Материалы к педсовету
расписание
06.02.19 06:00
Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) для проектирования и организации активной и эффективной деятельности
06.02.19 06:00
- Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
- Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
- Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности
06.02.19 06:00
- Скажи мне и я забуду.
- Покажи мне и я запомню.
- Дай мне действовать самому и я научусь .
( китайская мудрость )
06.02.19 06:00
Критическое мышление — это:
- способность ставить новые, полные смысла вопросы ;
- вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;
- принимать независимые продуманные решения .
- … (продолжите)
30.11.2008 21:26
7
- мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата
Халперн Д.
06.02.19
7
7
- Готовность к планированию;
- Гибкость (готовность воспринимать идеи других);
- Настойчивость (не откладывать трудные задачи);
- Осознание (отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других людей);
- Поиск компромиссных решений;
- Коммуникативность.
Критическое мышление - это точка отчета , естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
06.02.19
7
«Вызов»
«Осмысление содержания»
- активизация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения
«Рефлексия»
- получение новой информации;
- корректировка учеником поставленных целей обучения
- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения (на перспективу)
06.02.19
- преподаватель конструирует процесс обучения исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели будут изначально приняты учащимися (самому учащемуся поставить цели обучения);
- необходимо проанализировать учащимуся то, что ему знакомо;
- комбинирование индивидуальных и групповых форм работы;
- допускаются все мнения (и правильные и неправильные);
- проводится «свободная дискуссия»;
- идет мотивация учащегося
06.02.19
- учитель в процессе объяснения нового материала имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами;
- поддержка активных учащихся;
- осуществление контакта с новой информацией;
- сопоставление новой информации с уже имеющимися знаниями;
- акцент внимания на активный поиск ответов;
- обращение внимания на неясности;
- стремление отследить сам процесс знакомства с новой информацией, что именно привлекает ребенка …
- готовиться к анализу и обсуждению услышанного,
увиденного и прочитанного
06.02.19
- рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания, тщательное взвешивание и самооценку;
- рефлексия учителя;
- рефлексия учащегося;
- «взаимопонимание» будущих целей и перспектив
06.02.19
Чтение с остановками
инсерт
РАЗБИВКА НА КЛАСТЕРЫ
МЕТОДЫ и ПРИЁМЫ
ЗУХ
ОБУЧЕНИЕ СООБЩА
ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ
ЗИГЗАГ
1. Кластеры (выделение смысловых единиц текста);
2. ИНСЕРТ (маркировка текста значками по мере его чтения) (« √» - уже знал, «+» новое, «--» думал иначе, «?» не понял вопрос);
3 . Дерево предсказаний по теме (ствол - тема, ветви - предположения, листья - обоснования, аргументы);
4. Чтение с остановками (задать вопрос к блоку материала);
5. Графическое отображение полученной информации (схема «Фишбоун», концептуальная таблица, денотатный граф);
6. « SWOT - анализ» важной проблемы;
7. Синквейн
I – interactive самоактивизирующая
N – noting (диалоговая) « » – уже знал
S – system системная разметка « + » – новое
E – effective для эффективного « – » – думал иначе
R - reading & чтения и « ? » – есть вопросы
T – thinking размышления
06.02.19 06:00
Значки
Ключевые слова
+
–
?
06.02.19
выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди
Важно в тексте, с которым работаешь:
- Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
- Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
- Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
30.11.2008 21:23
Категория 2
Категория 1
Ключевое слово
Категория 4
Категория 3
30.11.2008 21:28
(от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия.
Методика построения
денотатного графа:
20
06.02.19 06:00
20
Пример
Педагогическая информационная технология
формирует
включает
развивает
является
способствует
аудиовизТО
информационно-образовательную среду
информационную компетентность и культуру
аудио ТО
оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса
визуальные ТО
системным методом работы с образовательной информацией
расширяет
индивидуализирует
информационно-образовательное и культурное пространство
хранит, распространяет, представляет, преобразует
восприятие информации
образовательную информацию
20
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
З
У
Х
06.02.19 06:00
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию.
Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.
Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
30.11.2008 21:29
06.02.19 06:00
- «Выглядит, как … звучит как …»
- «Плюс - минус - вопрос»
- «Бортовой журнал» - обобщенное название различных приемов обучения, во время которого ученики записывают свои мысли, а потом их анализируют
- «Трехчастный дневник»
- «Тонкие» (кто, что, как) и «толстые» (в чем различие, предположите, что если…) вопросы
- Таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал»
- Таблица «Кто - Что - Когда - Где - Почему»
- «Гора успеха»
06.02.19 06:00
Пишем синквейн (от англ. «путь мысли»)
Правила написания синквейна:
- Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
- Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
- Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
- Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
- Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
30.11.2008 21:30
- Критическое мышление
- Удивительное, продвинутое
- Учит, размышляет, побуждает
- Продвигает всех нас вперёд
- Крутое!!!
С позиции ученика:
- «Критическое мышление позволяет увидеть проблему в совершенно новом ракурсе. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме.»
- «Я научилась выражать свои мысли, доверять себе.»
- «Теперь у меня появился стимул учиться.»
С позиции учителя:
- «Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии.»
- «Учитель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет.., поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо них.»
- «…учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся.»
Творческих Вам успехов, коллеги!
Шутка в подарок
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, 2004.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
- Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.
- Студент в поле информации и коммуникации. – СПб, PETROC, 2000.
- Викентьева Н. Ода синквейну // Перемена, 2002. - №3
- Заир-Бек С.Н. Основы педагогического проектирования: Учеб. Пособие - СПб, 1995.
- Линдсней Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.
- Основы критического мышления: междисциплинарная программа: Пособие/ Сост. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер - М., 1997.
- Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000.
- Gardner H. The Unschooled Mind: How Children Think and How Schools Should Teach. NY, 1991 .