КРУЖОК
«Расскажи-ка, елочка!»
Цель:
развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с ТНР посредством составления синквейна.
Задачи:
- обогащать, актуализировать словарный запас;
- закреплять понятия: предмет, признак предмета, действие предмета;
- научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении синквейна;
- учить распространению предложений;
- уметь формулировать свое отношение к предметам и явлениям;
- развивать умение составления краткого рассказа;
- развивать ассоциативное мышление, критическое мышление;
- развивать творческие способности.
Работа кружка осуществляется под руководством учителя-логопеда. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, с учетом тематического планирования, а также основных праздников, событий, мероприятий в ДОУ.
Работа проводится 1 раз в неделю 30 минут, по средам во вторую половину дня.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна строится по следующим этапам:
I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь).
Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Цель первого этапа: уточнение, расширение и совершенствование детского словаря; знакомство и обогащение словаря дошкольников словами понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов. Знакомим детей с понятием «слово», обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово», обозначающее действие предмета, готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомим детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом). Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями: «слов-предметов», «слов-определений», «слов-действий», «слов-ассоциаций», схемой предложения. Знакомим детей с символами слов, которые на втором этапе составят алгоритм дидактического синквейна.
II этап – основной (январь – март).
Цель второго этапа: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн символами (с помощью педагога). Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать: Условные обозначения: слова-предметы (существительные); слова-признаки (прилагательные); слова-действия (глаголы); слова-предметы (существительные) маленькие слова-предлоги. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически.
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то педагог может спросить, как назвать его по- другому (папа, мужчина). После того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия их представление (грамматическое значение слова) подводим к понятию о предложении, его структуре. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнением, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога.
III этап – практический (апрель-май).
Цель этапа: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна на разные темы: о природе, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении и многое другое. Чтобы правильно составлять синквейн, важно: - иметь достаточный словарный запас в рамках темы; - владеть: анализом, обобщением; понятиями (слово-предмет, словодействие, слово-признак); - уметь подбирать синонимы; - научиться правильно, понимать и задавать вопросы; - согласовывать слова в предложении; - правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Календарно-тематическое планирование
Период | Тема недели | Программное содержание | Варианты слов для составления синквейна |
Сентябрь | |
3 неделя | Осень. Осенние месяцы | Цель: познакомить с технологией синквейн, условными обозначениями, основными понятиями (слова-предметы (существительные), слова-признаки (прилагательные), слова-действия (глаголы), ассоциации | Осень Листья Дождь |
4 неделя | Деревья осенью | Цель: учить работать со схемой «синквейна». Развивать творческое воображение, логическое мышление, память. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества и самостоятельности. | Дуб Лес Ветка |
| Октябрь | |
| 1 неделя | Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. | Цель: уточнение, расширение и совершенствование словаря; знакомство и обогащение словаря дошкольников словами понятиями, знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн символам | Огород Помидор Грядка |
2 неделя | Фрукты. Труд взрослых в садах | Цель: Учить работать со схемой «синквейна». учить составлять рассказы с применением синквейнов; упражнять в построении грамматически правильных предложений. | Сад Яблоко Труд |
3 неделя | Насекомые. Подготовка насекомых к зиме. | Цель: формировать умение составлять синквейн с опорой на ряд картинок, согласовывать слова в предложении; - правильно оформлять свою мысль в виде предложения. | Кузнечик Жук Бабочка |
4 неделя | Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету. | Цель: учить подбирать синонимы; - научиться правильно, понимать и задавать вопросы, развивать творческое воображение, логическое мышление, память. | Аист Утка Стая |
Ноябрь | |
1 неделя | Поздняя осень. Грибы. Ягоды. | Цель: упражнять в умении рассказывать в определённой последовательности. | Гриб Пень Клюква |
