Развития критического мышления на уроках литературы
Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной
Б. Гершунский выделяют следующие цели и задачи технологии
«Развития критического мышления».
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость,гибкость,рефлексивность,
Осознание многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность,самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и
результаты своей деятельности.
Развитие аналитического, критического мышления.
Задача научить школьников:
-выделять причинно-следственные связи;
-рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
-отвергать ненужную или неверную информацию;
-понимать, как различные части информации связаны между
-выделять ошибки в рассуждениях;
-делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации,интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
-избегать категоричности в утверждениях;
-быть честным в своих рассуждениях;
-определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным
-выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
-уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
-подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
-отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметьакцентировать внимание на первом.
«КЛАСТЕР»
Это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке в виде «грозди».
Формирует умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения.
«ОБЩЕЕ-УНИКАЛЬНОЕ»
Используя графические методы (Кольца Венна), необходимо представить (назвать, выписать) общие и уникальные черты двух изученных явлений (персоналий, объектов и т. п.).
Данный прием формирует способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов и т. д.
«ИДЕАЛ»
Это стратегия решения проблем, которая может быть применима для работы с текстами и анализа ситуаций.
Формирует умение осознанного, «вдумчивого» чтения на стадии вызова и осмысления.
«ФИШБОУН»
Данный прием позволяет учащимся разбить общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.
Прием формирует умение формулировать и решать проблемы
«СИНКВЕЙН»
Синквейн - стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме. Правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки.
Синквейн формирует умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного.
Петр Гринев.
Смелый, влюбленный.
Защищает, спасает, сражается.
«Береги честь смолоду».
Честь.
Алексей Швабрин.
Трусливый, неискренний.
Предает, обманывает, губит.
Перешел на сторону врага.
Бесчестие.
1.Петр Гринев.
2.Смелый, влюбленный.
3.Защищает, спасает, сражается.
4.«Береги честь смолоду».
5.Честь.
1.Алексей Швабрин.
2.Трусливый, неискренний.
3.Предает, обманывает, губит.
4.Перешел на сторону врага.
5.Бесчестие.
«ЭССЕ»
Эссе – художественная форма размышления, поток сознания, перенесенный на бумагу.
Эссе формирует умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного.
«НАПИШИ ПИСЬМО»
Прием «Напиши письмо» - разновидность эссе. Учащиеся пишут кому-либо письмо от имени героя произведения.
Данный прием формирует умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного.
«ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»
В начале урока предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети, полагаясь на собственный опыт, либо угадывая, напротив верного утверждения ставят – «+», неверного – «-».
Прием формирует умение планировать собственную учебную деятельность.
« Верные и неверные утверждения»
(Рядом с верным, на ваш взгляд, высказыванием поставьте «+»,
с неверным – «-»)
В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» звучит тема одиночества.
Слово «мятежный» означает «спокойный».
Инверсия – это обычная последовательность слов в предложении.
М.Ю. Лермонтов – поэт и художник.
Стихотворение «Парус» можно отнести к романтизму.
Таким образом, в процессе работы по фазам технологии развития критического мышления учащийся понимает ценность своей работы, чувствует единение с другими и ее значимость. С другой стороны, во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению, что помогает решать проблемы в реальных жизненных ситуациях.