Развитие критического мышления на уроках химии
Современная жизнь требует более утонченного, более профессионального подхода к образованию. Поэтому в современном педагогическом образовании разрабатываются новые технологии. Одной с таких перспективных педагогических технологий можно считать технологию развития критического мышления. Сегодня среды бурного потока информации очень важно уметь выбрать главное, критически проверить полученную информацию и создать собственный план с ее практической реализации. Это могут сделать те люди, которые способны критически мыслить. Умение критически мыслить необходимо во все времена, а особенно сегодня, в эпоху быстрых перемен.
Технология развития критического мышления предлагает набор конкретных методических приемов, которые можно использовать как на разных уровнях образования, так и в разных предметных отраслях во время использования разнообразных видов и форм работы. Это объясняется тем, что она рассчитана не на запоминания, а на осмысленный творческий процесс познания мира, на постановку проблем и поиски способов их решения.
Условия, при которых возможно развитие критического мышления:
со стороны учителя: принятие различных идей и мыслей учащегося; поддержка его познавательного интереса в процессе обучения.
со стороны учащегося: уверенность в себе, понимание ценности своих идей, активное участие в учебном процессе; уважение к идеям других.
Современная образовательная технология развития критического мышления решает задачи:
мотивации – повышение интереса учащихся к процессу обучения и активное восприятие учебного материала;
информационной грамотности – развитие умения самостоятельно работать с информацией различного вида сложности;
культуры письма – формирование навыков создания текстов различных жанров;
социальной компетентности – формирование коммуникационных навыков.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Эта модель описана С.И. Заир-Бек. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление). Рассмотрим использование технологии на примере структуры и содержания урока.
Стадии критического мышления | Стадия вызова – начальная заинтересованность учащихся. | Стадия осмысления (реализации) – обеспечение условия для обдумывания учащимся материала. | Стадия рефлексии – «присвоение» знаний учащимися. |
Цель | Определение учащимися уровня собственных знаний | Сохранение заинтересованности; проверка учащимися собственного понимания учебного материала | Соотношение информации с имеющимися знаниями; формирование внутренней мотивации |
Деятельность учителя | вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу; активизация учащихся; мотивация для дальнейшей работы. | сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие или практические задания на основе изученной информации. |
Деятельность учащихся | ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения); систематизирует информацию до ее изучения; задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ | ученик читает (слушает) текст, используя активные методы чтения, предложенные учителем, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. | соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. |
Методы обучения | составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; ассоциация; «мозговая атака» и т. д | маркировка с использованием значков «+», «-», «?»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т. д.; непосредственный контакт с новой информацией | заполнение кластеров, таблиц, установление причинно – следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных круглых столов; организация различных видов дискуссий; неоконченное предложение; микрофон; написание творческих работ (пятистишия –синквейны, эссе); исследования по отдельным вопросам темы и т. д. |
Результат | Активность учащихся; умение использовать собственный опыт | Познавательная активность; сотрудничество; адаптация к изменениям | Умения работать в команде, решать проблемы, принимать решения; формирование адекватной самооценки. |
Рассмотрим некоторые методические приемы, которые применяю я в технологии развития критического мышления на уроках химии.
Диаграмма Венна. Во время использования этого приема рисуют два круга таким образом, что бы они частично накладывались друг на друга, образовывая общее пространство. Свободное пространство используют для записи признаков отличия, а общее – для записи признаков, которые характерны для всех объектов.
Характеристика оксидов углерода (II) и (IV)
Тушит пламя, выделяется
в процессе дыхания,
используется в приготовлении газированных напитков
Удушливый газ, Оксиды,
Продукт неполного Газообразные
сгорания вещества
Разгадывание кроссвордов!!!
Т-таблица – это графический организатор, который имеет Т-подобную форму: две колонки «под одной крышей». Ее лучше использовать на этапе осмысления, делать пометки во время рассказа учителя, чтения учебника или анализа результатов лабораторных исследований.
К теме «Свойства веществ»
Медь | Свойство | Сера |
| Агрегатное состояние Цвет Запах Плотность Растворимость в воде Теплопроводность Электропроводность Температура плавления Температура кипения | |
Знаю – хочу узнать – узнал
Эту технику используют во время работы со знакомыми темами. Она охватывает все этапы урока. Ее можно применить во время изучения темы «Кислород».
Учитель объявляет тему урока и предлагает на протяжении нескольких минут обговорить по парам все, что знают про кислород. Далее учитель со слов каждой пары заполняет первую колонку таблицы. В случаи, когда учащиеся не уверены в своих знаниях, учитель прописывает информацию во вторую колонку. Учитель предлагает учащимся искать ответы на вопросы второй колонки. Когда ответ найден, заполняется третья графа таблицы.
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
Кислород – газ, поддерживает горение…. | | |
Ассоциативный куст помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме. Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:
1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.
2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.
3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.
Классификация строительных материалов
Карта характерных свойств. Благодаря данному приему учащийся учится быстро и последовательно описывать предметы или явления природы.
Задание к теме «Периодический закон»
Укажите, какой химический элемент был выбран
Дайте характеристику химического элемента по плану
Характеристика | ? | Фосфор |
Символ | ? | ? |
Порядковый номер | 30 | ? |
Заряд ядра | +30 | ? |
Атомная масса | 65 | ? |
Группа | II Б | ? |
Период | 4 | ? |
Метал/неметалл | Металл | ? |
Строение атома | Протоны – 30 Электроны – 30 Нейтроны – 35 | ? |
А
нализ диаграмм. Диаграммы используют как фиксированную разновидность визуальной информации, которая развивает у учащегося навыки систематизации информации, благодаря чему он может определить главное в ней и сохранить это в памяти.
