СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие критического мышления учащихся на уроках , как средство формирования компетентного выпускника начальной школы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к педсовету о возможностях использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) для проектирования и организации активной и эффективной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления учащихся на уроках , как средство формирования компетентного выпускника начальной школы»

Материалы к педсовету

Материалы к педсовету

расписание 06.02.19  06:00

расписание

06.02.19 06:00

Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) для проектирования и организации активной и эффективной деятельности   06.02.19  06:00

Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) для проектирования и организации активной и эффективной деятельности

06.02.19 06:00

Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ) Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности  06.02.19  06:00
  • Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
  • Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
  • Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности

06.02.19 06:00

Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь . ( китайская мудрость ) 06.02.19  06:00
  • Скажи мне и я забуду.
  • Покажи мне и я запомню.
  • Дай мне действовать самому и я научусь .

( китайская мудрость )

06.02.19 06:00

Критическое мышление — это:  способность ставить новые, полные смысла вопросы ;  вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;  принимать независимые продуманные решения . … (продолжите)  30.11.2008 21:26

Критическое мышление — это:

  • способность ставить новые, полные смысла вопросы ;
  • вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;
  • принимать независимые продуманные решения .
  • (продолжите)

30.11.2008 21:26

7

7

мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата Халперн Д. 06.02.19 7 7
  • мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата

Халперн Д.

06.02.19

7

7

Готовность к планированию; Гибкость (готовность воспринимать идеи других); Настойчивость (не откладывать трудные задачи); Осознание (отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других людей); Поиск компромиссных решений; Коммуникативность.  Критическое мышление - это точка отчета , естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. 06.02.19 7
  • Готовность к планированию;
  • Гибкость (готовность воспринимать идеи других);
  • Настойчивость (не откладывать трудные задачи);
  • Осознание (отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других людей);
  • Поиск компромиссных решений;
  • Коммуникативность.

Критическое мышление - это точка отчета , естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

06.02.19

7

«Вызов» «Осмысление содержания» активизация имеющихся знаний;   пробуждение интереса к получению новой информации;   постановка учеником собственных целей обучения «Рефлексия»  получение новой информации;   корректировка учеником поставленных целей обучения  размышление, рождение нового знания;  - постановка учеником новых целей обучения (на перспективу)  06.02.19

«Вызов»

«Осмысление содержания»

  • активизация имеющихся знаний;
  • пробуждение интереса к получению новой информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения

«Рефлексия»

  • получение новой информации;
  • корректировка учеником поставленных целей обучения
  • размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения (на перспективу)

06.02.19

преподаватель конструирует процесс обучения исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели будут изначально приняты учащимися (самому учащемуся поставить цели обучения); необходимо проанализировать учащимуся то, что ему знакомо; комбинирование индивидуальных и групповых форм работы; допускаются все мнения (и правильные и неправильные); проводится «свободная дискуссия»; идет мотивация учащегося 06.02.19
  • преподаватель конструирует процесс обучения исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели будут изначально приняты учащимися (самому учащемуся поставить цели обучения);
  • необходимо проанализировать учащимуся то, что ему знакомо;
  • комбинирование индивидуальных и групповых форм работы;
  • допускаются все мнения (и правильные и неправильные);
  • проводится «свободная дискуссия»;
  • идет мотивация учащегося

06.02.19

учитель в процессе объяснения нового материала имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами; поддержка активных учащихся; осуществление контакта с новой информацией; сопоставление новой информации с уже имеющимися знаниями; акцент внимания на активный поиск ответов; обращение внимания на неясности; стремление отследить сам процесс знакомства с новой информацией, что именно привлекает ребенка … готовиться к анализу и обсуждению услышанного,  увиденного и прочитанного  06.02.19
  • учитель в процессе объяснения нового материала имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами;
  • поддержка активных учащихся;
  • осуществление контакта с новой информацией;
  • сопоставление новой информации с уже имеющимися знаниями;
  • акцент внимания на активный поиск ответов;
  • обращение внимания на неясности;
  • стремление отследить сам процесс знакомства с новой информацией, что именно привлекает ребенка …
  • готовиться к анализу и обсуждению услышанного,

