Развитие личностного потенциала младших школьников в условиях вариативных образовательных маршрутов.
Настоящий педагогический проект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном образовании. Реализация в педагогической практике способа организации учебной деятельности с использованием вариативных образовательных маршрутов позволяет учителю и учащимся преодолеть затруднения, связанные с отсутствием интереса к учебе, неуверенности в своих силах, активизировать внутренние силы ребенка, опираться на значимые для него стимулы, обеспечить каждому учащемуся возможность достижения планируемых результатов обучения с учетом его индивидуальных особенностей.
Актуальность
Изменившиеся социально-экономические условия развития общества предполагают новые требования к системе образования, к целям и направлениям её реформирования: повышение гибкости и мобильности образования, создание реальной вариативности образовательных систем, наиболее полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых. Перспективы развития современной системы образования усматривают в большей альтернативности и индивидуализации обучения, в расширении форм образовательной деятельности. Всё чаще подчеркивается необходимость выбора учеником содержательных и процессуальных аспектов образования и максимальное приближение этого выбора к реальным интересам и возможностям каждого ученика. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием.
Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения, что наиболее успешно может быть реализовано в условиях активного применения вариативных образовательных маршрутов, позволяющих обеспечить право ученика на собственный образовательный путь, на индивидуальную образовательную траекторию.
Решение данной проблемы определило цель исследования: определение влияния вариативных образовательных маршрутов на развитие личностного потенциала младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: методические основы обучения школьников в условиях измененной структуры и содержания образования через внедрение вариативных образовательных маршрутов.
Гипотеза исследования: использование новой модели организации учебной деятельности способствует развитию творческих качеств, интеллекта, познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения и уровень социальной адаптации школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- изучить теоретический материал по данной проблеме;
- определить условия эффективности индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса обучения школьников;
- разработать дидактические задания, ориентированные на реализацию вариативных образовательных маршрутов;
- изучить особенность воздействия разработанной системы на индивидуальное развитие учащихся, выявить практическую значимость применяемых методов обучения.
Сформулированные цели и задачи базируются на требованиях обязательного минимума содержания образования и отражают основные направления педагогического процесса по развитию личности.
Основное содержание проекта.
В современной методологии опыт применения вариативных образовательных маршрутов представлен работами Галацковой И.А. «Вариативные образовательные маршруты учащихся и их психологическое обеспечение», г. Ульяновск, 2006 г., Беспалько В. П. «Персонифицированное образование», Педагогика. – 1998. – N 2. – С.12-17, Каменский А. М., Смирнова Э. Ю. «Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях общеобразовательной школы. Школьные технологии», – 2000. – N 3. Лукьянова М. И. «Вариативный образовательный маршрут», Учитель. – 2007. – N 1. – С. 9-11. Лукьянова М. И. «Реализация вариативных образовательных маршрутов учащихся в массовой школе», Ульяновск: УИПКПРО, 2007. – 80 с. Цой О. Н. «Индивидуальные образовательные траектории учащихся как условие их творческой самореализации» М.: ПОСО РАО, 1999. – С. 285-291. Селевко Г.К. «Альтернативные педагогические технологии», М., 2005. Ими же предложены и механизмы реализации и критерии диагностики личностного развития ученика.
Настоящий педагогический проект имеет практико-ориентированную направленность.
Технология индивидуализированного обучения в условиях реализации вариативных образовательных маршрутов предполагает последовательное прохождение основных этапов учебной деятельности: диагностика особенностей учащихся, фиксирование фундаментальных образовательных объектов, одновременная реализация индивидуальных образовательных программ, демонстрация их образовательных продуктов, оценка деятельности.
Педагогический аспект новой модели обучения реализовался через разработку стратегии взаимодействия учителя с разными группами. На всех этапах урока в условиях применения вариативных образовательных маршрутов должны быть реализованы следующие задачи:
средствами внутриклассной дифференциации совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышение уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей);
развивать логическое мышление, креативность при опоре на зону ближайшего развития;
формировать учебно - познавательную мотивацию;
создавать условия для развития интересов и специфических способностей каждого ребёнка.
В соответствии с этими задачами была разработана технология познавательной деятельности учащихся.
Реализация проекта
Сроки реализации проекта – 3 года - определяется продолжительностью обучения в начальной школе.
Партнерами в реализации настоящего педагогического проекта являются учитель начальных классов и педагог-психолог.
Целевой аудиторией являются ученики начальной школы.
Программное обеспечение для нововведения:
- используемая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, примерных программ для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений;
-учебно-методический комплекс с использованием учебного оборудования (проектор, интерактивная доска, хрестоматии, спец. литер., наглядные пособия), информационного материала (презентации, тренажёры), разноуровневого дидактического материала (сборники тестов, проверочных работ и т.д.)