2 неделя | Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных. | Цель: упражнять в умении понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями. | Лошадь Котенок Собака |
3 неделя | Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме. | Цель: формировать умение составлять синквейн с опорой на ряд картинок. | Медведь Заяц Лиса |
4 неделя | Осенние одежда, обувь, головные уборы. | Цель: Продолжать обучать составлению синквейна с опорой на модель. | Пальто Сапоги Шляпа |
Декабрь | |
1 неделя | Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой. | Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. | Снеговик Снегирь Мороз |
2 неделя | Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель. | Цель: формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синквейна. | Шкаф Кресло Кровать |
3 неделя | Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда. | Цель: уточнение, расширение и совершенствование детского словаря, развитие связной речи по теме с использованием синквейна. | Блюдце Чашка Тарелка |
4 неделя | Новый год. | Цель: развитие связной речи по теме с использованием синквейна. | Дед Мороз Снегурочка Подарки |
Январь | |
1 неделя | Праздничные дни | |
2 неделя | .Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. | Цель: упражнять в умении рассказывать в определённой последовательности. | Автобус Самолет Пилот |
3 неделя | Профессии взрослых. Трудовые действия. | Цель: формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синвейна. | Врач Продавец Воспитатель |
4 неделя | Труд на селе зимой. Орудия труда , инструменты. | Цель: развитие связной речи по теме с использованием синквейна. | Вилы Фермер Труд |
Февраль | |
1 неделя | Животные жарких стран, повадки, детеныши. | Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. | Жираф Слон Бегемот |
2 неделя | Комнатные растения, размножение, уход. | Цель: формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синквейна. | Кактус Герань Горшок |
3 неделя | Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы. | Цель: формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синквейна. | Дельфин Сом Аквариум |
4 неделя | 23 февраля. День Защитника Отечества. | Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки | Танк Солдат Автомат |
Март | |
1 неделя | Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник. | Цель: развитие связной речи по теме с использованием синквейна. | Подснежник Мама Весна |
2 неделя | Наша Родина - Россия. | Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки. | Море Гора Родина |
3 неделя | Москва -столица России. | Цель: формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синквейна. | Москва Кремль Площадь |
4 неделя | Наш родной город. | Цель: учить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. | Дон Река Город |
Апрель | |
1 неделя | Мы читаем. знакомство с творчеством С.Маршака. | Цель: продолжать обучать составлению синквейна с опорой на модель. | Воробей Зоопарк Дом |
2 неделя | Мы читаем. знакомство с творчеством К.Чуковского | Цель: развитие связной речи по теме с использованием синквейна, учить составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры | Муха Самовар Айболит |
3 неделя | Мы читаем. знакомство с творчеством С.Михалкова | Цель: формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синквейна. | Милиционер Каланча Гимн |
4 неделя | Мы читаем. знакомство с творчеством А.Барто | Цель: продолжать обучать составлению синквейна с опорой на модель. | Кораблик Игрушки Зайка |
Май | | | |
1 неделя | День Победы. | Цель: учить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. | Победа Война Мир |
2 неделя | Поздняя весна, растения и животные весной. Перелётные птицы весной. | Цель: учить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. | Весна Одуванчик Ласточка |
3 неделя | Мы читаем. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина. | Цель: закреплять умение выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли. | Сказка Богатырь Лебедь |
4неделя | Скоро в школу. Школьные принадлежности. | Цель: закреплять умение составлять рассказ-описание по схеме синквейна. | Портфель Пенал Учитель |
Список литературы
Акименко, В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. - метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.
Душка, Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 - 2005.
Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет».
Коноваленко, В. В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМиД – Москва, 2009.
Терентьева, Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября»,
№ 4 - 2006.
Ткаченко Т.А. «Учимся говорить правильно»
Ушакова, О. С., Струнина,Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010.
Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. – Т. Ц. Сфера, 2005.
Ушакова, О. С. Придумай слово. – Т. Ц. Сфера, 2010.
Борисова Л.В. Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи/ Л.В. Борисова // Синквейн как прием развития речевого творчества. – 2018. -№5