Развитие личности ученика и учителя в контексте введения ФГОС нового поколения.
Учитель истории и обществознания
МКОУ «Черемисиновская СОШ»
Миненкова Е.В.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций.
Ещё вчера учитель был главным источникам знаний. Большинство учителей были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью репродуктивного метода. Сегодня мы живём в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога.
Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС ответственность существенно возрастает. Роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят, их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Потребность современного общества такова, что, вступая во взрослую жизнь, выпускники будут постоянно сталкиваться с проблемой выбора, будут самостоятельно искать ответы на жизненные вопросы и принимать самостоятельные решения. Учение не рассматривается как простая трансляция знаний, от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников, в ходе овладения знаниями и решения проблем, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя:
- разработка (корректировка) рабочих программ по учебным предметам
- выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий)
- разработка (отбор) контрольных материалов, обработка результатов диагностических и комплексных работ
- отбор и освоение образовательных технологий типа: обучение на основе учебных ситуаций, проектные задачи, проектные методы обучения и др.
- внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио)
Роль учителя заключается в том, что бы научить ребёнка осваивать мир через учебную деятельность – «Я сам осваиваю мир». Учащиеся на уроке должны быть включены в серию взаимосвязанных учебных ситуаций, которые объединены общей целью, что обеспечивает логическую целостность урока, учащиеся получают знания из любых источников.
И все-таки главную роль в школе, по-моему, играет учитель. Именно от него зависит, будет ли та или иная методика работать на ученика или нет. Можно замечательно знать свой предмет, но не уметь заинтересовать им учащихся. И тогда о каком качестве образования может идти речь?
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все настойчивее входят в современную школу, где учителя, учащиеся, родители – участники важного для жизни школы события.
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: это профессионал, который
демонстрирует универсальные и предметные способы действий
инициирует действия учащихся
консультирует и корректирует их действия
находит способы включения в работу каждого ученика
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Одна из главных составляющих стандарта без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в школе – учитель. Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе.
Но изменилась ли роль учителя? Да, конечно. Наряду с традиционной ролью появляются следующие роли.
Учитель-консультант. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.
Учитель-модератор. Модерирование – деятельность направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.
Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика.
Современный урок – это урок, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Как учить детей, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач, которые приготовит им жизнь. И найти ответы помогает технология деятельностного подхода, настоящий инструмент учителя, позволяющий решать важные задачи по формированию у детей деятельностных способностей. Теперь задача учителя организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока, объяснили, как надо действовать в новых условиях! Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначала учебных, а потом жизненноважных проблем – вот чему необходимо научить своих учеников.
До сих пор обучение строилось в школе по такой схеме: школа «дает», ученик «берет». В результате у детей формитуется иждевенческое отношение не только к школе, но и к жизни вообще.
Главная революция стандартов - сделать системно- деятельностный подход основным инструментом педагогического труда
Деление на традиционный и нетрадиционный подход к уроку уходят в прошлое
Идти на урок с новой установкой- формировать три группы результатов (личностные, предметные и метапредметные)
Введение УУД (универсальные учебные действия) заменяет триединую цель на технологически достижимые результаты.
Обучающая: предметные результаты
Развивающая: метапредметные результаты
Воспитательная: личностные результаты
Личностные результаты:
Самоопределение (я-ученик, я-сын, я- гражданин и т.д.)
Смыслообразование (для чего?, зачем?, на этапе мотивации)
Нравственно-эстетическая ориентация (что такое хорошо?, что такое плохо?)
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Целеполагание (умение ставить цель)
Планирование (расставь по порядку, по алгоритму, в 3 столбика, по памятке и т.п)
Прогнозирование (предположи, чем закончится рассказ, закончи по другому)
Контроль (умение удерживать цель, подведение итога на каждом этапе урока, контроль не учителя, а самоконтроль)
Коррекция (работа над ошибками)
Оценка (соотнесение цели и достигнутого результата, например: «выбери самую красивую букву)
Саморегуляция (усидчивость)
Познавательные:
Общеучебные (умение писать, читать, считать и т.п.)
Знакосимволические (понимание таблиц, схем, диаграмм и т. п.)
Информационные (работа со словарями и т.п.)
Логические (анализ, синтез, сравнение,обобщение, докажи)
Коммуникативные:
Инициативное сотрудничество (совместная деятельность, направленная на достижение результата)
Планирование учебного сотрудничества (распределение ролей в группах учащимися)
Взаимодействие (работа в паре, в группе)
Управление коммуникацией (наличие лидера в группе)
Ключевой фигурой Новой школы и является учитель, на которого возлагается основная ответственность за качество и доступность образования.
Новый учитель – это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Также учитель новой школы должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в этом информационном пространстве. Человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу, а не просто урокодатель.
Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных.
Вот поэтому необходимо начать преобразование школы с учителя (в частности с учителя начальных классов), т.к. переход на ФГОС осуществляется именно в начальной школе.
Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен перестроиться на новые требования.