увиденного и прочитанного

06.02.19

рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания, тщательное взвешивание и самооценку;  рефлексия учителя;  рефлексия учащегося;  «взаимопонимание» будущих целей и перспектив   06.02.19
  • рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания, тщательное взвешивание и самооценку;
  • рефлексия учителя;
  • рефлексия учащегося;
  • «взаимопонимание» будущих целей и перспектив

06.02.19

Чтение с остановками инсерт РАЗБИВКА НА КЛАСТЕРЫ МЕТОДЫ и ПРИЁМЫ ЗУХ ОБУЧЕНИЕ СООБЩА ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ ЗИГЗАГ

Чтение с остановками

инсерт

РАЗБИВКА НА КЛАСТЕРЫ

МЕТОДЫ и ПРИЁМЫ

ЗУХ

ОБУЧЕНИЕ СООБЩА

ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ

ЗИГЗАГ

1. Кластеры (выделение смысловых единиц текста); 2. ИНСЕРТ (маркировка текста значками по мере его чтения) (« √» - уже знал, «+» новое, «--» думал иначе, «?» не понял вопрос); 3 . Дерево предсказаний по теме (ствол - тема, ветви - предположения, листья - обоснования, аргументы); 4. Чтение с остановками (задать вопрос к блоку материала); 5. Графическое отображение полученной информации (схема «Фишбоун», концептуальная таблица, денотатный граф); 6. « SWOT - анализ» важной проблемы; 7. Синквейн

1. Кластеры (выделение смысловых единиц текста);

2. ИНСЕРТ (маркировка текста значками по мере его чтения) (« √» - уже знал, «+» новое, «--» думал иначе, «?» не понял вопрос);

3 . Дерево предсказаний по теме (ствол - тема, ветви - предположения, листья - обоснования, аргументы);

4. Чтение с остановками (задать вопрос к блоку материала);

5. Графическое отображение полученной информации (схема «Фишбоун», концептуальная таблица, денотатный граф);

6. « SWOT - анализ» важной проблемы;

7. Синквейн

 I – interactive самоактивизирующая N – noting   (диалоговая) «  » – уже знал S – system   системная разметка « + » – новое E – effective   для эффективного « – » – думал иначе R - reading &    чтения и      « ? » – есть вопросы T – thinking    размышления  06.02.19  06:00

I – interactive самоактивизирующая

N – noting (диалоговая) « » – уже знал

S – system системная разметка « + » – новое

E – effective для эффективного « » – думал иначе

R - reading & чтения и « ? » – есть вопросы

T – thinking размышления

06.02.19 06:00

Значки Ключевые слова  + – ?  06.02.19

Значки

Ключевые слова

+

?

06.02.19

 выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди  Важно в тексте, с которым работаешь: Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.  30.11.2008 21:23

выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди

Важно в тексте, с которым работаешь:

  • Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
  • Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
  • Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

30.11.2008 21:23

Категория 2 Категория 1 Ключевое слово  Категория 4 Категория 3  30.11.2008 21:28

Категория 2

Категория 1

Ключевое слово

Категория 4

Категория 3

30.11.2008 21:28

 (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия.  Методика построения  денотатного графа: 20 06.02.19  06:00

(от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия.

Методика построения

денотатного графа:

20

06.02.19 06:00

20

20

Пример Педагогическая информационная  технология формирует включает развивает является способствует аудиовизТО информационно-образовательную среду информационную компетентность и культуру аудио ТО оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса визуальные ТО системным методом работы с образовательной информацией расширяет индивидуализирует информационно-образовательное и культурное пространство хранит, распространяет, представляет, преобразует восприятие информации образовательную информацию 20

Пример

Педагогическая информационная технология

формирует

включает

развивает

является

способствует

аудиовизТО

информационно-образовательную среду

информационную компетентность и культуру

аудио ТО

оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса

визуальные ТО

системным методом работы с образовательной информацией

расширяет

индивидуализирует

информационно-образовательное и культурное пространство

хранит, распространяет, представляет, преобразует

восприятие информации

образовательную информацию

20

  Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).   З У Х 06.02.19  06:00

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

З

У

Х

06.02.19 06:00

 В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию.  Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.  Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.   Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения. 30.11.2008 21:29

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию.

Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.

Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

30.11.2008 21:29

06.02.19  06:00

06.02.19 06:00

«Выглядит, как … звучит как …» «Плюс - минус - вопрос» «Бортовой журнал» - обобщенное название различных приемов обучения, во время которого ученики записывают свои мысли, а потом их анализируют «Трехчастный дневник» «Тонкие» (кто, что, как) и «толстые» (в чем различие, предположите, что если…) вопросы Таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал» Таблица «Кто - Что - Когда - Где - Почему» «Гора успеха»  06.02.19  06:00
  • «Выглядит, как … звучит как …»
  • «Плюс - минус - вопрос»
  • «Бортовой журнал» - обобщенное название различных приемов обучения, во время которого ученики записывают свои мысли, а потом их анализируют
  • «Трехчастный дневник»
  • «Тонкие» (кто, что, как) и «толстые» (в чем различие, предположите, что если…) вопросы
  • Таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал»
  • Таблица «Кто - Что - Когда - Где - Почему»
  • «Гора успеха»

06.02.19 06:00

Пишем синквейн (от англ. «путь мысли»)  Правила написания синквейна: Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.  Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.  Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.  Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.  Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.  30.11.2008 21:30

Пишем синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

  • Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  • Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
  • Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
  • Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
  • Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

30.11.2008 21:30

Критическое мышление Удивительное, продвинутое Учит, размышляет, побуждает Продвигает всех нас вперёд Крутое!!!
  • Критическое мышление
  • Удивительное, продвинутое
  • Учит, размышляет, побуждает
  • Продвигает всех нас вперёд
  • Крутое!!!

С позиции ученика: «Критическое мышление позволяет увидеть проблему в  совершенно новом ракурсе. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме.» «Я научилась выражать свои мысли, доверять себе.» «Теперь у меня появился стимул учиться.»

С позиции ученика:

  • «Критическое мышление позволяет увидеть проблему в совершенно новом ракурсе. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме.»
  • «Я научилась выражать свои мысли, доверять себе.»
  • «Теперь у меня появился стимул учиться.»

С позиции учителя: «Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии.» «Учитель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет.., поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо них.» «…учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся.»

С позиции учителя:

  • «Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии.»
  • «Учитель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет.., поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо них.»
  • «…учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся.»

 Творческих Вам успехов, коллеги!  Шутка в подарок

Творческих Вам успехов, коллеги!

Шутка в подарок

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, 2004. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000. Студент в поле информации и коммуникации. – СПб, PETROC, 2000.
  • Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, 2004.
  • Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
  • Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
  • Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.
  • Студент в поле информации и коммуникации. – СПб, PETROC, 2000.

Викентьева Н. Ода синквейну // Перемена, 2002. - №3 Заир-Бек С.Н. Основы педагогического проектирования: Учеб. Пособие - СПб, 1995. Линдсней Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. Основы критического мышления: междисциплинарная программа: Пособие/ Сост. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер - М., 1997. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000. Gardner H. The Unschooled Mind: How Children Think and How Schools Should Teach. NY, 1991 .
  • Викентьева Н. Ода синквейну // Перемена, 2002. - №3
  • Заир-Бек С.Н. Основы педагогического проектирования: Учеб. Пособие - СПб, 1995.
  • Линдсней Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.
  • Основы критического мышления: междисциплинарная программа: Пособие/ Сост. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер - М., 1997.
  • Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000.
  • Gardner H. The Unschooled Mind: How Children Think and How Schools Should Teach. NY, 1991 .