План реализации проекта:
Содержание | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап Изучение методической и специальной литературы по проблеме Анализ условий реализации проекта Разработка концепции применения технологий в процессе работы над данной темой Определение критериев оценки и способов мониторинга Организация взаимодействия всех участников. Проведение диагностики учащихся с целью распределения их по группам в соответствии с их способностями, возможностями. | 2022-2025 уч. год | учитель, психолог |
Основной этап Отбор содержания и материала Разработка стратегии взаимодействия учителя с разными группами Реализация индивидуальных образовательных программ Разработка системы заданий различного уровня трудности и объема Разработка системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах Применение психолого-педагогического инструментария для мониторинга личностного развития учащихся Демонстрация образовательных продуктов Транслирование наработанного опыта по данной теме | 2022-2023 уч.год, 2022-2023 уч. год, 2023-2024 уч.год 2024-2025 уч.год в течение всего периода | учитель, психолог |
Итоговый этап Мониторинг хода реализации проекта и внесение корректив, оформление результатов. | 2025 год | учитель, психолог |
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося.
В практической деятельности учителя широко используются современные дидактические формы и методы: метод вживания – происходит «вселение» учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно–образных и мысленных представлений создаются специальные условия, позволяющие ученику «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Данный метод необычайно эффективен, поскольку задействует неиспользуемые обычно возможности детей; метод конструирования правил – изучаемые правила «открываем» с учениками. Исследование проводится по алгоритму; метод ученического целеполагания – учащиеся либо выбирают цели из предложенных учителем, их классифицируют, обсуждают, либо конструируют свои цели с помощью алгоритмов, либо формулируют цели на основе рефлексии; метод ученического планирования – детям предлагаю спланировать свою образовательную деятельность на определенную тему, это очень помогает при заполнении индивидуального контрольного листа при проведении рефлексии в конце каждого урока и в конце изучения темы; метод самоорганизации обучения – работа с учебником, дополнительной литературой, изготовление моделей, поделок, творческих работ и исследований; метод взаимообучения – учащиеся в парах, в группах или в коллективных занятиях с классом выполняют роль учителя; метод рецензий – учимся анализировать образовательный продукт своих одноклассников, какой–либо материал, просмотренный фильм, рецензии даются по алгоритму, с помощью слов, фраз–подсказок; метод контроля и оценки.
Особое место в условиях реализации вариативных образовательных маршрутов отводится индивидуальной, групповой и коллективной и особенно - проектной деятельности, применению ролевых, практико – ориентированных, проблемных форм и методов обучения.
Технология применения вариативных образовательных маршрутов в начальной школе. Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на применение новой модели организации учебной деятельности обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны.
Вариативные образовательные маршруты выстраиваются на основе учёта следующих процессов: развитие личности ребёнка: самоотношение, самосознание «Я-концепция», познавательная мотивация, тревожность; саморегуляция: адаптация, поведение, способность к самоконтролю; психических познавательных образовательных процессов: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, развитие речи, интеллект способности (творческие), креативность, развитие мелкой моторики; учёт состояния здоровья: физического, психического, соматического.
На основании результатов обследования учащиеся распределяются в 3 группы (группы по составу являются «плавающими», т.к. в зависимости от своих успехов ученик может перейти из одной группы в другую):
1 группа учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе: неуверенность в себе, низкая самооценка, низкий уровень интеллектуального развития, высокий уровень тревожности, низкий уровень адаптации, мотивации, самоконтроля, развития мелкой моторики, физическое, психическое и соматическое здоровье соответствует возрастной норме. Такого ребенка можно условно отнести к вариативному образовательному маршруту для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
2 группа - у ребенка низкий уровень физического здоровья, но для этой группы характерны следующие показатели: самооценка может быть как низкая, так и адекватная, и высокая, учащиеся с разным уровнем интеллектуального развития, тревожности, мотивации и самоконтроля, высокая утомляемость, мелкая моторика может быть развита как на высоком уровне, так и на низком или среднем. Такого ребенка условно можно отнести к вариативному образовательному маршруту для учащихся с ослабленным здоровьем
3 группа - высокая степень подготовки к школе, характеризуется следующими показателями: уверенность в себе, завышенная самооценка
высокий уровень интеллектуального развития, низкий или средний уровень тревожности, высокий уровень адаптации, мотивации, самоконтроля, высокий и средний уровень развития мелкой моторики, способность к творчеству при выполнении заданий, физическое, психическое и соматическое здоровье соответствует возрастной норме. Таких учащихся условно можно отнести к вариативному образовательному маршруту для учащихся с опережающими темпами развития
Таким образом формируется банк данных на детей класса, который содержит всю необходимую информацию для организации учебного процесса.
Изучая особенности личностного развития детей различных вариативных образовательных маршрутов, понятно, что у детей одного и того же маршрута обнаруживаются сходные проблемы и трудности в личностном развитии.
В соответствии с этим должна быть организована следующая психологическая работа по обеспечению вариативных образовательных маршрутов:
1. Специальная развивающая работа с учащимися, направленная на формирование их психологических умений и способностей – интеллектуальных, организационно - деятельностных, рефлексивных, коммуникативных.
2. Специальная обучающая работа с педагогами, работающими в классе, по развитию их психолого-педагогической компетентности. Психологу необходимо сформировать у педагогов психологическую готовность к проектированию учебного процесса в рамках конкретного образовательного маршрута.
