстрация картин и рисунков требовала бы много времени);
-нацеливает учащихся на ведение общих проблем, которые могут быть переданы через конкретные факты из истории и культуры, что способствует активному включению учащихся в постижение информационного пространства;
-постигают информационное общение на основе лично отобранных материалов (тексты, рисунки, фотографии и т.д.);
-приводит к развитию мышления, так как каждый слайд несет конкретную информацию и является частью определенной системы;
-обеспечивает необходимость внимательного восприятия информации с экрана монитора;
-усиливает стремление к отбору и систематизации информации;
-повышает интерес не только к работе с компьютером, но и изучению предмета;
-помогают школьникам понимать не только смысл представленной информации, но и разнообразные связи этой информации с другими фактами.
Презентации способствуют воспитанию у школьников собственной точки зрения.
Повышать качество знаний учащихся немыслимо без педагогического правильного проведения контроля за учебной деятельностью учащихся – важного этапа процесса обучения.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков являются не только определителем уровня усвоения материала, они организуют интерес учащихся по усвоению новых знаний и систематизируют их.
Оценка знаний оказывает на учащихся моральное воздействие. На уроках можно применять разнообразные виды проверки:
-предварительная - для устранения пробелов в знаниях, актуализации имеющихся у учащихся знаний;
-текущая - помогает своевременно установить успехи и недостатки в усвоении материала. Текущая проверка имеет различные формы и способы: проведения письменных контрольных работ, устный опрос, тестирование и т.д.
К настоящему времени в школьной практике проверки знаний сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная контрольная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учеников, отнимающий значительный объем драгоценного времени от урока. К тому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с необъективной оценкой знаний.
Свободной от этих недостатков является форма контроля в виде тестовых заданий. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний.
Итоговую проверку знаний по изучению курса за год или полугодие так же целесообразно проводить с помощью компьютера.
В процессе подготовки итоговой проверки происходит систематизация, углубление, обобщение знаний по всей программе.
Мой педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки использование тестовых технологий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Опыт нескольких последних лет использования программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники, позволил выделить следующие положительные моменты:
1.устранена возможность подсказок и списывания;
2.повысилась объективность оценки знаний;
3.преподаватель освобождается от проверки контрольных работ и может, используя статистические данные, оперативно получить объективную картину успеваемости, определить, какие области курса учащиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс.
Особенно перспективно использование компьютерного тестирования в дистанционном образовании и как средство контроля, самоконтроля и последующей коррекции знаний учащихся.
Педагогически правильно организованные проверка и оценка знаний, умений, является мощным средством воспитания учащихся. При этом успешно формируются такие важные нравственные качества, как добросовестное отношение к своей работе, чувство ответственности за результаты труда, активность, дисциплинированность в выполнении задания.
Все выше перечисленное является результатом развития познавательных интересов учащихся на уроках истории и обществознания.
Так, например, на обобщающем уроке по теме «Арабы в VI–XI веках», ребятам можно предложить сыграть в игру «Поле чудес». Правила игры, задания, верные ответы учитель заранее готовит на слайдах в презентации.
Задание для 1 тура: Кочевые арабы назывались…
Задания для 2 тура: Основатель ислама
Задание для 3 тура: Государство арабов при Аббасидах называли … халифат
Задание для суперигры (состоит из 3 вопросов):
Задание по горизонтали: Основатель ислама
Задания по вертикали:
1 задание по вертикали: К середине XI в. большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. Какой город они захвати в 1055 в.?
2 задание по вертикали: VIII—IX века можно было назвать арабским…
Как правило, такого рода занятия вызывают у учащихся большой интерес. Если заранее предупредить ребят об игре, они с большим желанием подготовятся к уроку.
Использование игровых форм, методов и приёмов обучения
Среди форм проведения урока следует выделить игровые: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельностые. Педагогами давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность познания учебного предмета. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект-субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога. В методической литературе этот прием рассматривается как один из самых главных и универсальных в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса.
Так, например, на этапе изучения нового материала по теме «Жизнь египетского вельможи можно предложить одному из учащихся заранее подготовиться и сыграть роль вельможи, который пришел из Древнего мира с рассказом о своей жизни.
Проблемная ситуация
Проблемная ситуация, как правило, побуждает учащихся задавать вопросы. Получая ответ на свой вопрос, ученик «открывает» новое знание.
Виды проблемных ситуаций:
ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных. Задача ученика найти верное (оптимальное решение) решение;
ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;
ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей необычностью;
ситуация-предположение (гипотеза), когда учитель высказывает предположение о возможности новой закономерности или просит ребят сделать предположение, а потом найти правильный ответ в учебнике. Данный тип ситуаций вовлекает в активный поиск обучаемых;
ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, решения;
ситуация-несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.
Чаще всего на уроках истории использую ситуации-предположения. Так, например, при изучении темы «Древнее междуречье» учитель просит ребят выдвинуть гипотезу «Первые поселения в Междуречье образовались именно в долине рек, потому что…», а потом подтвердить свои предположения текстом учебника.
Использование на уроке разнообразных форм учебной деятельности учащихся
коллективные,
групповые,
индивидуальные,
фронтальные,
парные.
Групповая форма общения соответствует структуре (один человек → группа людей). Организация групповой формы общения предусматривает два варианта:
а) общеклассная (учитель → учащиеся класса),
б) бригадная (учитель → группа учащихся).
Для этого класс делится на микрогруппы по несколько человек в каждой. Задание получает группа в целом. Возглавляет группу доверенное лицо учащихся – командир группы. Работа в группах может строиться по-разному: иногда задание может делиться на части, а затем вся группа делает общий вывод. Деятельность учащихся на уроке также может быть реализована в парном варианте, которая соответствует структуре (учитель → ученик, ученик → ученик) или в парах сменного состава, когда каждый ученик по очереди и в индивидуальном порядке работает с другими учениками класса или учебной группы под общим руководством учителя. В этом случае учащийся работает попеременно то, как учитель, то, как ученик.
Одной из интересных форм организации коллективной познавательной деятельности учащихся, на мой взгляд, является общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса истории.
Применение новых информационных технологий
Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках:
тематические презентации;
теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме;
видеофрагменты и видеосюжеты;
карты;
картосхемы;
таблицы и многое другое.
Систематическое использование различных средств контроля
Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и перфокарты, и лабиринты, и дидактические карточки; терминологические кроссворды и т.д.
Применение дидактических приемов
«Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).
«Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).
«Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).
Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся
эмоциональные: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью;
познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, проектов и др.;
волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности;
социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.