Задание к теме «Растворимость»: воспользовавшись рисунком, определите растворимость нитрата калия при температуре 600С.
Интересные квадраты. Данный вид работы можно организовывать на разных этапах урока в зависимости от цели учителя. Работу учащихся можно оценивать.
Пример использования данного методического приема при изучении темы «Химический элемент. Знаки химических элементов»
Li
Ca O Zn
F
j
H Si Ba S
CU
B Fe Al N
H
Варианты заданий.
Соединить элементы по порядку, начиная с водорода.
Выписать все элементы-металлы (элементы-неметаллы).
Учитель называет элемент, учащийся находит его в таблице, а также указывает элементы, которые там отсутствуют.
Разместить знаки химических элементов в алфавитном порядке по их названиям.
Рассмотреть присутствующие элементы в таблице в течении 2 минут, а далее
Найти тройки химических элементов, сумма порядковых номеров которых равна 20.
Составление текста на основании предложенных слов формирует у учащихся умение работать с научной терминологией. Учащиеся работают парами. Учитель предлагает учащимся 5-6 слов и просит за несколько минут составить текст. После презентации результатов своей работы нескольких пар класс обсуждает результат работы: «Правильно ли выполнено задание? Все ли получилось? Если не получилось, то почему?». Данную технологию можно использовать во время закрепления изученного материала, повторения и актуализации знаний. Пример использования технологии во время изучения темы Кислород. На доске записаны слова: кислород, дыхание, окисление, энергия, температура. Пример текста: «Кислород играет важную роль в дыхании растений и животных. Во время окисления веществ в теле организмов выделяется энергия, которая необходима для поддержания температуры тела у теплокровных животных.
Составление текста на основании предложенной картинки
Учащимся предлагается составить текст об образовании и влиянии на экосистему кислотных дождей, используя данную картинку.
Поиск соответствия. Учащимся необходимо установить соответствие между частями предложения.
К теме «Признаки химических реакций»
Выделение газа а) горит порошок магния
Изменение цвета исходных веществ б) реакция мела с уксусной кислотой
Образование осадка в) реакция CuSO4 с лимонной кислотой
Выделение тепла и света г) реакция сульфата меди с щелочью
Пропущенные слова - в тексте закрывается часть слов и понятий, дети подбирают спрятанные слова по смыслу, т.е. задача учащихся - восстановить текст. Например, при изучении в 8 классе темы «Кристаллические решётки», предлагается, например, такое задание:
Прочитайте текст и заполните пропуски, вставляя слова и/или цифры, которыми обозначены на рисунке соответствующие понятия.
Кристаллические вещества состоят из частиц, которые имеют четкое расположение в определенных точках пространства. Если соединить эти частицы, то получится своеобразный каркас, который называется (---). А точки, где находятся частицы – (---). …
Смешанная последовательность позволяет учащимся научится более внимательно читать учебник, понимать суть сложного процесса, запоминать последовательность химических процессов.
Задание к теме «Водород». Запишите предложения в правильной последовательности.
Как получить водород
Поэтому во время получения водорода всегда необходимо тщательно проверять его чистоту. (3)
Горит с характерным свистом (6)
Смесь водорода с кислородом (в соотношении 2:1) известна как «огнеопасный газ» (2)
Чистый водород сгорает с характерным «хлопком» (4)
Химический элемент Водород образовывает простое вещество Н2. (1)
Огнеопасной также может быть смесь водорода и воздуха (5).
Сенкан – это стих, который состоит из пяти рядков (1 ряд – слово, что означает тему, 2 ряд - два слова, которые описывают тему, 3 ряд – три слова, которые называют действие, связанную с темой, 4 ряд – четыре слова, которые выражают отношение к теме, 5 ряд – одно слово, которое подводит итог).
К теме «Кислород»
Кислород
Бесцветный, без запаха.
Дыхание, горение, фотосинтез.
Источник энергии на Земле
Жизнь.
Найди ошибку
Этот прием можно использовать как во время индивидуальной работы, так и во время работы в парах или группах. Возможные варианты:
- учитель просит найти в предлагаемом тексте ошибки. Можно указать их количество. Обычно рекомендуется сделать 2-3 явные ошибки, 2-3 типовые и 1 малозаметную;
- учитель в своем сообщении допускает ошибки, которые следует найти, или озвучивает тексты, в которых явно искаженная информация, запутанные определения, возбуждено последовательность изложения, даются неправильные толкования терминов, событий, процессов;
- для групповой работы: каждая из команд готовит заранее текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой группе. Выигрывает та группа, которая лучше спрячет свои ошибки и больше и быстрее найдет ошибки команды-оппонента.
Обоснованное эссе требует от автора четкое отношение к определенной в нем мысли. В обоснованном эссе должно быть несколько частей: введение (личное отношение к проблеме), аргументация (не менее трех аргументов, идущих от более слабых к более мощным) и вывод (коротко подытоживается все аргументы с их идеей). Данный прием можно использовать при изучении темы «Влияние этанола на организм человека» и предложить учащимся написать антирекламу алкоголя.