Педагогический аспект реализации новой модели обучения реализуется через разработку стратегии взаимодействия учителя с разными группами.
Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 3 группу (с опережающими темпами развития), предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Нельзя не признать, что предлагаемые работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.
Для учащихся 2 группы (с ослабленным здоровьем) работа организуется с учётом как состояния здоровья, так и учебной успешности. Вместе с учащимися 3-ей группы привлекаю их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера. Однако, некоторые задания, обязательные для учеников 3 - ей группы, предлагаются в качестве добровольных.
Ученики 1-й группы (учащиеся, имеющие трудности в обучении) нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 1-й группы, предлагаю им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового. Работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза.
Для отдельно взятой группы подбираются задания разных видов, содержание которых структурировано с учётом результатов диагностики и направлены на реализацию внутреннего потенциала каждого ребёнка. Задания предлагаются по выбору. Ребенок может сам с учетом склонностей к какому-либо виду деятельности выбирать и выполнять задания индивидуально, т.е. в условиях вариативных образовательных маршрутов существует не только групповая, но и внутригрупповая дифференциация. Такие задания учащиеся могут выполнять как на учебном занятии, так и в группе продленного дня или дома.
Такая работа даёт много возможностей для внутренней дифференциации. Задание даётся группе, а не отдельному ученику и это позволяет учащимся выстраивать собственную траекторию деятельности, с учётом личностного потенциала, но при этом учитывать, что работа направлена на единый результат. В такой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать своё мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями. Важнейшим итогом такой организации учебного процесса является формирование и развитие коммуникативных и социальных компетенций.
Обязательное условие работы учителя - постоянный анализ достижений учеников. Смысл диагностирования видится в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать предметы. Как ребенок включается в работу, какова степень развития его волевых качеств, самоконтроля? Особенно актуально это звучит сегодня, когда учитель определяет степень развития основных качеств умственной деятельности ученика. Завершающим этапом будет диагностическое обследование учащихся класса в конце учебного года, которое планируется в мае, это позволит отчетливо проследить динамику продвижения учеников и вовремя организовать коррекцию достижений. Чтобы иметь представление о личностном развитии каждого ребенка, необходимо вести наблюдения за его продвижением относительно себя самого, выявлять временные затруднения и отслеживать и поощрять успехи. Для мониторинга личностного развития ребёнка разработан и применяется психолого-педагогический инструментарий:
интеллект: методика «Цветные матрицы» Дж. Равена, методика Векслера,
методика «Рисуем человека» А.Л.Венгер, Развитие интеллектуальных способностей младшего школьника (автор Тихомирова Л.Ф., Басов Н.В.),
методика изучения словесно- логического мышления Э.Ф.Замбичавичене;
креативность: методика Торенса, «Развитие творческого мышления» Симановский А.Э., «Оценка развития творческого воображения» СубботинЛ.Ю.;
субъектность в образовательном процессе: анкета по выявлению предпочитаемых предметов
адаптация: анкета И.В.Крупа «Школа», А.А. Андреев «Преемственность предмета и учителя»;
мотивация: «Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью»;
«Я-концепция»: методика «Лесенка А.А. Александрова».
Результативность психолого - педагогического обеспечения вариативного образовательного маршрута определялась по изменениям в уровне интеллектуального развития учащихся, их потенциальных способностей, креативности, уровне сформированности учебной мотивации и мотивации стремления к достижениям, проявлении субъектности в образовательном процессе, повышению качества обучения учащихся.
Список использованной литературы.
Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное образование. - 2008. - №7. - С.243-250.
Беспалько, В.П. Персонифицированное образование. Педагогика. – 1998. – N 2. – С.12-17.
Галацкова, И.А. Вариативные образовательные маршруты учащихся
и их психологическое обеспечение г. Ульяновск, 2006 г.
Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.
Евстифеева, О. На пути к школе индивидуального образования / О. Евстифеева // Директор школы. - 2004. - №4. - С.60-63.
Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до после. - 2007. - №12.
Каменский, А.М., Смирнова, Э.Ю. Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях общеобразовательной школы. Школьные технологии. – 2000. – N 3.
Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41.
Лернер, П.С. Субъектные поиски смысла содержания образования как новая задача педагогики сотрудничества / П.С. Лернер //Известия Академии педагогических и социальных наук.- М.,2008. - Вып.12.
Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.
Лукьянова, М.И. Вариативный образовательный маршрут .Учитель. – 2007. – N 1. – С. 9-11.
Лукьянова, М.И. Реализация вариативных образовательных маршрутов
учащихся в массовой школе – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. – 80 с.
Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005.
Туринова, Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения / Н.П. Туринова //Образование в современной школе. - 2006. -№4. - С.48-54.
Цой О. Н., Проценко О. Ю., Хуторской А. В. Индивидуальные образовательные траектории учащихся как условие их творческой самореализации // Школа — 2000: Концепции, методики, эксперимент: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ПОСО РАО, 1999. С. 285—291.